Интегрированный урок чтения и русского языка во 2 классе.
Тема: «Большая буква в названиях населенных пунктов».
Цели:
-
формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных;
-
учить выделять в речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы, упражнять в написании географических названий своего края;
-
Развивать интерес к истории наслегов.
-
воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Оборудование: компьютерная презентация урока, компьютер, экран, мультимедийный проектор, словарики
Ход урока:
-
Организационный момент. 1мин
– Девизом нашего урока я выбрала пословицу: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”. Слайд 1.
– Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.
2.Чистописание. 2мин
Учитель: Сегодня на минутке чистописания мы будем писать строчные и заглавные буквы б Б, я Я. (учитель записывает образец на доске, ученики прописывают в тетрадях)
3.Повторение пройденного материала. 3мин
У. Ребята, для чего нужны нам заглавные буквы?
Д. Для того, чтобы обозначать начало предложения, фамилии, имена людей, кличек животных.
У. Давайте проверим, как это вы запомнили. Поиграем. Если вы услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, похлопайте в ладошки.
Борис, бабочка, Барбос, Яковлев, яблоко, Бим, Яна.
-Молодцы!
А теперь прочитайте что написано: Россия – моя (Слайд 2)
– Можно ли сказать, что на второй строке записано предложение? (Это не предложение, так мысль не закончена).
– Спишите начало предложения (Россия – моя)
– Чтобы дописать его, мы должны познакомиться с написанием нового словарного слова.
4. Словарная работа. 7 мин.Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом. А что это за слово, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Слайд 3.
1) Крупный населенный пункт, где есть заводы, фабрики. (Город) Слайд 4.
2) Главный город каждой страны (Столица) Слайд 5.
3) Населенный пункт, где люди занимаются сельским хозяйством (Деревня) Слайд 6.
4) Страна, в которой мы живем. (Россия) Слайд 7.
5)(Народ) Слайд 8.
6) Столица нашей родины. (Москва) Слайд 9.
– Какое слово в выделенном столбике? (Родина)
– Определите “опасное” место. (Родина: ударная гласная “о” в первом слоге. Значит во втором слоге “опасное” место: безударная “и”. Ее нужно запомнить.)
– Посмотрим в словаре С. И. Ожегова его значение:
а) Отечество, родная страна”
б) Место рождения, происхождения кого-нибудь
– Найдите дома пословицы и поговорки о Родине, запомните их.
– Допишите предложение, укажите орфограммы: Слайд 11.
5. Сообщение темы урока. 2мин.
– Почему слово Россия, Москва написали с большой буквы? (Название страны, название города)
– Где мы можем увидеть эти названия? (На географических картах)(слайд 12)
– Название стран, городов, деревень, рек – это географические названия.
– Тема нашего урока: “Имена собственные. Написание названий стран, городов, деревень, улиц, рек” (слайд 13)
6. Формирование новых знаний. 2мин. “Открытие” новых знаний:
– Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? (Чтобы отличать их друг от друга)
– Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные? (Собственные).
– Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)
– Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек?
(Названия стран, городов, деревень, улиц, рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные).
7.Патриотическая минутка 3мин.
– Мы с вами живем в замечательной стране, которая зовется… (Россия) Слайд 14.
(Подготовленный ребенок читает стихотворение)
За ясные зори, умытые росами.
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия…Россия…Раздолье…Равнины…
– Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, сердце страны это город… (Москва).
Что такое город?
Д. Город- крупный населенный пункт, в котором имеются фабрики, заводы, театры, кинотеатры, многоэтажные дома.
У. Мы умеем писать слово город. А с какой буквы мы его напишем, с маленькой или с большой? Почему?
Д. С маленькой, потому что городов много.
8. Работа по теме. 7 мин.
У. Мы сказали, что городов много. И чтобы их отличить друг от друга, люди дали каждому городу свое название. Какие города вы знаете? (ответы детей)
-Какой город является столицей нашей республики?
Д.Якутск.
У. Запишем в тетради: город Якутск.(слайд 15)
-С какой буквы мы напишем эти слова? Почему?
Д. Слово город- с маленькой, слово Якутск- с большой, это название города.
У. Подчеркиваем заглавную букву.
— А у нашего села есть название?
Д. Да. Красный Ручей.
У. Запишем название в тетради. С какой буквы напишем это слово? Почему? Подчеркиваем заглавную букву.
— Как называется центр нашего улуса?
Д. город Покровск.
— Как напишем название города? Почему? Подчеркните заглавную букву.
— Молодцы!
9. Физкультминутка. 2мин.
10. Работа по теме, (продолжение.) 8 мин
Класс делится на две группы.
У. Каждая группа это населенный пункт. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Группа 1. карточка 1.
Недалеко от реки Вилюй стоит город Мирный.
Там перерабатывают алмаз.
Алмаз – самый крепкий драгоценный камень.
Из него делают бриллианты.
У. Откуда вы к нам пожаловали?
Д. Из города Мирного.
У. Где находится ваш город?
Д. Город Мирный находится недалеко от реки Вилюй.
У. Запишем название города в тетрадях. Подчеркнем заглавную букву. (Дети выполняют задание).
У. Из чего делают бриллианты?
Д. Из алмаза.
У. Вот какие красивые изделия делают наши мастера из золота, серебра с бриллиантами. Теперь отправляемся дальше. (слайд 16)
Группа 2. Карточка 2.
Нам известно село 2 Жемкон, которое находится рядом с Красным Ручьем. Там живёт народный мастер, который изготовляет из бересты разные сувениры.
У. Откуда вы, мастера?
Д. Из села 2 Жемкон.
У. Где находится ваше село?
Д. Рядом с Красным Ручьем.
У. Запишите название села. Подчеркните заглавную букву.
— Из чего изготовлены эти изделия?
Д. Из бересты.
У. Ребята, а чем знаменито наше село?
Д. — У нас родились знаменитые люди как Ларионов, Егоров, Покатилов.
— Их именами названы наши улицы. (слайд 17)
— У нас красивая природа. У нас есть «Булуус»
— Под нашим селом течет протока реки Лена.
У. Молодцы! Давайте повторим хором новое правило. (слайд 18)
11. Самостоятельная работа. 5мин
У. Теперь поработаем в парах. Мы узнаем, чем знамениты другие города и села Якутии. Ваша задача – прочитать слова и составить из них предложения. (На слайде запись деформированных предложений. Ученики выполняют задание, проводится проверка.) слайд 19
Д. – Якутск – самый старый город Якутии.
— Город Вилюйск стоит на реке Вилюй.
У. Как вы напишите слова: Якутск, Вилюйск?
Д. С заглавной буквы.
У. Почему?
Д. Это название населенных пунктов.
У. Вот, сколько предложений у нас получилось. Напишите в тетрадях одно понравившееся предложение.
12. Итог урока. 2 мин
У. Чему вы учились на уроке? Что вы запомнили?
(Дети отвечают.)
13. Домашнее задание . Слайд 21. 1 мин
Написать свой адрес .
Куда: Кому:
страна _______________ фамилия _______________
край _______________ имя _______________
район _______________ отчество _______________
улица _______________