Город Балаково, в котором мы живём, уникален: здесь расположены сразу три крупных энергетических объекта – это Саратовская гидроэлектростанция, ТЭЦ и Балаковская атомная станция. Поэтому неслучаен интерес населения к экономическим и экологическим проблемам энергетики. Один из актуальных вопросов, касающихся работы АЭС в непосредственной близости от города,- на сколько опасно это соседство? Регулярные сообщения о радиационной обстановке в районе БАЭС и городе часто остаются непонятными для обывателей, а урок физики в 11 классе по теме: «Биологическое действие радиоактивных излучений» помогает ребятам оценить реальное состояние окружающей среды и составить представление об опасности и пользе радиации.
Урок для 11 класса по теме:
«БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ»
Цели: познакомить учащихся с единицами радиометрии; показать причины воздействия р/а излучений на живую клетку, механизм воздействия и итоги действия р/а излучений на живую клетку, организм; показать возможность применения биологического воздействия излучений в целях решения продовольственных вопросов, в медицине; познакомить со способами защиты от излучений, и на основе этого, убедить учащихся в необходимости изучения р/а излучений, их природы.
Оборудование: компьютер, проектор, видеофильм «Радиация вокруг нас», таблица дозиметрических величин и их единиц (демонстрационная), сводка о радиационном состоянии в районе АЭС, дозиметры.
Ход урока: 1. Опрос:
Карточки для ответов у доски:
№1. Дополнить ядерные реакции: Al2713 + He42 → ? + n10
N147 + n10 → ? + p11
P3015 + Si3014 → ?
№2. Рассчитать энергию связи ядра Li73
№3. Вывести формулу закона радиоактивного распада.
Фронтальный опрос- актуализация знаний:
-
Что такое ядерная реакция?
-
Сформулируйте правила смещения.
-
Назовите виды р/а излучений.
-
Какие методы регистрации р/а излучений вам известны?
2. Изучение нового материала:
Мотивация:
«О радиационной обстановке в районе АЭС» (По материалам прессы)- раздаточный материал (см. приложение)
Вопрос: Почему людей так интересует радиационная обстановка?
Предполагаемый ответ: Люди боятся вредного воздействия р/а излучений.
Постановка целей и задач урока:
Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: « Как и почему воздействуют
радиоактивные излучения на живой организм, что является источником радиации, когда её стоит бояться?»
Историческая справка:
Однажды Беккерель взял у Пьера Кюри небольшое количество радия, заключённого в стеклянную трубочку, с тем, чтобы продемонстрировать его свойства студентам на лекции. Трубочку он положил в карман жилета. Несколько часов он проходил с радиевым препаратом. А спустя несколько дней обнаружил у себя на коже, в том месте, которое находилось против кармана, покраснение, напоминавшее своей формой трубочку с препаратом радия. Ещё через несколько дней Беккерель почувствовал сильную боль, кожа потрескалась, образовалась язва. Он вынужден был обратиться к врачу, который стал лечить его от ожога. Через два месяца рана зарубцевалась. ( М.И.Корсунский. Атомное ядро.)
Попробуем разобраться, в чём состоит воздействие на живой организм радиации.
Вопрос: Какое воздействие на вещество оказывает р/а излучение?
Предполагаемый ответ: Ионизирующее.
Вопрос: Какова основная структурная единица организации биологического организма?
Предполагаемый ответ: Клетка
Вопрос: Как клетка обеспечивает жизнедеятельность организма? Что происходит в клетке?
Предполагаемый ответ: В клетке происходят химические реакции.
Вывод: Ионизация атомов приводит к разрыву химических связей, поэтому образуются высокоактивные в химическом отношении соединения (свободные радикалы), которые взаимодействуют с белком и разрушают клетку за счёт интенсивных процессов окисления.
Наиболее интенсивные химические процессы протекают в быстро делящихся клетках, в ядрах клеток. Поэтому именно они сильнее всего подвержены действию р/а излучений.
Клетки гибнут или мутируют.
Количественные характеристики действия р/а излучений:
(по таблице 1)
Биологический эффект (по таблице):
Доза облучения, приводящая к гибели 50% особей в течение месяца
Виды организмов | Доза (в рентгенах) | Виды организмов | |
1000-150000 100000 20000 8000-20000 1000-10000 800-2000 600-1500 700-900 | растения амёбы улитки змеи насекомые рыбы, птицы мыши крысы | 250-600 400 400 250-400 350 300 200 | обезьяны люди морские свинки собаки козы ослы овцы |
Обращается внимание на
выносливость растений (150000Р)
слабую сопротивляемость животных (200 – 500Р)
Учитель: Воздействие на живые организмы ионизирующих излучений зависит от глубины проникновения и ионизирующей способности. Оно может быть как угнетающим, так и стимулирующим.
Сообщение ученика об использовании облучений в сельском хозяйстве
Ученик: Воздействие р/а излучений на растения сильно зависят от глубины проникновения в облучаемый объект и от ионизирующей способности излучения, т.к. ионизация служит катализатором дальнейших физико-химических реакций в клетках, что приводит к активизации или угнетению жизнедеятельности. Гамма- облучение клубней картофеля в дозах 1,5-3,0 Гр обеспечивает повышение урожая на 18-25%. Одновременно повышается содержание крахмала, белка, витамина С, т.е. картофель становится более вкусным и полезным. Для сохранения продуктов растениеводства применяют свойство ионизирующих излучений тормозить процессы роста и созревания. Так доза облучения 80-100 Гр позволяет сохранить картофель без прорастания и потери пищевой ценности от урожая до урожая при комнатной температуре. Созревание бананов и манго при транспортировке продлевается на 30-60 дней, если их подвергают облучению дозой 250 Гр, земляника не теряет товарного вида и качества 15 дней, а без облучения она не пригодна к реализации уже на второй день.
Источники радиации (видеофильм)
предварить просмотр вопросами:
-
Каковы возможные источники излучений?
-
Как уменьшить воздействие р/а излучений на человека?
3. Закрепление полученных знаний
Пересчёт сведений в газетном сообщении о р/а обстановке в районе АЭС:
1л воды в водоёме-охладителе имеет активность 3,2•10-12 Ки = 0,1184 Бк, т.е. ведро воды даёт около 70 распадов за 1 минуту
Мощность эквивалентной дозы гамма-излучения в Балакове 0,09мкЗв/час
К=1, значит, Дп=0,09мкГр (в час), значит, за 70лет =70•365•24=613200час человек получит
613200•0,09•10-6Гр=0,0023 Гр
см. стр.306 (допустимые дозы)
Вывод: на уроке мы узнали о вредном и полезном воздействии радиоактивных излучений на живую клетку и организмы, научились оценивать это действие количественно.
4. Домашнее задание: § 114 (Физика. Г.Я.Мякишев) , № 1202 (А.П.Рымкевич)
ЛИТЕРАТУРА:
Журналы «Наука и Жизнь» №10, 1990 г.
«Физика в школе» № 5, 1993 г.
«Физика 11 кл.» В.А. Касьянов