Действие жидкости на погруженное в нее тело. (Физика 7 класс)

Цель:

  • Создать условия для осознанного усвоения сущности выталкивающей силы как физической величины

Задачи:

  • Формирование знаний о выталкивающей силе, умений применять полученные знания для решения качественных задач

  • Развитие исследовательских умений: ставить цели, наблюдать, анализировать, делать выводы

  • Формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения

  • Развитие рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями программы.

  • обучение навыкам самостоятельного получения новых знаний;

  • формирование сознательной деятельности обучающихся при изучении нового материала;

  • формирование умения наблюдать, анализировать, делать выводы;

  • формирование навыков сотрудничества в процессе совместного познания.

Задачи урока:

Обучающие:

  • установить механизм возникновения выталкивающей силы

  • установить, от чего зависит выталкивающая сила

  • вывести формулу для расчета выталкивающая сила.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы

  • формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  • продолжить развитие умения работать с физизическими приборами

Воспитывающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету, расширению кругозора обучающихся

  • развитие навыков коллективной работы, культуры общения

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявление:

— Эмоционально — ценностного отношения к учебной проблеме;

— Творческого отношения к процессу обучения.

формирование интереса к познанию окружающего мира;

установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения жизненных потребностей;

Метапредметные:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Предметные

Умение:

— Вести наблюдение

— Анализировать, делать выводы

— выделение и формулировка учебной цели;

— структурирование знаний,

— произвольное и осознанное построение высказывания в устной форме;

Умение:

— Планировать действия в соответствии с целью;

— Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

-Оформлять результаты работы

постановка учебной задачи и планирование собственной деятельности в соответствии с тем, что известно и неизвестно;

— осознание качества и уровня усвоения;

— прогнозирование результата;

— осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Умение:

— Формулировать высказывание;

— Согласовывать позиции и находить общее решение;

— Адекватно использовать речевые средства для представления результата.

— умение вести диалог;

— ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

— приходить к общему решению при работе в группе;

— умение точно и полно высказывать своё мнение и свои мысли, учитывая мнение собеседника.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Умение:

— измерять выталкивающую силу, используя динамометр;

— различать в каких случаях эта сила больше(меньше)

— выяснить от чего зависит сила.

Тип урока комбинированный урок.

  • По дидактической цели: изучение нового материала

  • По методу обучения: проблемный

Организация образовательного пространства:

  • Ресурсы

— лабораторное оборудование: динамометр, стакан с пресной и соленой водой, грузы массой по 100г разного объема, весы;

— выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция ЦОР» http:// schoolcollection.edu.ru;

— мультимедийный проектор (интерактивная доска)

  • Формы работы

— фронтальная

— работа в паре

— работа в группе

Методы обучения: частично-поисковый метод — эвристическая беседа (состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы), выполнение обучающимися отдельных шагов поиска; практические (работа с физическим оборудованием)

Формы организации познавательной деятельности: работа в статистической паре; групповая форма, индивидуальная форма работы.

Средства обучения: учебник Пёрышкин А.В. «Физика-7»; мультимедийная презентация; карточки с физическим лото; карточки с тестовым заданием; чаша с водой, теннисный мяч; набор лабораторного оборудования для работы в группах (динамометры, сосуды с водой, раствором соли, тела разной массы и одинакового объёма, тела различного объёма и одинаковой массы, пластилин).

Технология изучения темы

Этапы урока

Время

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Самоопределение к деятельности

5 мин

— актуализировать имеющиеся знания, связанные с выталкивающим действием жидкости

— мотивировать обучающихся к изучению темы

Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с удивительной наукой физикой.

Читает:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч.

Задает вопрос: Почему мяч не утонет?

Проблема №1 ? Как ее решить?

Предлагает обсудить ее в парах

Предложите.

Фиксирует в виде символов на доске.

.

Наш великий соотечественник М. В. Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы.

( слайд 1 )

Какое главное условие опыта, эксперимента?

Напоминает о соблюдении ТБ при работе с оборудованием.

( Проделывает опыт у доски)

Анализируют. Исключают неверные ответы, оставляют верный( верные)

Предлагает сформулировать тему урока.

