Урок литературного чтения в 1 «Г» классе
Тема: М.Пришвин «Медведь»
Цели:
-познакомить с особенностями творчества М.Пришвина ;
-познакомить с произведением М.Пришвина «Медведь»;
-совершенствовать плавное чтение целыми словами;
-развивать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения;
Оборудование:
Учебник, портрет М.Пришвина, 5 книг- М.Пришвина,
Ход урока.
I. Орг. момент.
Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Владимировна. Встали все ровно, настроились на урок и тихо сели.
II. Проверка домашнего задания.
-Ребята, давайте вспомним стихотворения, чьих авторов вы изучали на прошлом уроке? ( Бориса Заходера).
-А как называются эти стихотворения? ( «Мохнатая азбука», «Аист», «Бизон», «Верблюд», «Гадюка», «Ёжик», «Жираф», «Индюк» и т.д.).
-Что объединяет все эти стихотворения? (что их написал один автор и что они все про животных).
-А кто желает рассказать стихотворение? (выслушиваю 5 учеников).
III. Изучение нового материала
1)Подготовка к восприятию.
-Обратите внимание на доску. Кто знает, чей это портрет? (М.Пришвина)
-Давайте послушаем его биографию.
Пришвин Михаил Михайлович родился в 1873 г. Орловской губернии Учился сначала в гимназии, потом в училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. В 1902 г. вернулся в Россию, служил земским агрономом и первые печатные труды создал по практической агрономии. В 1906 г. в журнале «Родник» был опубликован первый рассказ Пришвина «Сашок». Пришвин объездил и обошел Центральную Россию, Крым и Казахстан и выпустил несколько книг этих территорий.
В 1912—1914 гг. вышло первое собрание сочинений Пришвина. В годы Первой мировой войны (1914—1917). Пришвин был фронтовым корреспондентом газет «Речь» и «Биржевые ведомости».
В 1923г. он начал автобиографический роман «Кощеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.
В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих книг. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери», «Корень жизни». В 1940 г. сочинил поэму в прозе «Фацелия». Умер в 1954 г. в Москве.
-Ребята посмотрите на доску и обратите внимание на выставку книг. Все эти книги написал Михаил Пришвин и все они в основном про животных, про их жизнь. На перемене подойдёте и рассмотрите книги.
2) Первичное восприятие.
Чтение рассказа учителем. У уч-ся книги закрыты.
— Ребята, сели ровно. Внимательно слушаем.
-Прочитайте фамилию автора и название рассказа.
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 126. Соответствуют ли название и иллюстрация друг другу?
3) Проверка первичного восприятия.
—Понравился ли вам рассказ? Чем?
-Кто главный герой? (медведь)
— Какую картину вы представили, слушая рассказ?
Физкультминутка
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Затем пальчики сожмём,
Сядем и писать начнём
4) Вторичное восприятие и анализ.
1часть(читают дети по цепочке)
-Какое представление о медведях у многих людей? (что медведь на них набросится и съест их)
-Что узнали мы о медведе? (что медведь ходит осторожно и учуяв человека он прячется)
-Какие слова были непонятны?
(Будто- как бы)
Чтение 2-й части
— Зачем рассказчик отправился на то место, где водилось много медведей?
( чтобы застать медведя за едой)
— Как вёл себя рассказчик, выслеживая медведя? (осторожно)
-Почему же ему не удалось встретить медведя? (
-Какие слова были непонятны?
(Всякий- кто угодно
Однажды- один раз
Верховьях- часть реки, близкая к ее истокам.
Река Коды- название реки
Пинега- название реки
Вовсе- точно не хотелось
Застать- встретить
Затаивался- прятался)
Чтение 3-й части
-Почему дрогнула еловая лапка? (какой то зверь её пошатнул)
-Какие слова были непонятны?
(Продовольствие- еда
Еловая лапка- ветка ели)
Чтение 4-й части
-Почему медведь вымахнул из тайги? (его спугнули)
-Какие слова были непонятны?
Против- напротив
Застал- встретил
Вымахнул из тайги- выскочил резко, одним махом, неожиданно.
Чтение 5-й части
-Почему стало досадно охотнику? (потому что он спугнул медведя)
-Что делал медведь когда охотник уплывал? (наблюдал)
-Какие слова были непонятны?
Досадно- обидно
Подшумел- спугнул
Оттуда- на данном месте
Чтение 6-й части
-Какие слова были непонятны?
Представляют- воображают
5) Вопросы над идеей произведения.
—Ребята, скажите, почему произведение называется «Медведь»? (потому что он главный герой)
-Расскажите, какой был медведь в рассказе М.Пришвина?
-Согласны ли вы с утверждением М.Пришвина, что у зверей есть характер? Если да, то ответьте на вопрос: какой характер был у медведя?
-Озаглавьте части рассказа.
IV. Итог урока.
—С произведением какого автора мы сегодня познакомились?
—Чем вам запомнилось это произведение?
V. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение рассказа.