Дубовкина С.А.

Урок №35

  1. Тема урока: «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»

2. Интегрирующая дидактическая цель: формировать умение различать в словах ь и ъ.

  1. Целевой план действий для учащихся:

  • повторить правила правописания в словах ъ и ь;

  • упражнять в правописании слов с разделительным “ь” и “ъ”;

  • развивать навыки правильного и грамотного письма;

  • способствовать развитию речи и логики мышления;

  • воспитывать бережное отношение к слову, его структуре.

  1. Банк информации:

а) входной контроль

Ответьте на вопросы:

— Какие буквы не обозначают звука?

— Зачем нужны ъ и ь?

б) объяснение нового материала

Сказка «Домики для знаков»

Жили-были разделительные Ъ и Ь знаки. И решили они устроить соревнование: кто построит самый красивый и прочный дом. Разделительный Твердый знак строил многоэтажный дом. Он поднимал тяжелые блоки подЪемным краном. А около подЪезда своего дома повесил обЪявление: « ОбЪезжайте, пожалуйста, клумбы!». Дом Твердого разделительного знака расположился сразу за железнодорожной станцией «Приставка», которая заканчивалась на Согласной остановке. А после дома твердого разделительного знака стояли коттеджи Гласных букв Е, Е, Ю, Я.

Разделительный Ь знак строил дом не один. Он попросил помощи у ВоробЬя и ОбезЬяны.

— Вместе мы быстро залЬем фундамент и прибЬем гвозди, — сказал Воровей.

Свой дом разделительный Ь знак построил напротив дома разделительного Ъ знака, поэтому гласные буквы Е, Е, Ю, Я тоже были его соседями. А скоро рядом с Ь знаком поселилась гласная буква И.

Наступило время определить, чей же дом самый красивый и прочный. Долго совещалось жюри и решило, что оба дома хороши, а победителя в споре нет. Так и живут разделительный твердый и мягкий знаки в своих чудесных домах.

— Не чересчур ли ты добряк? —

Так знаку Ь промолвил Ъ знак.

— Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-

Знак Ь твердому на это отвечал.

— Ты тверд и груб, как суковатый дуб

Давным-давно пора как букву ЯТЬ

Тебя из азбуки изъять…

— Друзья, Ваш разговор — никчемные слова, —

Услышав этот спор сказала буква А.

— Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

Конспект урока по русскому языку "Разделительные твёрдый и мягкий знаки" 3 класс

в) закрепление нового материала

Уровень А

Задание 1.

Цель: — проверить умение писать Ъ в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.

Соединить концы, приезд гостей, выехать из города.

Задание 2.

Цель: — проверить умение писать Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.

Стул, крыло, лист, дерево, колос.

Задание 3.

Цель: — закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).

Брат__я раз__яснить волч__и

Об__ехать об__яснить руч__и

Пол__ют в__ехать в__езд

Осен__ю в__юга в__ёт

Задание 4.

Цель: — проверить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.

Солов…и, в…ехать, об…яснение, в…юга, ш…ёт, ноч…ю, с…ел, обез…яна, под…езд, по…езд, об…явление, по…явление.

Уровень Б

Задание 1.

Цель: — проверить умение писать Ъ в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.

Выехать из города, въехать на гору, спуск с горы.

Задание 2.

Цель: — проверить умение писать Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.

Брат, друг, звено, клок, полено.

Задание 3.

Цель: — закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).

хлоп__я раз__яснить лис__и

с__ехать об__ект здоров__е

л__ют в__ётся раз__ярён

п__ю от__езд ш__ёт

Задание 4.

Цель: — проверить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.

Ел…ю,об…едали, лукомор…е, с…езжать, с…экономить, до…есть, под…ём, суд…я, б…ётся, об…единяет, медвеж…и, пред…явил.

Уровень С

Задание 1.

Цель: — проверить умение писать Ъ в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте словосочетания. 2. Замените выделенные слова словами с Ъ и противоположными по значению. 3. Запишите словосочетания.

Спуск с горы, успокоить медведя, причёсанный мальчик.

Задание 2.

Цель: — проверить умение писать Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Прочитайте слова. 2. Замените их словами, обозначающими много предметов. 3. Запишите.

Клин, прут, сук, сын, полоз.

Задание 3.

Цель: — закрепить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Вставь Ъ или Ь. 2. Докажи графически (выдели приставку, корень, подчеркни гласную после Ъ или Ь).

Раз__ехались с__ёмка полын__я

Коп__ё под__езжали с__ёжиться

Об__ехать в__ется с__едобный

Руч__и под__ёмный заяч__и

Задание 4.

Цель: — проверить умение писать Ъ и Ь в словах.

Методический комментарий для учащихся:1. Спиши слова, вставляя, где нужно разделительные Ъ или Ь. 2. Докажи графически.

Раз…единил, в…юга, с…бежал, за…явил, коз…е, раз…ярённый, под…ел, плат…е, необ…ятный, под…ёмник, крест…янин, бул…он.

Выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Продолжи предложения:

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

Методический комментарий для учащихся:

Вспомни фразеологизм. Когда так говорят?

Конспект урока по русскому языку "Разделительные твёрдый и мягкий знаки" 3 класс

В каком слове буква Я обозначает 2 звука:

Коля забивал колья.

Выберите номер слова, в котором нужно поставить «Ъ»:

  1. вы…яснение 3. за..бежал

  2. руж…ё 4. раз…езжать

Выберите номер слова, в котором пропущен «Ь»:

  1. л…ёт 3. под…ел

  2. по…ездка 4. с…едобный

Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Продолжи предложения:

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

Методический комментарий для учащихся:

Вспомни фразеологизм. Когда так говорят? Соедини.

с распростертыми объятиями неразлучны

водой не разольешь радушно

В каком слове буква Е обозначает 2 звука:

Я сел и огурец съел.

Выберите номера тех слов, где нужно поставить Ъ:

  1. об…езжает 4. в…ючный

  2. в…едливый 5. вз…ерошенный

3. нал…ёт 6. вы…яснять

Выберите номера слов, в которых нужно поставить Ь:

  1. п…ет 4. с…ел .

  2. раз…езд 5. в…юнок

  3. раз…гром 6. на…езжать

Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Методический комментарий для учащихся:

Продолжи предложения:

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

Вспомни фразеологизм. О каком человеке так говорят? Выбери.

собаку съел (опытный, голодный, сытый)

заячья душа ( смелый, хитрый, трусливый)

Придумай слова, где буква Ё обозначает 1 и 2 звука.

Выберите номера слов, в которых нужно поставить «Ъ»:

  1. П…ют 4. До…ехал

  2. С…ем 5. С…ёжился

  3. Об…явил 6. Под…оконник

Выберите номера слов, в которых пропущен «Ь»:

  1. об…ём 4. заб…ёт (гол)

  2. печен…е 5. с…ездит

  3. по…едет 6. реч…ю

Использованные ресурсы:

  1. Е.П.Плешакова. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы.Волгоград, «Учитель», 2007.

  2. http://wiki.saripkro.ru/index.php/Проект:_Сказки_по_правилам. Дата посещения: 09.02.2012г. 10.05.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here