Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова

г.Петровска Саратовской области

Разработка мероприятия

Учитель физики: Сеничкина Елена Викторовна,

Учитель английского языка: Кащеева Наталия Анатольевна

Район: Петровский.

Место работы: МОУ СОШ №3

Предмет: физика и английский язык.

Контактный телефон: (8 255)26861

Класс: 10-11.

«Фокусы и фокусники»

Цели мероприятия:

развивать познавательный интерес к физике;

развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов,

развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания в новой ситуации;

ознакомить с галереей известных физиков, внесших весомый вклад в развитие науки, применить знания английского языка для обсуждения научных тем,

Задачи мероприятия:

Обучающие:

— углубить знания, умения и навыки учащихся по темам «Механика», «МКТ», «Электромагнетизм».

— расширить рамки учебной программы по английскому языку новыми лексическими структурами по теме «Изобретения, которые потрясли мир».

— обучать учащихся практическому применению знаний по английскому языку на уроках физики.

Развивающие:

— развивать способности школьников использовать английский язык как инструмент изучения предмета “физика”;

— развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;

— содействовать расширению кругозора.

Воспитательные:

— развивать внимательность, аккуратность, самостоятельность;

— развивать умение работать индивидуально и в группе, творческую активность учащихся

Ход занятия

Ученик 1 (слайд №2)

When Nature has work to be done, she creates a genius to do it.

В моей душе раздался крик:

«Наш мир огромен, многолик,

Неизмерим, неисчерпаем,

Когда так много мы не знаем!»

Кто мир пытается познать,

Умом постигнуть, описать,

Или в стихах его воспеть,

Не хватит жизни, чтоб успеть!

Один, казалось, преуспел,

И даже свой достиг предел,

Но я б собой хотел остаться,

Не уставая, удивляться!

Сегодня мы хотим вас познакомить с интереснейшими людьми и их открытиями.

Опыт 1.

Оборудование: видеофильм.

Ученик 2 (слайд №3)

Предлагаем вашему вниманию видеофильм о магнитной левитации и зависании. Левитация (от лат. levitas «облегчение») — явление, когда предмет без видимой опоры «пари́т» в пространстве (то есть левитирует) не притягиваясь к поверхности (земли, воды, пр.).

Мы имеем черный объект, состоящий из иттрия, бария и оксида меди –высокотемпературный сверхпроводник. Сверхпроводники — электрические проводники, проводящие силу тока без сопротивления при низких температурах. Сверхпроводники при нормальной температуре ведут себя как камень. Этот объект является сильным магнитом. Дымящаяся жидкость, добавляемая к сверхпроводнику — это жидкий азот. Его температура – минус 196оС. Жидкость вокруг сверхпроводника начинает закипать, благодаря теплу, который жидкий азот получает от сверхпроводника. Жидкий азот переходит в газообразный, и температура сверхпроводника постепенно падает. Исчезновение пузырьков говорит о том, что сверхпроводник и жидкий азот — в тепловом равновесии. Это показывает, что температура ниже, чем критическая температура сверхпроводимости 91 граду по Кельвину для иттриево-бариево-меднооксидного соединения, и оно достигло свойств сверхпроводимости. В процессе охлаждения сверхпроводник не находился рядом с магнитом. Магнитное поле, излучаемое магнитом, пройдёт через сверхпроводник, вызывая так называемый эффект захвата магнитного потока. Теперь сверхпроводник и магнит не только не отталкиваются друг от друга, но и даже притягиваются. Это называется магнитной левитацией. На её основе разработано устройство сверхскоростных поездов и левитация живых организмов. (слайд №4)

Впервые явление наблюдалось в 1933 году немецким физиком Мейснером . Давайте с вами поближе познакомимся с этим знаменитым человеком.

Ученик 3 (слайды №5,6,7)

Fritz Walther Meißner (or Meissner) (December 16, 1882, авайте попробуем найти объяснение следующему эксперименту. Когда в трубку из стакана попадает горячая вода, воздух в верхней части трубки (в силу его плохой теплопроводности) имеет практически комнатную температуру. После того, как мы закроем верхнее отверстие трубки и перевернём её, горячая вода по стенкам начинает стекать вниз, быстро нагревая воздух. Давление воздуха в трубке возрастает, и расширяющийся воздух , «выбрасывает» через узкое отверстие трубки не успевшую опуститься вниз воду в виде фонтана.

