Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Качульская средняя общеобразовательная школа»
Каратузского района Красноярского края
Конспект урока по физике
в 7 классе
«Давление твердых тел»
подготовил
учитель физики
Семенов Валерий Валериевич
с. Качулька
2014
Цель: ввести новую физическую величину, показать способы увеличения и уменьшения давления; развить умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.
Задачи:
Образовательные:
-
Способствовать усвоению учащимися понятий давление и сила давления твердых тел на опору;
-
Научить видеть применимость принципов увеличения или уменьшения давления твердых тел на поверхность;
Развивающие:
-
Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
-
Воспитать умения и навыки коллективной работы;
-
Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс, 2011 г.
План урока
-
Организационный момент, актуализация знаний
-
Изучение нового материала
-
Решение задач
-
Рефлексия учебная
-
Домашнее задание
Ход урока.
1. Организационный момент, актуализация знаний (2 слайд)
После проверки готовности учеников к уроку целесообразно начать урок с повторения ранее изученного материала. А именно, повторить материал по теме «Силы в природе», так как понятие «давление» связано с понятием силы. Для этого можно задать следующие вопросы:
-
Что такое сила? (Сила – мера взаимодействия тел);
-
От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от трёх характеристик: направления, точки приложения, модуля);
-
Какие силы были нами изучены в этом учебном году? ( Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения);
-
Изучение нового материала
Тема сегодняшнего урока — «Давление твердых тел» (3 слайд). Все наверняка знают, что по рыхлому снегу человеку тяжело идти без лыж и легко на лыжах. А как это объяснить с точки зрения физики, почему человек на лыжах не проваливается в снег? Давайте попробуем разобраться. Одинакова ли сила, с которой человек действует на снег, когда он идет по снегу без лыж и когда он идет по снегу на лыжах? (Одинакова). А направление этой силы в обоих случаях одинаково? (Да) А площадь поверхности, на которую давит человек с лыжами и без лыж, одинакова? (Нет, площадь поверхности лыж гораздо больше площади подошвы ботинок (4 слайд)). У нас получается, что сила одна, а результаты действия силы разные. Значит, сила неполно характеризует действие тел, значит, есть необходимость ввести новую физическую величину. Запишите в тетрадках: величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.
Посмотрите внимательно (учитель показывает на интерактивную доску). Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:
Давление = P =
Давайте проанализируем данную формулу: чтобы увеличить давление, нужно увеличивать силу, действующую к одной и той же площади поверхности, или уменьшать площадь поверхности при неизменной силе. А что надо сделать, чтобы уменьшить давление? (нужно уменьшить силу, действующую к одной и той же площади поверхности, или увеличить площадь поверхности при неизменной силе.)
За единицу давления в Международной системе единиц (СИ) принят паскаль (Па). В честь французского ученого Блеза Паскаля (5 слайд). 1 Па равен давлению, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 , перпендикулярно этой поверхности. Есть и кратные единицы давления — гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа) :
1 кПа = 1000 Па 1Па=0,001 кПа
1 гПа=100 Па 1 Па=0,01гПа
2.Решение задач:
С целью закрепления изученного материала необходимо коллективно разобрать решения двух простых задач по теме урока.
Пример первой задачи (6 слайд):
Масса кастрюли равна 500 г, площадь дна кастрюли равна 1000см2. Рассчитайте давление, производимое кастрюлей на стол.
Пример решения первой задачи:
СИ 0.5 кг 0.1 м2 | Решение: p = F/S, F = P, P=gm, P= 9.8 H/кг * 0.5 кг = 4.9Н , р= 4.9Н / 0,1м2 = 49 Па. Ответ: 49 Па.
|
Пример второй задачи (7 слайд):
Рассчитайте давление, производимое сноубордистом на снег. Если масса спортсмена 75 кг. Длина сноуборда 160 см, ширина 8 см.
Пример решения второй задачи:
СИ
1.6 м 0,08 м | Решение: p = F/S, F = P, P =gm, P = 9.8 H/кг * 75 кг = 735 Н , S = ab, S= 1.6 м * 0.08 м = 0.128 м2 р= 735 Н / 0,128 м2 ≈ 5742 Па. Ответ: 5742 Па.
|
4. Рефлексия учебная (8 слайд)
-
Что называют давлением? (Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением)
-
Почему тупым ножом резать картошку тяжелее, чем острым ? (Тупой нож оказывает меньшее давление, чем острый нож )?
-
Какие вы знаете единицы давления?( паскаль, гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа))
-
Чтобы увеличить давление, нужно увеличивать силу, действующую к одной и той же площади поверхности, или …? (уменьшить площадь поверхности, на которую действует данная сила)
5. Домашнее задание (слайд 9).
§33, Упр. 12 № 1, 2,4.
Список использованной литературы
1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011 г.