Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

Рузского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «ТСОШ №1»_______________Момзикова Г. И.

«_________» __________________ 2014 г.

МП

Рабочая программа по физике

(базовый уровень)

9 класс

Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,

учитель физики высшей категории.

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.

За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / 4-изд., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Из них:

контрольные работы – 5 часов;

фронтальные лабораторные работы – 9 часов.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основное содержание

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Законы взаимодействия и движения тел

26

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

10+1(рез)

2

1

Электромагнитное поле

17+1(рез)

2

1

Строение атома и атомного ядра

11+2(рез)

2

1

Итого

68

8

5

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Ученик должен знать/понимать:

• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемир­ного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электри­ческого заряда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 9 классе

68 часов, 2 часа в неделю

урока

Наименование раздела и тем

Плановые сроки похождения

Скорректированные сроки прохождения

1.Законы взаимодействия и движения тел. 26 часов, 2 часа в неделю

Материальная точка. Система отсчета.

01.09.14 – 05.09.14

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения.

08.09.14 – 12.09.14

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Мгновенная скорость. Перемещение.

15.09.14 – 19.09.14

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

График скорости.

22.09.14 – 26.09.14

Р/З по теме «Равноускоренное движение»

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

29.09.14 – 03.10.14

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Л/Р №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

06.10.14 – 10.10.14

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоц-я системы мира.

К/Р №1 « Основы кинематики»

13.10.14 – 17.10.14

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

20.10.14 – 24.10.14

Р/З по теме «Законы Ньютона.

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

27.10.14 – 31.10.14

Р/З по теме «Свободное падение»

Л/Р №2 «Измерение ускорения свободного падения»

10.11.14 – 14.11.14

Невесомость

Закон Всемирного тяготения.

17.11.14 – 21.11.14

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

24.11.14 – 28.11.14

Реактивное движение

Обобщение по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

01.12.14 – 05.12.14

К/Р №2 «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Итого

26 часов

2. Механические колебания и волны. Звук. 11 часов

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

08.12.14 – 12.12.14

Величины, характеризующие колебательные системы. Р/З

Л/Р №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

15.12.14 – 19.12.14

Л/Р №4 «Исследование зависимости периода и частоты колебаний нитяного маятника от его длины»

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Резонанс.

22.12.14 – 26.12.14

Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн.

Решение задач по теме «Волны»

12.01.15 – 16.01.15

Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука.

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Звуковой резонанс

19.01.15 – 23.01.15

26.01.15 – 30.01.15

Обобщение по теме «Механические колебания и волны. Звук»

К/Р № 3 «Механические колебания и волны. Звук»

Итого

11 часов

3. Электромагнитное поле. 18часов

Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитные поля

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика

02.02.15 – 06.02.15

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля.

09.02.15 – 13.02.15

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

16.02.15 – 20.02.15

Л/Р №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.

24.02.15 – 27.02.15

Трансформатор. Передача энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Э/м природа света.

02.03.15 – 06.03.15

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор

10.03.15 – 14.03.15

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Принципы радиосвязи и телевидения

16.03.15 – 20.03.15

Преломление света, показатель преломления. Дисперсия света.

Типы оптических спектров, Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

01.04.15 – 03.04.15

06.04.15 – 10.04.15

Л/Р №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

К/Р №4 «Электромагнитные колебания и волны»

Итого

18 часов

4. Строение атома и атомного ядра. 13 часов

Радиоактивность. Модель атома. Опыт Резерфорда.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

13.04.15 – 17.04.15

Экспериментальные методы исследования частиц. Откр. протона и нейтрона.

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

20.04.15 – 24.04.15

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция.

27.04.15 – 30.04.15

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы АЭС.

Л/Р №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

05.05.15 – 08.05.15

Л/Р№ 8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»

Период полураспада. Закон радиоактивного распада

12.05.15 – 15.05.15

К/Р № 5 «Физика атома и атомного ядра»

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

18.05.15 – 22.05.15

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Итого

13 часов

Всего

68 часов

Литература

1. Боброва, С.В.Физика. 7 – 9 классы: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник / авт.-сост. С.В. Боброва. -Волгоград.: Учитель, 2007

2. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.

3. Громцева, О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-173 с.

4. Гутник, Е.М. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина/ Е.М. Гутник.– М.: Дрофа, 2011.

5. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2012.-334 с.

6. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2012.- 240 с.

7. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ­– М.: Интеллект-Центр, 2012

8. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2014г

Дополнительная учебная литература

1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 9 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.

2. Гельфгат, И.М.,1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями/ И.М.Гельфгат, Л.Э.Генденштейн., Л.А. Кирик– М.: Илекса, 2003.

3. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

4. Кабардин, О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, 2008.

5. Кортукова, Л.К. Сборник олимпиадных заданий для 8 — 11 кл. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2007

6. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ­– М.: Интеллект-Центр, 2006.

СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей физики

От____________________ № ________

Руководитель ШМО

___Лазарян Е. С.__________________

«________» ____________________2014 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___Веденеева И. В._______________

«_________» _____________________ 2014г

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here