Описание: Стеклянную трубку с оттянутым, как у пипетки, концом показывают зрителям. Опускают трубку оттянутым концом в стакан с водой, нагретой до 90оС. Закрыв верхнее отверстие трубки пальцем, она быстро вынимается из стакана и переворачивается. Из трубки бьёт мощный фонтан на высоту более метра. Рекомендуется использовать стеклянную трубку диаметром 8-12 мм и длиной 30-40 см, маленькое отверстие которой имеет диаметр около 1 мм. Оптимальное количество набираемой в трубку воды колеблется в пределах от до объёма трубки.

Ученик 5 (слайды №9,10,11) В основе этого эксперимента лежит закон зависимости объёма газа от температуры, как сказать исследованный Гей-Люссаком. Gay -Lussac was born at писание: Опыт выполняется на столе. Накрыть стакан марлей. Закрепить марлю на месте резинкой. Края марли прижать к стенкам стакана. Налить через марлю полный стакан воды. Одной рукой взять стакан вместе с марлей, а другой рукой накрыть его сверху. Перевернуть стакан вверх дном над миской или формой. Медленно убрать руку, закрывающую стакан.
Этот трюк проще выполнить, если стакан воды полон до краёв. Если не получается удержать воду в стакане, попробуй намочить марлю, прежде чем накрыть ею стакан. Ученик 8 (слайд №17) Продолжим наше научное волшебство! У меня есть чудесная односторонняя ткань, которая пропускает воду только в одном направлении (демонстрация опыта 4)
Этот трюк возможен отчасти из-за поверхностного натяжения — способности молекул на поверхности жидкости сцепляться друг с другом, образуя тонкую пленку. Вода заполняет отверстия в ткани и «запечатывает» их благодаря поверхностному натяжению. Кроме того, воздух, так же, как и вода, состоит из молекул. В воздухе молекулы все время находятся в движении, создавая постоянное атмосферное давление. Когда ты переворачиваешь стакан, в нем не остается воздуха, поэтому там отсутствует и атмосферное давление. Давление воздуха снаружи стакана на ткань оказывается больше, чем давление воды внутри него. Давление воды на ткань изнутри стакана возникает из-за силы земного притяжения, или гравитации, воздействующей на воду. Притяжение, или гравитация — это сила, с которой объекты притягиваются друг к другу. Она зависит от их массы. Совокупность атмосферного давления на поверхность ткани и силы поверхностного натяжения воды и позволяет ткани удерживать воду. Добавочное давление в точке поверхности рассчитывается формулой Лапласа. : Ученик 9 (слайды №18,19,20,21) Laplace’s day the most intellectually active of all the towns of Normandy. It was here that Laplace was educated and was provisionally a professor. In 1765 at the age of sixteen Laplace left the «School of the Duke of Orleans» in Beaumont and went to the начала берем брошюру, в которую будем «заливать» воду. Учебник (хоть это и выглядело бы максимально достоверно) лучше не брать: твердая обложка мешает нащупывать заливное отверстие. После того, как книжка выбрана, делаем полиэтиленовый карман. Из упаковочного пакета или лучше из двойного полиэтилена потолще (например, пленка для теплиц) делаем карман размером несколько меньше страницы, чтобы потом его вклеить между страницами. Склеить пленку нужно термическим способом ( краем утюга, паяльником, выжигателем, аппаратом для упаковки), соблюдая противопожарные меры. Сначала пропаять контур, оставляя небольшое отверстие, затем пропаять перегородку (см. рисунок). Выглядит опыт так. В нужный момент берем журнал из стопки подобных, якобы случайным образом. Показываем его, бегло пролистав. Затем, продолжая говорить, незаметно нащупываем в торце, ближе к переплету заливное отверстие, вставляем туда палец и расширяем его. Заливаем в книжку, якобы между страниц воду, медленно поворачиваем книжку (при этом вода переливается в другое отделение, за перегородку. И — о чудо, глаза отказываются верить- вода не выливается.

Ученик10. (Слайды № 22,23) Где физика сокрыта, В законах или в схемах, В учебниках, в приборах, В космических проблемах?
А может, в установках, Что стоят миллионы, Где физики пытаются Опровергать законы? А мы предлагаем вам найти самостоятельно объяснение следующей загадке. (Демонстрируется опыт) Дома никто вас не будет торопить, подключите пап и мам, надеемся, всем будет интересно. Ну и хорошо… Всего доброго, до встречи на неизведанных тропинках физики.

Литература:
Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977
Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985
Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964 http://video.auction.ua/video/view/?id=v1218548ae36#none
http://markx.narod.ru/fizlir.html
http://en.wikipedia.org/wiki
http://vpl54.narod.ru/FOKUS.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here