«Утверждаю» «Согласовано» «Согласовано»
Директор МКОУ СОШ №6 Зам.директора по УВР Протокол заседания М/О
учителей_________________
_____________/Л.В.Попова/ _______________/Н.И. Коваленко / от __________№_______
«___»____________2013г. «___»____________2013_г. ________________________
/подпись рук м/о, расшифровка/
Принято
на заседании педагогического
совета МКОУСОШ №6
(протокол от 30.08.2013 №1)
Рабочая программа
«Экономика: история и современная организация
хозяйственной деятельности»
для 7 — 8 классов
на 2013-2014 учебный год
учителя географии МКОУ СОШ № 6 г. Ипатово
Платоновой Галины Николаевны.
г.Ипатово — 2013 г
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………
Содержание программы……………………………………………..
Тематическое планирование по курсу
«Экономика: история и современная организация
хозяйственной деятельности»…………………………………………
Требования к уровню подготовки учащихся……………………….
Список рекомендуемой литературы………………………………………..
Рабочая программа по курсу
«Экономика: история и современная организация
хозяйственной деятельности»
(7 — 8 класс)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по экономике для 7 – 8 классов составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по экономике на основе Примерной программы основного общего образования по экономике и авторской программы для 7-8 классов И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». Программа рассчитана на 70 часов в 7-8 классах, по 35 часа в год (1 час в неделю) в каждом классе. При этом каждой теме отводится соответствующее время.
Рабочая программа по экономике предполагает в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ № 6 г. Ипатово преподавание учебного курса «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»: в 7 классе («Введение в экономику»), в объёме 35 часов в год (из расчёта 1 час в неделю на 35 учебных недель). В 8 классе, в объёме 35 часов в год (из расчёта 1 час в неделю на 35 учебных недель).
Для реализации данной рабочей программы используется следующий УМК:
-
Липсиц И.В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Вита-Пресс, 2010 г.
-
Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н. Поташева. – М.: Вита – Пресс, 2008.
-
Липсиц И.В. Рабочая тетрадь для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений – М: — Вита – Пресс, 2009.
-
Корнева Т.А. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5 – 9 классы. – М.: Глобус, 2008.
-
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006
-
Сафронова Г.А. Экономика. 7 – 8 классы: поурочные планы по учебнику Липсица И.В.. – Волгоград: Учитель, 2007.
-
А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2009.
-
Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 7-8 классов, поскольку в нашей школе мы стремимся создать систему непрерывного экономического образования, охватывающую несколько классов, начиная с 7 класса по 11 класс.
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование.
Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа по Экономике призвана познакомить учащихся с экономической и хозяйственной жизнью общества, дать основные представления об экономических законах, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией» и др. Программа готовит мышление учащихся к восприятию более «серьезных» и «взрослых» экономических и хозяйственных тем.
Содержание курса определяет своеобразие его методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам, семейным домашним заданиям, знакомству с рыночными структурами, окружающими семью. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.
Цели и задачи курса «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»:
— формирование экономического мышления, интереса к изучению экономических дисциплин;
— освоение системы знаний об экономической деятельности;
— воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду;
— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.
Система уроков в 7-8 классах призвана дать учащимся основы экономических знаний, сформировать у них представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.
В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География». Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура». Математика: умение решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств, с течением истории, природопользование.
В ходе изучения экономики в 7-8 классах учащиеся узнают:
-
Сущность и задачи экономической науки
-
Как устроена хозяйственная жизнь человека
-
Как организуется производство благ
-
Как возникают и развиваются товарно-денежные отношения
-
Как стать собственником и как защитить свою собственность и т.д.
Самостоятельные и практические работы (деловые и ролевые игры), выполняемые учащимися.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение экономической информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современной экономике на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в экономической жизни;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения экономической рациональности;
В 7-8 классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для: обучения
учащихся умению получать экономическую информацию из разнообразных источников;
формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации;
обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения экономической целесообразности.
Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.
Технология критического мышления дает возможность:
-
практического применения полученных знаний;
-
развития навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения ,решения проблемы;
-
повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
-
развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
-
формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Технология проектного обучения формирует:
-
умение взаимодействовать в команде, распределять роли.
-
умения конструировать собственные знания,
-
ориентироваться в информационном пространстве.
-
умение презентавать результаты собственной деятельности через создание проектов разного вида: учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.
ИКТ – технологии дают:
-
экономию времени,
-
наглядность,
-
своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела.
-
повышение познавательного интереса ,
-
создание ситуации успешности на уроке.
Технология интерактивного обучения:
-
Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.
-
Моделирование жизненных ситуаций,
-
использование ролевых игр,
-
совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты.
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
— устные развернутые ответы;
— тестирование (5-15 минут);
— работа с экономическими терминами (письменно и устно);
— практические работы (деловые и ролевые игры).
