Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Рузского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «ТСОШ №1»_______________Момзикова Г. И.
«_________» __________________ 2014 г.
МП
Рабочая программа по физике
(базовый уровень)
9 класс
Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,
учитель физики высшей категории.
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году.
За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / 4-изд., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2011.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Из них:
контрольные работы – 5 часов;
фронтальные лабораторные работы – 9 часов.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основные задачи данной рабочей программы:
-
сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
-
научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основное содержание
-
Тема
Количество
часов
Кол-во
лабораторных
работ
Кол-во
контрольных
работ
Законы взаимодействия и движения тел
26
2
2
Механические колебания и волны. Звук.
10+1(рез)
2
1
Электромагнитное поле
17+1(рез)
2
1
Строение атома и атомного ядра
11+2(рез)
2
1
Итого
68
8
5
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
-
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
-
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;
уметь
-
описывать и объяснять физические явления;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование уроков физики в 9 классе
68 часов, 2 часа в неделю
Наименование раздела и тем | Плановые сроки похождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
1.Законы взаимодействия и движения тел. 26 часов, 2 часа в неделю
| ||||
| Материальная точка. Система отсчета. | 01.09.14 – 05.09.14 |
| |
| Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. | |||
| Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения. | 08.09.14 – 12.09.14 |
| |
| Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | |||
| Мгновенная скорость. Перемещение. | 15.09.14 – 19.09.14 | ||
| Скорость прямолинейного равноускоренного движения. | |||
| График скорости. | 22.09.14 – 26.09.14 | ||
| Р/З по теме «Равноускоренное движение» | |||
| Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 29.09.14 – 03.10.14 | ||
| Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | |||
| Л/Р №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 06.10.14 – 10.10.14 |
| |
| Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоц-я системы мира. | |||
| К/Р №1 « Основы кинематики» | 13.10.14 – 17.10.14 | ||
| Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | |||
| Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 20.10.14 – 24.10.14 | ||
| Р/З по теме «Законы Ньютона. | |||
| Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | 27.10.14 – 31.10.14 | ||
| Р/З по теме «Свободное падение» | |||
| Л/Р №2 «Измерение ускорения свободного падения» | 10.11.14 – 14.11.14
| ||
| Невесомость | |||
| Закон Всемирного тяготения. |
17.11.14 – 21.11.14
| ||
| Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. | |||
| Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 24.11.14 – 28.11.14
| ||
| Реактивное движение | |||
| Обобщение по теме «Законы взаимодействия и движения тел» | 01.12.14 – 05.12.14
| ||
| К/Р №2 «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса» | |||
| Итого | 26 часов |
| |
2. Механические колебания и волны. Звук. 11 часов
| ||||
| Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | 08.12.14 – 12.12.14 |
| |
| Величины, характеризующие колебательные системы. Р/З | |||
| Л/Р №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» | 15.12.14 – 19.12.14 | ||
| Л/Р №4 «Исследование зависимости периода и частоты колебаний нитяного маятника от его длины» | |||
| Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Резонанс. | 22.12.14 – 26.12.14 |
| |
| Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн. | |||
| Решение задач по теме «Волны»
| 12.01.15 – 16.01.15 |
| |
| Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука. | |||
| Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Звуковой резонанс | 19.01.15 – 23.01.15
26.01.15 – 30.01.15 |
| |
| Обобщение по теме «Механические колебания и волны. Звук» | |||
| К/Р № 3 «Механические колебания и волны. Звук» | |||
| Итого | 11 часов |
| |
3. Электромагнитное поле. 18часов
| ||||
| Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитные поля |
|
| |
| Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика | 02.02.15 – 06.02.15 |
| |
| Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | |||
| Индукция магнитного поля. | 09.02.15 – 13.02.15 | ||
| Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции | |||
| Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. | 16.02.15 – 20.02.15 |
| |
| Л/Р №5 «Изучение явления электромагнитной индукции» | |||
| Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. | 24.02.15 – 27.02.15 | ||
| Трансформатор. Передача энергии на расстояние. | |||
| Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Э/м природа света. | 02.03.15 – 06.03.15 | ||
| Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | |||
| Конденсатор
| |||
10.03.15 – 14.03.15 | ||||
| Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | |||
| Принципы радиосвязи и телевидения
| 16.03.15 – 20.03.15 | ||
| Преломление света, показатель преломления. Дисперсия света. | |||
| Типы оптических спектров, Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
| 01.04.15 – 03.04.15
06.04.15 – 10.04.15
|
| |
| Л/Р №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».
| |||
| К/Р №4 «Электромагнитные колебания и волны»
| |||
| Итого | 18 часов |
| |
4. Строение атома и атомного ядра. 13 часов
| ||||
| Радиоактивность. Модель атома. Опыт Резерфорда. |
|
| |
| Радиоактивные превращения атомных ядер. | |||
13.04.15 – 17.04.15 |
| |||
| Экспериментальные методы исследования частиц. Откр. протона и нейтрона. | |||
| Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. | 20.04.15 – 24.04.15 |
| |
| Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | |||
| Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. | |||
27.04.15 – 30.04.15 | ||||
| Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы АЭС. | |||
| Л/Р №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | 05.05.15 – 08.05.15 |
| |
| Л/Р№ 8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям» | |||
| Период полураспада. Закон радиоактивного распада | 12.05.15 – 15.05.15 |
| |
| К/Р № 5 «Физика атома и атомного ядра» | |||
| Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. | 18.05.15 – 22.05.15 |
| |
| Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. | |||
| Итого | 13 часов |
| |
| Всего | 68 часов |
|
Литература
1. Боброва, С.В.Физика. 7 – 9 классы: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник / авт.-сост. С.В. Боброва. -Волгоград.: Учитель, 2007
2. Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-159 с.
3. Громцева, О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс»/О.И. Громцева. -М.: Издательство Экзамен, 2010.-173 с.
4. Гутник, Е.М. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина/ Е.М. Гутник.– М.: Дрофа, 2011.
5. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2012.-334 с.
6. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2012.- 240 с.
7. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2012
8. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2014г
Дополнительная учебная литература
1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 9 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.
2. Гельфгат, И.М.,1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями/ И.М.Гельфгат, Л.Э.Генденштейн., Л.А. Кирик– М.: Илекса, 2003.
3. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
4. Кабардин, О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, 2008.
5. Кортукова, Л.К. Сборник олимпиадных заданий для 8 — 11 кл. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2007
6. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол ШМО учителей физики
От____________________ № ________
Руководитель ШМО
___Лазарян Е. С.__________________
«________» ____________________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
___Веденеева И. В._______________
«_________» _____________________ 2014г