Вместе выясняют какая более точная.

(слайд 2) и записывает на доске.

Задание 2: Ответьте на вопросы: какой прибор имеется у вас на парте ?

Что им измеряют?

Что нужно знать про любую силу?

Давайте вспомним все о силе тяжести

Пример (слайд 3)

Предлагает поставить цели урока?

Фиксирует в виде схемы на доске.

Предлагает пронумеровать цели по степени их важности.

Слушают.

.

Обсуждают.

Предлагают варианты решения в том числе —

Экспериментом.

Опустить мяч в воду и пронаблюдать.

Отвечают: техника безопасности.

Наблюдают. .

Предлагают. Отвечают и формулируют тему урока

Динамометр.

Силу.

Вспоминают план -характеристику силы.

Отвечают.

Проговаривают цели, формулируют аспекты изучения силы.

Предлагают нумерацию.

Личностные: проявление интереса к теме;

Предметные: умение описывать наблюдение;

Коммуникативные:

Формулировать высказывание;

— Согласовывать позиции и находить общее решение;

— Адекватно использовать речевые средства для представления результата.

— умение вести диалог;

Регулятивные:

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

-Оформлять результаты работы

постановка учебной задачи и планирование собственной деятельности в соответствии с тем, что известно и неизвестно;

2.Учебно — познавательная деятельность (изучение нового содержания)

20 мин

Научить:

— проводить исследования

— формулировать определение выталкивающей силы

У каждого из вас на столе лежит карта урока. В ходе урока нам предстоит ее заполнить, узнавая все больше о новой силе. Подпишите ее. Запишите тему урока. Ознакомтесь. Все ли мы указали в цели урока?

Работаем по плану.

Как же называется сила?

Как ее обозначим?

Заполните по возможности колонки таблицы.

Предлагает попробовать сформулировать определение выталкивающей силе и проговорить его друг другу.

Просит прокомментировать:

Совпали ли ваши определения?

Как проверить верно ли оно?

Сравните с моим определением

(слайд 4)

Куда она направлена?

Как проверить?

Это один из вариантов. Значит есть и другой.

Предлагает посовещаться и предложить другой вариант.

Напоминает оТБ.

Просит провести опы и проанализировать результат.

Просит отдельные пары прокомментировать вывод. Сравнивают выводы у других пар.

Куда двигалась стрелка прибора при погружении тела в воду?

Что это доказывает?

Можно ли сказать ,что эта сила направлена против силы тяжести?

Тогда в жизни она должна помогать силе тяжести или противодействовать?

Как проверить?

Соглашается с детьми.

Физкультминутка!

Чему равна выталкивающая сила?

По какой формуле рассчитать выталкивающую силу?

Где взять формулу?

Запишите результаты опыта в кару.

Озвучивает для всех: Определите вес тела в воздухе, потом в воде. Ответьте на вопросы:

Что произошло с весом тела в воде?

Почему так происходит?

Делает рисунок на доске, на нем изображает силы, действующие на тело в воде.

Вы еще раз доказали, что сила направлена вверх. Молодцы.

Записывает формулу на доске.

Запишите формулу в карту урока. Назовем ее формула-1.

Это наталкивает нас на мысль о том, что ……

Значит цели урока надо подкорректировать.

Фиксирует на доске Ф-2?

Какой вывод на данном этапе урока можно сделать?

Вспомните формулу для расчета давления жидкостей.

Записывает на доске.

От чего зависит давление?

Эти величины присутствуют в формуле?

Проблема?: как вы думаете: от чего зависит выталкивающая сила?

Учитель записывает все гипотезы на доске в виде таблицы..

Предлагает По количеству гипотез класс разделить на группы.

Если какой-то гипотезы не было выдвинуто, учитель предлагает свою.

Задание 4: Используя соответствующее оборудование -проведите исследование для доказательства вашей гипотезы.

Заполните карту группы. Консультирует учащихся.

Учитель обобщает выводы,

Фиксирует на доске в виде таблицы

Предлагает в учебнике стр.115 найти формулу-2.

