Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И                         ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе»

(26.05 — 30.05.2014 г.)

Методист Антонова Н.Н.

План-конспект урока русского языка во 2-м классе на основе системно-деятельностного подхода к обучению на тему:

«Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов»

             Выполнила:

                                                                                учитель начальных классов

                                                               МБОУ СОШ №9

                                                       г.о. Самара

                                      Горшина Светлана Юрьевна

Самара – 2014

План-конспект урока

Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов.

1. Ф.И.О Горшина Светлана Юрьевна

2. Место работы МБОУ СОШ №9 г.о. Самара

3. Должность учитель начальных классов

4. Предмет русский язык

5. Класс 2

6. Тема и номер урока в теме Слова, слова, слова. Урок № 24

7. Базовый учебник В.П. Канакина .Русский язык. 2 класс

8. Цель урока: Создать необходимые условия для ознакомления с понятиями синонимы и антонимы, формирования умения работать со словарями синонимов и антонимов, находить синонимы и антонимы в тексте, подбирать к словам синонимы, антонимы; способствовать запоминанию правописанию словарных слов.

9. Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: обладают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления

Познавательные :

Общеучебные – используют различные способы поиска ( в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации ;

Логические – выполняют логические действия (сравнения, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям);

Коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

10. Тип урока Урок «открытия» новых знаний.

11. Форма работы обучающихся: наблюдения, работа со справочным материалом, конференция, поисковая работа «Мозговой штурм», фронтальная работа, работа в паре, команде, игра «Реклама для словаря», самооценка.

12. Необходимое техническое оборудование – компьютер, интерактивная доска, проектор.

Структура и ход урока Таблица 1.

Этап урока

Педагоги

ческие

задачи

Средства обучения

Организационные формы и методы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты, оформление результатов

Время (мин.)

1.Самоопределение деятельности. Мотивация

Создание мотивации

Приветствие

Готовность к уроку

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Время даром не теряем, начинаем!

Приветствуют учителя, друг друга. Проводят самооценку, проверяя наличие необходимых учебных предметов. Эмоционально настраиваются на урок.

Наличие необходимого инструментария для проведения урока

2 мин

2.Актуализация знаний,

Обобщить знания о синонимах и антонимах на основе пройденного материала и умение определять лексическое значение слов

Толковый словарь

Наблюдение, работа со справочным материалом

Сегодня у нас не просто занятие, а симпозиум. На симпозиуме собираются учёные. Кого называют учёным?

Думаю и нас так можно назвать. Вы со мной согласны?

Давайте выясним, что означает слово «симпозиум»?

В каком источнике можно найти эту информацию?

Дежурный библиограф, найдите, пожалуйста, этот словарь на справочном столе.

Каковы ваши дальнейшие действия?

— Человека, который много знает, что-то исследует, делает открытия

— Да, потому что, мы ежедневно совершаем маленькие открытия для себя -В толковом словаре

4 мин.

3. Выявление места и причины затруднения

Организовать работу в группах, лабораториях

Индивидуальные свовари

Конференция

Фиксация возникшей проблемы на доске

Главный вопрос нашей конференции – вселенная слов. Сегодня нам предстоит выделить из речи две новые лексические группы как две планеты. Предлагаю вам, юным учёным, разделиться на две лаборатории, группы. Все правильные высказывания будут отмечаться баллами, а в конце симпозиума посчитаем, сколько всего «научных открытий» вы сделали.

У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово — продолжение вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом».

с

п

а

т

ь

о

т

к

л

и

к

н

е

т

с

я

т

о

н

е

т

с

л

а

д

о

к

о

д

н

о

г

о

б

е

р

е

г

и

м

а

ч

е

х

а

с

с

о

р

ы

с

п

а

т

ь

о

т

к

л

и

к

н

е

т

с

я

т

о

н

е

т

с

л

а

д

о

к

о

д

н

о

г

о

б

е

р

е

г

и

м

а

ч

е

х

а

с

с

о

р

ы

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, общаясь в команде.

1.Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)

2.Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)

3.Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)

4.Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)

5.Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)

6.Нет друга – ищи, а нашёл — …….. (БЕРЕГИ)

7.Родная сторона – мать, а чужая — ………(МАЧЕХА)

8.Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)

Вспомнить алфавит и на букву «с» найти слово «симпозиум»

«Симпозиум – научная конференция, совещание по какому-нибудь специальному вопросу

(Названия придумывают сами, н-р: «Знайки» и «Грамотейки»)

Разгадывают кроссворды

Запись ответов правильных слов

Работа с кроссвордом, выявление закономерности появившихся ключевых слов

6 мин.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Создание мотивации и определение темы и цели урока

Поисковая работа

игра «Мозговой штурм»

— Так какая у нас сегодня тема урока?

-Какую цель мы сегодня ставим перед собой на уроке?

— Предлагаю вспомнить большую тему по которой мы работали в течение нескольких уроков. Расскажите, что знаете о словах?

Узнать, какие слова называются синонимами, а какие антонимами.

Дети разграничивают область знания и незнания тем. Приводят примеры:

многозначных слов-слов с переносным значением

-родственных слов

Проект будущих учебных действий

4 мин.

5. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Уметь использовать накопленные знания о словах, расширить и обобщить словарный запас обучающихся

Учебник.Толковый словарь

Самостоятельная работа над правилом

Как вы думаете, что означают новые понятия: синонимы и антонимы? Какие будут гипотезы, предположения, версии?

Проверьте свои гипотезы по учебнику.

1 группа- с.52

2 группа – с.54

(Руководители лабораторий выступают в роли поисковиков, ищут значение слов в толковом словаре. Задание выполняют на скорость и точность)

Назовите общую часть в словах «синоним» и «антоним» Что она может обозначать?

Кто заинтересовался этим вопросом, может продолжить исследование, заглянуть в справочники или на странички для любознательных.

Свободные высказывания

— оним

Ответы детей

5 мин.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Уметь выявлять закономерности

Учебник

Словарь синонимов и антонимов

Фронтальная работа

Работа в паре,игра

А теперь творческое задание. Придумайте ситуации употребления следующих («слов – братьев») (на вид разных, но по характеру похожих): мальчик, мальчишка, парнишка, шпингалет, шкет, подросток, пацан.

Какие из них могут употребляться в книжной речи?

Какие в разговорной речи?

Прочитайте стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Найдите и выпишите «слова-противники»

Встретились ли вам во время работы другие синонимы к слову мальчик?

Предлагаю вам познакомиться с двумя словарями, которые имеют прямое отношение к теме нашего исследования.

Дежурный библиограф, будьте добры, найдите на справочном столе нужные нам издания.

— Определите, как эти словари могут помочь в жизни; когда и где можно их использовать?

Придумайте рекламу для словаря!

Свободное высказывание.

-Мальчик, подросток.

— Пацан, парнишка, шкет, шпингалет.

Антонимы: хорошо-плохо, солнце – град, погода – ненастье, грязная рожица – милый мальчик, драчун – защитник, хороший – плоховатый, неряха – чистюля…

Наблюдение, сравнение, выбор

Презентация-выступление

5 мин.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рационально использовать информационные источники

Учебник словари

В нашем учебнике тоже есть словарь синонимов и антонимов. Найдите их в учебнике, внимательно рассмотрите.

Придумайте интересные задания для своего соседа по парте со словами из словарей учебника

Составляют задания для соседа по парте

Запись в рабочих тетрадях

3 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение

Выявить границу применимости нового зания и выполнение задания с ипользованием нового способа действия

Работа с электронным приложением «Синонимы и антонимы»

Игра. работа в группах

Составление тетради Почемучка

Сегодня вы проделали большую научную исследовательскую работу. Давайте продолжим её интеллектуальным тренингом.

Как вы понимаете словосочетание «интеллектуальный тренинг?

1. Распредели пары слов по группам. В одну группу перетащи пары синонимов, а в другую – пары антонимов.

2. Игра «Соедини флажки» (антонимы)

3. Найди синонимы в пословицах поговорках (н-р: Приятелей много, а друга нет. Переливают из пустого в порожнее.)

Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

Прочитайте текст.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

— Какое наКакое настроение возникает после прочтения текста?

— С помощью каких слов передается это настроение?

Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к словам-помощникам).

Задание 1 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

Задание 2 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

Проверка.

А) Получившийся текст читает 1 группа.

— Какое настроение передает ваш текст?

— Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?

Б) Получившийся текст читает 2 группа.

— Какое настроение передает ваш текст?

— Изменилось ли настроение? Почему?

(грустное, печальное, тоскливое)

(использовали синонимы – слова близкие по смыслу)

(использовали антонимы – слова противоположные по смыслу)

Классификация слов с записью в тетрадях.

8 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Умение соотносить цель и результаты учебной деятельности

Оценочное поле тетради

Самооценка

Дайте самооценку своей учебной деятельности. Чему вы научились сегодня на уроке?

-Достигли ли вы поставленной цели?

Критерии оценки

Если я в течении урока принимал активное участие в работе симпозиума, сделал много открытий, не ошибался – то поставь на полях звёздочку;

— если допустил незначительные ошибки – улыбку;

— если еще нужно работать по этой теме – ромашку.

(Социальная компетенция

Личностные УУД)

— Какие термины из огромного мира слов мы сегодня выделили в речи?

-Когда в устной речи необходимо умение употреблять синонимы и антонимы?

— А в письменной речи?

-Что расскажете дома?

-Какую работу понравилось выполнять больше всего?

— Что пожелаете учителю и детям?

Домашнее задание по выбору учащихся:

  • учебник с.57, упр.75.;

  • найти и записать 2-3 пословицы, поговорки, загадки, в которых есть слова-антонимы;

  • приготовить проект по теме «Мир слов»

Например, при защите проекта, при пересказе и статье…

— В изложениях и сочинениях.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности

Формулирование выводов

3 мин.

Приложение к плану-конспекту урока Таблица 2.

Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

1CD

Иллюстрации, модель, упражнения для закрепления

Литература:

1. Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Школа России» ( в помощь учителю).ОАО «Издательство «Просвещение», 2013

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА

3. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. – Москва, Издательский дом Шалвы Амонашвили,1996 г.

4. Деятельностно ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября».- 2011.-9.-С.14-15.

5. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В.

6. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.

7. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

8. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТАПРЕСС, 2011.

9. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. – Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.

Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. – Москва,2005 г.

10. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО Москва, 2007

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here