Содержание рабочей программы
по курсу «Экономика: история и современная организация
хозяйственной деятельности»
7 – 8 классы
(70 часов – 1 час в неделю)
7 класс
Раздел 1 Человек — главная фигура экономики (4 часа)
Тема 1. Зачем нужна экономика (1ч.)
Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага. Факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояние граждан страны. Понятие о богатстве и факторах, определявших его размеры.
Практическая работа № 1
Где ты встречаешься с экономикой?
Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества (2 ч.)
Роль технического прогресса в развитии экономики. Разделение обязанностей и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и факторах его роста.
Практическая работа № 2 (Деловая игра)
Посчитаем свои потребности.
Тема 3. Как возникла экономика (1 ч.)
История возникновения производства как особой сферы хозяйственной деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства. Изменения значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Современная отраслевая структура экономики России.
Раздел 2. Производство благ (4 ч.)
Тема 4. Как организуется производство благ. Менеджмент.
Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности.
Практическая работа № 3
Экономические объекты и экономические продукты.
Практическая работа № 4 (Тренинг )
«Что мне нужно для счастья»
Раздел 3. Торговля. Виды торговли (9 ч.)
Тема 5. Торговля — союзник производства (2 ч.)
История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.
Тема 6. Какая бывает торговля (1ч.)
История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли.
Тема 7. Многоликая розничная торговля (2 ч.)
Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения без магазинной торговли и ее формы.
Практическая работа № 5
Деловая игра «Продажа»
Тема 8. Зачем нужна оптовая торговля (2 ч.)
Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей.
Практическая работа № 6 (экскурсия)
«Изучить ассортимент потребительских товаров и осуществить рациональную покупку в магазине».
Тема 9. Как оптовая торговля помогает производству (2 ч.)
Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.
Раздел 4. Биржа (3 ч.)
Тема 10. Зачем нужна биржа.
Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.
Раздел 5. Деньги – помощник торговли (5 ч.)
Тема 11. Деньги — помощник торговли (2 ч.)
Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет.
Тема 12. Краткая история звонкой монеты (3 ч.)
Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. История российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена валют.
Практическая работа № 7
Подготовить презентацию о национальных монетах.
Раздел 6. Банковские деньги (10 ч.)
Тема 13. Зачем люди придумали банки (2 ч.)
Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времен. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе.
Практическая работа № 8
История банковской системы и услуги, оказываемые банками.
Тема 14. Банковские деньги (1 ч.)
Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Причины возникновения различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствовавшие возникновению банковских (кредитных) денег.
Тема 15. Как бумажные деньги стали главными (1 ч.)
История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.
Тема 16. Как банки сделали деньги невидимыми (6 ч.)
Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновений безналичных расчетов.
Практическая работа № 9
Экскурсия в банк. Работа банковских служащих.
8 класс
Введение (2 ч.)
Понятие об экономике и её роли. Знать, зачем люди создали экономику. Человек – главная фигура экономики. Какие задачи необходимо человечеству решать, чтобы создавать для себя жизненные блага? Основные проблемы экономики. Знать проблему ограниченности ресурсов, безграничности потребностей, проблему выбора.
Практическая работа № 1
( ролевая игра)
Ограниченность ресурсов.
Раздел 1. Как создается и работает банк (5 ч.)
Тема 17. Как работают безналичные деньги.
Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчетов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчетов в разных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчетов.
Тема 18. Как работает электронная карточка.
Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.
Тема 19. Как создается и как работает банк.
Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов.
Практическая работа № 2
Экскурсия в банк.
Раздел 2. Что такое кредитование (3 ч.)
Тема 20. Деньги и банки в век электроники.
Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.
Тема 21. Что такое кредитование .
Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике.
Раздел 3. Как люди зарабатывают деньги (4 ч.)
Тема 22. Как люди зарабатывают деньги.
Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Механизмы повременной и сдельной заработной платы.
Тема 23. Почему существует повременная зарплата.
Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современная система повременной оплаты и вознаграждений работников. Государственное регулирование оплаты труда.
Практическая работа № 3
Деловая игра
«Книжная фабрика» (производительность труда).
Раздел 4. В мире профессий (6 ч.)
Тема 24. В мире профессий и заработков.
Факторы, формирующие размер заработной плата. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей разных профессий и с разным стажем Работы.
Тема 25. Как люди добиваются увеличения своих заработков (2 ч.)
Система профессионального образования и ее роль в подготовке кал, ров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации.
Практическая работа № 4
Подготовить презентацию, какие профессии востребованы в нашем регионе, стране.
Практическая работа № 5
Подготовить презентации
( по группам)
Представление профессии!
Твоя будущая профессия!
Практическая работа № 6
Составление резюме. Заполнение анкет.
Раздел 5. Карьера и творчество (6 ч.)