Что в ней вам незнакомо?

На доске Расписывает Вес тела, массу, получают формулу-2

Предлагает сопоставить величины, входящие в формулу с результатами работы групп.

Вопрос учителя: Какова причина возникновения выталкивающей силы?

Предлагает найти подсказку в учебнике на стр

. 115 рис 136.

( слайд 5 )

Подсказка в ( фрагмент Дрофа-7 кл)

Предлагает посмотреть на слай№ 6.

Что он демонстрирует?

Сделайте вывод .

Приведите примеры.

Подписывают.

Знакомятся.

Добавляют.

Выталкивающая.

Предлагают. Записывают.

Проговаривают.

Комментируют.

Предлагают посмотреть в учебнике, в интернете и т.д.

Сравнивают. Записывают.

Вверх.

Предлагают взять предмет и, опустить его в воду и посмотреть куда он будет двигаться.

Обговаривают.

Предлагают: опытным путем.

Проводят.

Записывают результаты измерений. Делают вывод.

Вверх.

Сила направлена вверх.

Соглашаются с учителем.

Противодействует.

Опытом. Если бы

Она помогала силе тяжести- то любое тело не всплывало бы а тонуло.

Предлагают: в учебнике, вывести самим, получить на основе опыта.

Обсуждают. Предлагают:

  1. Определить вес тела в воздухе

  2. В воде

  3. Найти разницу.

Выполняют.

Уменьшился

На тело действует сила, направленная вверх.

Записывают в карту .

Есть формула -2

Мы узнали , что выталкивающая сила действует на всякое погруженное в жидкость тело , численно равна разности веса тела в воздухе и жидкости, направлена вверх.

Проговаривают:

От плотности жидкости и глубины.

Выдвигают гипотезы

Разбиваются на группы.

Знакомятся. Проводят эксперимент.

Записывают.

Высказываются все команды, озвучивают выводы.

Смотрят. Записывают в карту.

Fвыт=gρжVт, т. к

Fвыт=gmж, т.к

Fвыт=Рж.

Записывают.

Рассуждают.

Обсуждают.

Отвечают:

можно говорить о выталкивающей силе не только в жидкостях, но и в газах.

Воздушный шарик.

.

Регулятивные: уметь планировать действие в соответствии с целью, выполнять в соответствии с планом, оформлять результаты работы.

— прогнозирование результата;

Предметные: измерять выталкивающую силу, используя динамометр; уметь давать определение силы Коммуникативные: уметь выполнять задания в паре, группе; уметь формулировать высказывание.

Познавательные:

произвольное и осознанное построение высказывания в устной форме.

3. Диагностика качества освоения темы

15 мин

Научить:

— применять полученные знания в знакомой и незнакомой ситуации

Задание 6: Качественные вопросы (слайд7-8)

Приложение 4

Каждая команда получила текст задачи. Решите ее.

Проверяют. Слайд 9-10

Выполняют группой, мотивируют свой выбор, опираясь на полученные знания.

Проверяют

Выполняют группой, отвечают, обосновывая свой ответ.

Предметные: уметь применять полученные знания

Коммуникативные: уметь формулировать высказывание

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения;

— осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

4. Рефлексивная деятельность

3 мин

Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью

— оценивать результат своей деятельности

Задает вопросы:

Что нового узнали на уроке?

Для человека в жизни это важно?

На все ли вопросы мы смогли ответить?

Предлагает оценить работу каждого ученика в группе по критериям. Приложение 3

Кому-то можно дополнительно поставить оценку за урок? Предлагает прокомментировать.

Отвечают.

Оценивают.

Предлагают. Комментируют.

Личностные:

анализировать свою деятельность, оценить результаты своей деятельности

5.Д/з: п.48,

Приготовить легенду об Архимеде.

Сообщение о

соленых озерах Алтайского края. Желающим – вывод формулы-2

1 мин.

Консультирует

Слайд-11-13

Записывают

Приложение 1 Тема урока:

_________________ сила

Определение

Обозначение

Причина

возникновения

Формула

Вывод формулы 2:

Зависит от:

Направление

Вес тела в воздухе =

Вес тела в воде =

Выталкивающая сила =

Приложение 2 Задание для группы №4

Оборудование: рычжные весы,два одинаковых груза, стакан с чистой водой, стакан с раствором соли.

Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости

Указания к работе:

  1. Подвесить к весам два одинаковых тела,

  2. Добейесь равновесия и погрузите одно тело в чистую вводу, а другое – в насыщенный раствор поваренной соли.

Пронаблюдайте нарушилось ли равновесие.

Сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.

Вывод

Задача Вес тела в воздухе 200Н. Определите вес этого тела в воде, если на него действует выталкивающая сила 50 Н.

Формула и расчет:

Ответ: напишите на стикере

Задание для группы №1

Оборудование: рычажные весы, 2 тела одинаковой массы, но разного объема, стаканы с водой, мензурка

Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от объема тела.

Указания к работе:

Подвесить к весам два тела равной массы, но разного объема ( два цилиндра из алюминия и латуни),

Добейтесь их равновесия, а затем погрузите оба тела в воду. Наблюдайте нарушилось ли равновесие.Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела.

Вывод

Задача Вес тела в воздухе 150Н. Определите вес этого тела в масле, если на него действует выталкивающая сила 30 Н.

Формула и расчет :

Ответ: напишите на стикере

Задание для группы №3

Оборудование рычажные весы, 2 тела разной массы, но одинакового объема, стаканы с водой, мензурка

Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от веса (или массы тела).

Указания к работе: Подвесить к весам два тела одного объема, но разной массы. Добиться их равновесия, а затем погрузить тела в воду.

Наблюдать нарушится ли равновесие весов. Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от массы тела.

Вывод

Задача Вес тела в воде 50Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 20 Н.

Формула и расчет :

Ответ: напишите на стикере

Задание для группы №2

Оборудование рычажные весы, 2 тела одинаковой массы и одинакового объема, стакан с водой, мензурка с водой.

Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от глубины погружения тела в жжидкость.

Указания к работе:. Подвесить к весам два тела одинакового объема,

Добейтесь их равновесия, погрузите тела в воду на разную глубину.

Наблюдайте нарушилось ли равновесие. Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от глубины погружения в жидкость.

.Вывод

Задача Вес тела в воде 70 Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 30 Н.

Формула и расчет:

Ответ: напишите на стикере

Задание для группы №5

Оборудование рычажные весы, 2 тела одинакового объема, но разной формы, стаканы с водой,.

Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от формы тела, погруженного в жидкость.

Указания к работе:.

  1. Подвесить к весам два одинаковых тела, одинакового объема,но разной формы.

  2. Добейтесь их равновесия, погрузите тела в воду на одну глубину.

Наблюдайте нарушилось ли равновесие.

Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от формы тела, погруженного в жидкость .

Вывод

Задача Вес тела в воде 50 Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 10 Н.

Формула и расчет:

Ответ: напишите на стикере

Приложение 3 Лист оценки работы в группе №1

Фамилия ученика

Активность во время эксперимента

( 1-3 балла)

Умение применить знания на практике

( 1-3 балла)

1

2

3

4

5

Лист оценки работы в группе №2

Фамилия ученика

Активность во время эксперимента

( 1-3 балла)

Умение применить знания на практике

( 1-3 балла)

1

2

3

4

5

Лист оценки работы в группе №5

Фамилия ученика

Активность во время эксперимента

( 1-3 балла)

Умение применить знания на практике

( 1-3 балла)

1

2

3

4

5

Лист оценки работы в группе №3

Фамилия ученика

Активность во время эксперимента

( 1-3 балла)

Умение применить знания на практике

( 1-3 балла)

1

2

3

4

5

Лист оценки работы в группе №4

Фамилия ученика

Активность во время эксперимента

( 1-3 балла)

Умение применить знания на практике

( 1-3 балла)

1

2

3

4

5

Приложение 4

Качественные вопросы

1. Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковороде?

2. Почему в недосоленом супе ощипаная курица тонет, а в пересоленом спасается вплавь?

3. Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду.

Кого вода выталкивает сильнее? Почему?

4. В какой воде и почему легче плавать: морской или речной?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here