Тема: Бактерии в организме человека.
Возраст: 5 класс ФГОС
Программа: ОС «Школа 2100».
Цель: Рассмотреть роль бактерии в организме человека.
Предметные результаты:
– сформировать умение характеризовать вред и пользу, которые разные бактерии приносят человеку;
– сформировать умение использовать знания о бактериях при соблюдении правил повседневной гигиены;
– сформировать умение понимать смысл биологических терминов.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
-
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
-
Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
-
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок в текст и пр.).
Коммуникативные УУД
-
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
-
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
-
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
-
Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-
Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
-
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Вид и тип урока: изучения нового материала
Технологии: ИКТ, продуктивного чтения, исследовательской деятельности
Оборудование: ПАК, презентации, 2 отрывка видеофильма, ЕЦОР, Учебник Биология 5 класс.
Домашнее задание: Мини – проект «Какие продукты создают бактерии» (провести исследования, сделать выводы, представить результат)
Действия педагога | Действия учащихся | ||
Актуализация необхо-димых знаний.
| Слова учителя — Посмотрим, как вы запомнили информацию о бактериях. ( Предлагается учащимся провести самооценку по предыдущей теме. Проводится работа с компьютером в парах по алгоритму: ЕЦОР-Био.6 кл. трайтак тема 13, параграф64 , 1 Слова учителя: Вы посмотрели фрагмент фильма, у каждого из нас имеется жизненный опыт, подумайте, и из своего жизненного опыта приведите факты об влиянии бактерий на живые организмы. УУД Личностный (Умение оценить жизненную ситуацию) |
Слова учителя
Предлагаю продолжить исследования, но что для этого необходимо использовать: несколько источников информации. Необходимо зайти на мой компьютер и в файловом документе найти «исследование признаков заболеваний»
Информацию находим на сайте Википедии В разделах симптоматика или клиническая картина.
Внешние Признаки заболеваний | Причины
| Меры профилактики | |
Чума |
|
|
|
Холера |
|
|
|
Дифтерия |
|
|
|
Столбняк
|
|
|
|
|
Слова учителя: Назовите какие же основные причины заболеваний?
УУД: Познавательное: преобразование информации; самостоятельно вычитать фактуальную, подтекстовую информацию; строить рассуждение; умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативная: осуществлять взаимодействие в группе.
Регулятивные: работа по решению проблемы и сам. достижение цели.
Предлагаю посмотреть фильм № 2
Слова учителя:
— Какую проблему нам нужно решить?
Презентация: Профилактика заболеваний
Обобщаем, Так как человек защитит себя от бактерий и микробов?
Выясним, в чем польза бактерий и вред?
Читаем текст учебника
Стр. 73 задаем вопросы по тексту, используя предыдущие знания №9,10,11.
Читают текст учебника
Стр. 74
Учащиеся проводят самообследование и результат вносят в таблицу.
Учащиеся работают по вариантам:
1 вариант: чума
2 вариант: холера
3 вариант: дифтерия
4 вариант: столбняк
Учащиеся по вариантам заполняют
Колонку « Внешние признаки
Заболеваний»
Учащиеся называют причины:
1.отсутствие гигиены,
2. грязная вода,
3. укусы животных и др.
Как лучше защититься от бактерий ?
Читают текст учебника
Стр. 75
Показ и комментарий ребенка.
И записываем в тетрадь.
Презентация подготовлена учащимся.
— умываться, мыть руки
— поддерживать чистоту
— закаливание и физкультура
— хорошее питание
— поддержание чистоты.
Записываем в тетрадь, в таблицу «Меры профилактики».
Самостоятельное применение знаний
Слова учителя: Следуя алгоритму, проведите самопроверку своих знаний, полученных сегодня на уроке.
Дрофа – оглавление-бактерии-54 польза и вред.
Тест и самооценка результатов.
— без ошибок?
— одна ошибка?
— много ошибок?
УУД: Регулятивные совершенствование критерии самооценки
Учащиеся проводят самооценку по интерактивному заданию.