Тема 26. Что такое карьера и как она влияет на доходы.
Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Разливные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры.
Тема 27. Как платят за творчество.
Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников.
Тема 28. Как производство помогает творцам.
Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России. Интеллектуальная собственность и ее признаки.
Практическая работа № 7
Мини – сочинение «Творческие личности»
Практическая работа № 8
«Назови предприятие».
Выяснить, насколько ученикам знакомы предприятия города, региона (презентация).
Раздел 6. Собственность (4 ч.)
Тема 29. Что такое собственность и зачем она людям.
Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность.
Тема 30. Как люди становятся собственниками.
Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.
Тема 31. За что можно лишиться собственности.
Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.
Раздел 7. Экономика: как все работает (5 ч.)
Тема 32. Экономика: как все это работает вместе.
Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о маркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.
Практическая работа № 9
Безработные и предприниматели.
Практическая работа № 10
(мини – сочинение)
«Нужно ли изучать экономику».
Тематическое планирование
по курсу «Экономика: история и современная организация
хозяйственной деятельности»
7 класс «Введение в экономику»
Название темы | Всего часов | Лекции | Контрольные работы | Практические (самостоятельные) работы Деловые (ролевые) игры | |
1 | Человек — главная фигура экономики. | 4 | 2 | — | 2 |
2 | Производство благ. | 4 | 1 | 1 | 2 |
3 | Торговля. Виды торговли. | 9 | 6 | 1 | 2 |
4 | Биржа | 3 | 3 | — | — |
5 | Деньги – помощник торговли. | 5 | 3 | 1 | 1 |
6 | Банковские деньги. | 10 | 7 | 1 | 2 |
| Итого | 35 | 22 | 4 | 9 |
Тематическое планирование
по курсу «Экономика: история и современная организация
хозяйственной деятельности»
8 класс
Название темы | Всего часов | Лекции | Контрольные работы | Практические (самостоятельные) работы Деловые (ролевые) игры | |
1 | Введение
| 2 | 1 |
| 1 |
2 | Как создается и работает банк
| 5 | 3 | 1 | 1 |
3 | Что такое кредитование | 3 | 3 |
|
|
4 | Как люди зарабатывают деньги | 4 | 2 | 1 | 1 |
5 | В мире профессий | 6 | 3 |
| 3 |
6 | Карьера и творчество | 6 | 3 | 1 | 2 |
7 | Собственность | 4 | 4 |
|
|
8 | Экономика: как все работает | 5 | 2 | 1 | 2 |
| Итого | 35 | 21 | 4 | 10 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В процессе обучения экономике в 7-8 классах ученик должен научиться излагать свои мысли, пересказывать материал учебника, слушать, задавать вопросы, составлять план, работать с учебником, то есть овладеть практическими навыками и умениями. Однако эти навыки и умения отнести к практическим можно лишь условно, поскольку в основе даже самого простого из них лежит мыслительная деятельность.
На уроках экономики ученик должен овладевать определенными способами умственной деятельности, обучаться мыслительным операциям, учиться наблюдать, воспроизводить и творчески создавать новые. Умение осуществлять все это является в то же время результатом овладения определенной суммы фактических знаний.
Таким образом, обе стороны процесса обучения — усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений — выступают в диалектическом единстве: развитие мышления учащихся происходит в процессе овладения знаниями и их применения. Умение ученика думать не может осуществляться вне процесса усвоения и применения знаний. Поэтому главная задача — это научить ученика творчески и самостоятельно мыслить, стремиться к познанию и сделать это привычкой.
В результате изучения ученик должен:
Знать/Понимать
-
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
-
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; международной торговли; экономических объектов определенного типа, экономических отношений; ситуаций, регулируемых различными видами экономических механизмов; деятельности людей в различных сферах;
-
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, основные экономические объекты, выделяя их существенные признаки; человека как участника экономической деятельности;
-
объяснять: экономические явления, предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда;
-
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
-
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; смету (бюджет) доходов и расходов, уровень безработицы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исполнения типичных экономических ролей;
-
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
-
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
-
оценивать поведение людей с точки зрения экономических норм, экономической рациональности;
-
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека
-
осуществлять поиск экономической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники).
Список рекомендуемой литературы
-
Липсиц И.В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Вита-Пресс, 2010 г.
-
Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений / Сост. Б.И.Мишин, Л.Н. Поташева. – М.: Вита – Пресс, 2008.
-
Липсиц И.В. Рабочая тетрадь для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений – М: — Вита – Пресс, 2009.
-
Корнева Т.А. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5 – 9 классы. – М.: Глобус, 2008.
-
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2006
-
Сафронова Г.А. Экономика. 7 – 8 классы: поурочные планы по учебнику Липсица И.В.. – Волгоград: Учитель, 2007.
-
А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2009.
-
Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.