Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №2»

Медвежьегорского района республики Карелия

Обратный метод преподавания физики

Физика

(7-11 кл)

(Нетрадиционный метод обучения физике)

Сидорина Мария

Александровна,

практикант в

МКОУ «МСОШ №2»

Медвежьегорск-2011

«Обратный» метод обучения физике

Обратный метод обучения физике – это такой метод организации образовательного процесса на уроках физики, при котором изучение нового материала осуществляется учащимся самостоятельно в качестве домашнего задания, а аудиторное время расходуется на акцентирование и заострения внимания учащихся на самых важных понятиях изучаемой темы, наглядную демонстрацию изучаемого явления, выработку навыков решения более сложных задач и умения практической реализации полученных знаний в повседневной жизни.

Различия в структуре и результативности традиционного урока и урока, построенного на принципе «обратного» обучения:

Прямой метод: Большая часть урока затрачивается на сухое изъяснение теоретического материала, чередуемого с записью понятий и законов, что требуя дополнительных временных затрат, в разы сокращает часть занятия, отводимого на решение задач и получения практических навыков и знаний. Оставаясь мало или вовсе не закрепленным, трудно усваиваемый на слух, материал быстро забывается, вследствие чего, КПД урока, выражаясь языком физики, является очень низким.

Обратный метод: Работу с материалами учебника, а также решение нескольких (1-2) простейших задач, базирующихся на приведенной в параграфе формуле, учащийся осуществляет самостоятельно, вследствие чего, большая часть урока посвящается наглядному доказательству (посредством проводимых учителем опытов) изученных законов и явлений, а также их практической реализации, посредством решения большего объема задач (более высокого уровня) и выполнения лабораторных работ, эффективность которых при данном методе обучения оказывается выше, чем при прямом. Связано это с тем, что учащийся, уже владея теоретической основой и будучи способным производить некий анализ, более вдумчиво и внимательно относиться к происходящему на уроке, стараясь усовершенствовать полученные им при самостоятельном изучении навыки и заполнить пробелы в недопонятом материале.

Данная методика позволяет учащимся выработать умение самостоятельной обработки информации, поиска взаимосвязи и сопоставления друг другу различных разделов физики, перехода (пусть и на примере простейших задач) от теории к практике, обучающего мыслить логически и «видеть» описываемое в задаче явление, что часто оказывается затруднительным при прямом методе обучения. Учащийся за один урок проходит двойной круг обучения, подкрепляя самостоятельно добытые знания комментариями учителя, что способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, индуцирует интерес к предмету.

Доказательством выдвинутой гипотезы о том, что обратный метод обучения физики является более действенным и результативным, можно считать результаты проведенного исследования по следующим параметрам:

(количество учащихся – 20 человек. Класс:7)

А) Успеваемость при выполнении лабораторных и практических работ:

Прямой метод: — оценка «5» — 22,3 %

— оценка «4» — 55,6 %

— оценка «3» — 22,1 %

Обратный метод:

— оценка «5» — 34,9 %

— оценка «4» — 53,5%

— оценка «3» — 11,6 %

Б) Процент самостоятельности выполнения работы:

Прямой метод: 50 – 60 % работы – 23 % учащихся

61 – 80% работы – 44.5 % учащихся

81 – 100 % работы – 32,5 % учащихся

Обратный метод: 50 – 60 % работы – 14,1 % учащихся

61 – 80% работы — 39 % учащихся

81 – 100 % работы – 46,9 % учащихся

2) Успеваемость при решении контрольных и самостоятельных работ:

После изучения темы прямым методом:

— оценка «5» — 17 %

— оценка «4» — 33,3%

— оценка «3» — 38,9 %

— оценка «2» — 10,8 %

После изучения темы обратным методом:

— оценка «5» — 26,8 %

— оценка «4» — 38,7 %

— оценка «3» — 25,6 %

— оценка «2» — 8,9 %

Полученные данные свидетельствуют о том, что результативность и продуктивность выполнения контрольных и лабораторных работ при обратном методе значительно возрастают, что связано с достаточно большим объемом практики и предконтрольной подготовки, полученной учащимися в аудиторное время, вырученное преподавателем благодаря предварительной самостоятельной проработке обучающимися теоретического материала, а также расширенным спектром разобранных и прокомментированных учителем задач.

3) Время, затрачиваемое на решение одного варианта работы, рассчитанного на урок:

Из графика видно, что при прямом методе около 45 % учащихся не справляются с работой за время, отведенное на уроке. При обратном методе эта цифра снижается до 33,3 %, плюс ко всему формируется группа учащихся (17 %), успевающих за урок выполнить часть 2ого варианта работы или же проработать дополнительное задание.

  1. А) Количество разобранных и решенных на уроке задач более сложного (не базового) уровня (II — III уровни сложности)(2-я часть урока)

Прямой метод: 1-3

Обратный метод: 2-4

Б) Количество задач, представленных для самостоятельного решения

Прямой метод: 1-3

Обратный метод: 3

В) Время, отводимое на наглядную демонстрацию (физический опыт) закона или явления

Прямой метод: — Нередко отсутствует вовсе – 59 % уроков

— 3-5 мин – 32 %

— 5 мин – 9 %

Обратный метод: — 7-10мин – 64,8 % уроков

— 5-7 мин – 26 %

— менее 4 мин. или отсутствие t – 9,2%

Анализ полученных данных подтверждает предположение о том, что учащиеся, самостоятельно проработавшие перед уроком задачи базового уровня, то есть обучаемые обратным методом, будут более расположены к восприятию трудной для понимания информации, трудоспособны и активны.

  1. Дисциплинированность учащихся на уроке:

Время, затрачиваемое учителем в течение урока на наведение дисциплины при прямом методе:

3-5 минут

При обратном: 2-3 минуты

Необходимость соотнесения самостоятельно усвоенного материала с дополнениями и комментариями учителя и поиска возможных ошибок делает учащихся более внимательными, усидчивыми и сосредоточенными.

6) Степень заинтересованности учащихся предметом, выражающаяся величиной активности в работе с дополнительными материалами, подготовке собственных проектов и презентаций, участии в конкурсах и т.д.

Исходя из информации, вынесенной на диаграмму, несложно сделать вывод о том, что обучение обратным методом более способствует возникновению и сохранению интереса ребят к науке, активирует задатки научной и исследовательской деятельности учащихся, развивает способности к логическому и нестандартному мышлению, что является необходимым условием для успешного выступления на олимпиадах и различного рода конкурсах и соревнованиях по физике.

Таким образом, итоги проведенного исследования подтверждают результативность обратного метода обучения на уроках физики, его влияние на повышение качества образования, возможность его расширенной апробации в средних общеобразовательных учреждениях.

Список использованной литературы

  1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. Теоретические основы. М.: Просвещение,1981.

  2. Современный урок физики в средней школе / Под ред. В.Г. Разумовского, Л.С. Хижняовой. М.:

Просвещение, 1983

  1. Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей: кн. Для учителя. Сост. Э.М. Браверман; / Под. ред. В.Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1993.

  2. Шишкин Н.Н. Клуб юных физиков: кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here