Итог.
Сформулируйте главную мысль урока.
Определите, какие бактерии полезные, а какие вредные.
Достигли цели урока: провели самообследование, заполнили таблицу, провели самоконтроль, посмотрели и поработали с презентацией и видеофильмами:
Решили проблему: назвали вредных и опасных бактерий, отметили полезных бактерий.
Признаки | Вывод | |
Наблюдение Описание Моделирование Исследования Сравнения Анализа
| Покраснение кожи |
|
Побледнение кожи | ||
Жар, | ||
озноб | ||
слабость | ||
сыпь | ||
рвота | ||
нарывы | ||
понос |
Самообследование:
Цель: исследовать состояние своего организма.
Признаки | Вывод | |||
Наблюдение Описание Моделирование Исследования Сравнения Анализа
| Покраснение кожи |
| ||
Побледнение кожи | ||||
Жар, | ||||
озноб | ||||
слабость | ||||
сыпь | ||||
рвота | ||||
нарывы | ||||
понос |
Самообследование:
Цель: исследовать состояние своего организма.
Признаки | Вывод | |
Наблюдение Описание Моделирование Исследования Сравнения Анализа
| Покраснение кожи |
|
Побледнение кожи | ||
Жар, | ||
озноб | ||
слабость | ||
сыпь | ||
рвота | ||
нарывы | ||
понос |
Самообследование:
Цель: исследовать состояние своего организма.
Признаки | Вывод | |||
Наблюдение Описание Моделирование Исследования Сравнения Анализа
| Покраснение кожи |
| ||
Побледнение кожи | ||||
Жар, | ||||
озноб | ||||
слабость | ||||
сыпь | ||||
рвота | ||||
нарывы | ||||
понос |
Самообследование:
Цель: исследовать состояние своего организма.
Признаки | Вывод | |
Наблюдение Описание Моделирование Исследования Сравнения Анализа
| Покраснение кожи |
|
Побледнение кожи | ||
Жар, | ||
озноб | ||
слабость | ||
сыпь | ||
рвота | ||
нарывы | ||
понос |
Проект — исследование «Какие продукты создают бактерии».
Цель: на личном опыте доказать важность и необходимость бактерий в жизни человека.
Задание №1 Собрать этикетки или фото продуктов изготовленных с применением бактерий или микроорганизмов. Систематизировать их и интересно представить.
Задание №2 Провести исследование. Самостоятельно приготовить продукты в домашних условиях с применением микроорганизмов. Результаты оформить в таблицу и представить:
Условия: свет Температура Влажность и др. | Время приготовления | Технология приготовления. | |
йогурт |
|
|
|
простокваша |
|
|
|
квашения |
|
|
|
творог |
|
|
|
Проект — исследование «Какие продукты создают бактерии».
Цель: на личном опыте доказать важность и необходимость бактерий в жизни человека.
Задание №1 Собрать этикетки или фото продуктов изготовленных с применением бактерий или микроорганизмов. Систематизировать их и интересно представить.
Задание №2 Провести исследование. Самостоятельно приготовить продукты в домашних условиях с применением микроорганизмов. Результаты оформить в таблицу и представить::
Условия: свет Температура Влажность и др. | Время приготовления | Технология приготовления. | |
йогурт |
|
|
|
простокваша |
|
|
|
квашения |
|
|
|
творог |
|
|
|
Проект — исследование «Какие продукты создают бактерии».
Цель: на личном опыте доказать важность и необходимость бактерий в жизни человека.
Задание №1 Собрать этикетки или фото продуктов изготовленных с применением бактерий или микроорганизмов. Систематизировать их и интересно представить.
Задание №2 Провести исследование. Самостоятельно приготовить продукты в домашних условиях с применением микроорганизмов. Результаты оформить в таблицу и представить:
Условия: свет Температура Влажность и др. | Время приготовления | Технология приготовления. | |
йогурт |
|
|
|
простокваша |
|
|
|
квашения |
|
|
|
творог |
|
|
|