Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Качульская средняя общеобразовательная школа»

Каратузского района Красноярского края

Конспект урока по физике

в 7 классе

«Давление твердых тел»

подготовил

учитель физики

Семенов Валерий Валериевич

с. Качулька
2014

Цель: ввести новую физическую величину, показать способы увеличения и уменьшения давления; развить умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать усвоению учащимися понятий давление и сила давления твердых тел на опору;

  • Научить видеть применимость принципов увеличения или уменьшения давления твердых тел на поверхность;

Развивающие:

  • Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

  • Воспитать умения и навыки коллективной работы;

  • Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс, 2011 г.

План урока

  1. Организационный момент, актуализация знаний

  2. Изучение нового материала

  3. Решение задач

  4. Рефлексия учебная

  5. Домашнее задание

Ход урока.

1. Организационный момент, актуализация знаний (2 слайд)

После проверки готовности учеников к уроку целесообразно начать урок с повторения ранее изученного материала. А именно, повторить материал по теме «Силы в природе», так как понятие «давление» связано с понятием силы. Для этого можно задать следующие вопросы:

  1. Что такое сила? (Сила – мера взаимодействия тел);

  2. От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от трёх характеристик: направления, точки приложения, модуля);

  3. Какие силы были нами изучены в этом учебном году? ( Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения);

  1. Изучение нового материала

Тема сегодняшнего урока — «Давление твердых тел» (3 слайд). Все наверняка знают, что по рыхлому снегу человеку тяжело идти без лыж и легко на лыжах. А как это объяснить с точки зрения физики, почему человек на лыжах не проваливается в снег? Давайте попробуем разобраться. Одинакова ли сила, с которой человек действует на снег, когда он идет по снегу без лыж и когда он идет по снегу на лыжах? (Одинакова). А направление этой силы в обоих случаях одинаково? (Да) А площадь поверхности, на которую давит человек с лыжами и без лыж, одинакова? (Нет, площадь поверхности лыж гораздо больше площади подошвы ботинок (4 слайд)). У нас получается, что сила одна, а результаты действия силы разные. Значит, сила неполно характеризует действие тел, значит, есть необходимость ввести новую физическую величину. Запишите в тетрадках: величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.

Посмотрите внимательно (учитель показывает на интерактивную доску). Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:

Давление =  P = 

Давайте проанализируем данную формулу: чтобы увеличить давление, нужно увеличивать силу, действующую к одной и той же площади поверхности, или уменьшать площадь поверхности при неизменной силе. А что надо сделать, чтобы уменьшить давление? (нужно уменьшить силу, действующую к одной и той же площади поверхности, или увеличить площадь поверхности при неизменной силе.)

За единицу давления в Международной системе единиц (СИ) принят паскаль (Па). В честь французского ученого Блеза Паскаля (5 слайд). 1 Па равен давлению, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 , перпендикулярно этой поверхности. Есть и кратные единицы давления — гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа) :

1 кПа = 1000 Па 1Па=0,001 кПа

1 гПа=100 Па 1 Па=0,01гПа

2.Решение задач:

С целью закрепления изученного материала необходимо коллективно разобрать решения двух простых задач по теме урока.

Пример первой задачи (6 слайд):

Масса кастрюли равна 500 г, площадь дна кастрюли равна 1000см2. Рассчитайте давление, производимое кастрюлей на стол.

Пример решения первой задачи:

Дано:

m = 500 г

S = 1000 см2

p-?

СИ

0.5 кг

0.1 м2

Решение:

p = F/S,

F = P,

P=gm,

P= 9.8 H/кг * 0.5 кг = 4.9Н ,

р= 4.9Н / 0,1м2 = 49 Па.

Ответ: 49 Па.

Пример второй задачи (7 слайд):

Рассчитайте давление, производимое сноубордистом на снег. Если масса спортсмена 75 кг. Длина сноуборда 160 см, ширина 8 см.

Пример решения второй задачи:

Дано:

m = 75 кг

a = 160 см

b = 8 см

p-?

СИ

1.6 м

0,08 м

Решение:

p = F/S,

F = P,

P =gm,

P = 9.8 H/кг * 75 кг = 735 Н ,

S = ab,

S= 1.6 м * 0.08 м = 0.128 м2

р= 735 Н / 0,128 м2 ≈ 5742 Па.

Ответ: 5742 Па.

4. Рефлексия учебная (8 слайд)

  1. Что называют давлением? (Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением)

  2. Почему тупым ножом резать картошку тяжелее, чем острым ? (Тупой нож оказывает меньшее давление, чем острый нож )?

  3. Какие вы знаете единицы давления?( паскаль, гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа))

  4. Чтобы увеличить давление, нужно увеличивать силу, действующую к одной и той же площади поверхности, или …? (уменьшить площадь поверхности, на которую действует данная сила)

5. Домашнее задание (слайд 9).

§33, Упр. 12 № 1, 2,4.

Список использованной литературы

1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here