Ходченкова Галина Михайловна
учитель биологии
МОУ «Жарковская СОШ №1″
Тверская область
Урок биологии в 5 классе
«Организменная среда обитания»
Цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.
Задачи урока:
Образовательные:
-
углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;
-
раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.
Развивающие:
-
развивать самостоятельную деятельность;
-
умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
-
научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.
Воспитательные:
-
формирование умения работать в коллективе;
-
уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Планируемые образовательные результаты:
-
личностные: объяснять характерные признаки организменной среды;
-
метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте;
-
предметные: приводить примеры обитателей организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данной среде.
Оборудование: компьютер, проектор, учебная презентация, тетрадь-тренажер №1
Ход урока:
1. Организация класса
Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-7
— Ребята, назовите известные вам среды обитания (слайд 3)
— Посмотрите на слайд и определите, какие среды обитания занимают эти животные?
(слайд 4). Охарактеризуйте каждую из сред (слайд 4-7)
-
Работа над новым материалом
-
Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)
— Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? (слайд 8)
— Что вам известно об этой среде обитания? Что хотели бы узнать? Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ. (Вопросы фиксируются на доске).
-
Основные особенности среды.
-
Обитатели.
-
Приспособленность организмов в данной среде.
— Ребята, сформулируйте тему и задачи урока (запись темы урока в тетрадях) (слайд 9)
Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма (слайд 10)
— Каковы же особенности данной среды обитания? (слайд 11)
— Где и как узнать! (слайд12)
3.2. Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой) (слайд 13)
1. учебник – с.28
2. таблица «Характеристика организменной среды обитания» (приложение1)
— Какие особенности организменной среды обитания, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?
4. Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).
(Обитатели организменной среды, их приспособленность к паразитизму)
— Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их
приспособления к жизни в данной среде (слайд14-15)
— Для того, чтобы подробнее познакомиться с обитателями организменной среды и их
приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в парах по рядам.
1 и 3 ряд — организмы-паразиты животные
2 ряд — организмы-паразиты растения
— Для работы используйте учебник — стр.28-29, информационные листы, в которых даётся дополнительный материал и указана форма отчёта (приложение 2-3)
В тетради записываете краткие выводы.
5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).
Выступление представителей от каждой группы сопровождается показом слайдов16-33,
дополняется учителем
6. Применения новых знаний (слайд34)
6.1. Заполнение таблицы «Характеристика сред жизни»
Характеристика условий обитания | Примеры приспособленности организмов к обитанию в данной среде | |
|
|
|
(с последующей проверкой)
1. учебник – с.28-29
2. тетрадь-тренажёр №1 ,с.33
6.2. Подведения итогов работы (проведение самооценки)
— Поставьте себе оценку за проделанную работу.
Критерии:
Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»
Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо»
Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать
7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд35)
§ 9, с.28-29; повторить § 7-8
Творческое задание (по выбору)
-
Составить 1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела.
-
Приготовить презентацию «Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища»
8. Рефлексия
-
Что нового вы для себя открыли?
-
Что больше всего вам понравилось на уроке?
-
Вы удовлетворены полученными знаниями?
Спасибо за внимание! (слайд36)
Список литературы
1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм.
5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение,
2012.-128-29с
2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.
Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-33с.
3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.
Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-39с.
Интернет-ресурсы
1.глисты http ://worm -s .ru /pics 1.htm
2. блоха http ://slovarionline .ru /biologicheskiy _entsiklopedicheskiy _slovar /page /blohi .808
3. вши http ://www .shutterstock .com /s /%D 0%B 3%D 0%BD %D 0%B 8%D 0%B 4%D 0%B 0/search .html
4. среды жизни http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-usloviya-zhizni-organizmov.html
5. паразитические ленточные черви: свиной цепень http://900igr.net/kartinki/biologija/Parazity-rastenij/040-Paraziticheskie-lentochnye-chervi.html
6. бычий цепень http://900igr.net/kartinki/biologija/Parazity-rastenij/042-Paraziticheskie-lentochnye-chervi.html
7. повилика http://medgrasses.ru/povilika.html
8. заразиха http://regionagrohim.ru/zarazixa-podsolnechnika
9. раффлезия http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=111975,
http://www.liveinternet.ru/users/kumushki/post187126066/,
http://blogs.privet.ru/community/cats_flowers?year=2011&month=4&day=26
10.аскарида http://decemtop.ru/jivotnie/top-10-samie-otvratitelnie-paraziti-cheloveka.html
11.острицы http://www.tiensmed.ru/news/142
12.одежда в лес http://www.reitings.ru/articles/detail.aspx?id=211, http://mrsom.my1.ru/news/2013-06-23