Фамилия, имя, отчество

Гильманова Гульуса Фаритовна

Школа

РТ, Мамадышский муниципальный район, МБОУ «Тавельская СОШ»

Должность

Учитель

Предмет

Физика

Класс

7

Тема урока

Явления тяготения. Сила тяжести.

Базовый учебник

А.В. Перышкин

Цель урока:

Ввести понятие тяготения, сила тяжести и сила тяготения, установить зависимость силы тяжести от массы тела.

— обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия силы тяжести, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике.

— развивающие: расширить естественнонаучную  систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

— воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия, самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать.

Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

Личностных:

Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

Формировать целостную картину мира.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности. Метапредметных:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

Формировать умение работать с ЭОР.

Предметных:

Понимать смысл понятия сила тяжести, физической величины силы, ее единиц измерения.

Уметь описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести.

Представлять результаты измерений силы тяжести с помощью таблиц и графиков.

Делать выводы на основе экспериментальных данных.

Приводить примеры практического применения и учета силы тяжести, способов ее уменьшения и увеличения.

Решать задачи на применение силы тяжести.

Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности для нахождения силы тяжести.

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютеры с выходом в Интернет.

План урока

п.п

Этапы

Время, мин

Приемы и методы.

1

Актуализация

5

Опрос у доски с повторение простых опытов по взаимодействию тел.

2

Постановка учебной проблемы

2

Сообщение учителя

3

Изучение нового материала: явления тяготения, сила тяжести, сила тяготения, связь между силой и массой тела.

15-19

Рассказ, беседа, демонстрация опытов. Фронтальный эксперимент, формулировка выводов.11

4

Закрепление изученного материала.

10-15

Ответы на вопросы. Решение задач, пояснение учителя

5

Домашнее задание

2

Записи на доске и в дневниках

6

Рефлексия

2

Ход урока

  1. Краткое повторение ранее изученного материала проводится в виде фронтальной беседы.

  • Приведите примеры с движением тел с переменной скоростью, укажите причины такого движения.

  • Приведите примеры движения тел, когда под действием силы изменяются форма или размеры тела. Как называется это явление?

  • Какой физической величиной может быть охарактеризована деформация растяжения?

  • На пружине подвешен груз. К какому телу приложена сила упругости? (на доске ученик графически изображает силу).

  • Что называют весом тела?

  • В каких единицах выражается вес?

  • Куда приложена сила вашего веса?

  • С помощью какого прибора измеряют силу?

  • Как он устроен? (один ученик показывает динамометр, рассказывает о его устройстве и принципе работы )

  1. Постанов ка учебной проблемы. Сообщается план работы. Что узнаем, чему научимся.

  1. Изучение нового материала

С явлением тяготения мы знакомы с раннего детства, как и с звуковыми и световыми явлениями. Пример тяготения- притяжения тел Землёй. Используя примеры ( Падения капель дождя, подброшенного вверх мяча, падения шарика после пережигания нити, на котором он весел.)объясняем, что наблюдаем явления тяготения которое описывается силой тяжести .Под ее действием тоже происходит изменение скорости тел и изменение их формы.

Сила тяжести обозначается буквой Fт. Она приложена к самому телу, направлена по линии отвеса в данном месте Земли. Модуль этой силы может быть самым разным .Сила тяжести обозначается я графически (рис. 1)

Fт рис.1

Демонстрируется отвес и объясняется, почему линия отвеса разная в различных местах Земли

Земля притягивает к себе все тела, причем тем сильнее, чем ближе они к ней. И Ньютон доказал( приводится примеры) , что и другие небесные тела обладают таким же свойством, т.е. имеет место всемирного тяготения. Сила, с которой все тела притягиваются во Вселенной друг другу, называется силой всемирного тяготения. Она зависит от массы взаимодействующих тел и расстояния между ними. Притяжения тел Землёй можно рассматривать как частный случай тяготения. Значение сил тяготения в природе огромное. Они играют решающую роль в образовании планет, определяют распределение вещества в недрах небесных тел, движения звёзд и планетных систем, удерживают атмосферу планет. Без тяготения невозможна была бы жизнь и существование и Вселенной, и нашей планеты. Эти силы всепроникающие, от них нельзя загородиться, как от света или шума.

Из многочисленных опытов известно, что сила тяжести пропорционально массе тела, чем больше масса, тем оно тяжелее. Как экспериментально установить зависимость силы тяжести от массы?

Фронтальный опыт. (Оборудование: динамометр Бакушинского, набор грузов по 100г.) Как, используя имеющееся оборудование, доказать, что сила тяжести связана с массой? Что для этого надо сделать? Какую массу имеют грузики, которыми будем пользоваться? Какова цена деления прибора? Как лучше записать данные измерений?

На доске и в тетрадях учащиеся составляют таблицу.

m, кг

0,1

0,2

0,3

0,4

Fт, Н

1

2

3

4

Организуется беседа. Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза? Как такую зависимость называют в математике? Как такую зависимость можно записать?

== т.е.===const.

Что представляет с собой график прямой пропорциональной зависимости?

На доске и в тетрадях по данным опытов строится график зависимости величины тяжести от массы.(рис.2)

Fт, Н

4

3

2

1

0 0,1 0,2 0,3 0,4 m, кг

Видим, что отношение величины силы тяжести к массе для всех тел постоянно. Значение этой постоянной обозначается буквой g.

=g; F1=gm

Для определения численного значения g к динамометру с пределом измерения 10Нподвешивается гиря 1 кг. Тело массой 1кгпритягиаетсякЗемле с силой около 10Н,а точнее, 9,8Н:

=9,8; g =9,8

Коэффициент gзависит от широты места на Земле. Дается таблица значений g для различных географических широт.

Что будет происходить с силой тяжести по мере увеличения расстояния между телом и Землёй? (Сила тяжести должна уменьшаться). Одинаково ли притягиваются тела, находящиеся на поверхности Луны и Земли?( Нет) Сила тяжести на различных небесных телах различна, а так как масса тела не зависит от его местонахождения , то на разных небесных телах оказывается разным значение g. Так на Луне оно около в 6 раз меньше, чем на Земле, на Марсе в 2,5 раза меньше. Во сколько же раз будет меньше и сила тяжести одного и того тела на этих небесных телах по сравнению с Землёй.

Составляется опорный конспект

  1. Как обозначается?

  1. Что характеризует?

Действие (притяжение) Земли

  1. Единица.

Н

  1. Каким прибором измеряется?

Динамометром

  1. От чего зависит?

m

==…=g, g=9,8Н/кг

  1. Формула для расчета.

Fт=gm

Домашнее задание П.24, задачи №32,33, стр. 164

в личностном направлении:

Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.

— формировать целостную картину мира.

-воспитывать уважение к науке, воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе выполнения фронтальных заданий.

в метапредметном направлении:

-организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

-самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.

-развивать познавательный интерес учащихся

-развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное.

-развивать рефлексивную культуру.

-уметь создавать алгоритм для решения учебных проблем.

— в предметном направлении: расширение понятийной базы по учебному предмету за счёт включения в неё новых элементов

— понимать смысл понятия силы тяжести, силы тяготения, физической величины силы,

— уметь описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести

-использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.

Ответы на вопросы: (к параграфу 24 учебника)

Продолжите фразу:

Сила есть физическая… (величина).

Если к телу приложена сила, то тело изменяет свою… (скорость).

Основной источник получения информации в физике (наблюдение).

Сила, как и скорость является… величиной (векторной).

Изгиб, кручение, сжатие, растяжение – это … (деформация).

Сила, подобно скорости, имеет … (направление).

Изучение нового материала.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here