Муниципальное образовательное учреждение
«Общеобразовательное учреждение лицей №2
г.Красноярска»
Конспект урока по литературе
в 9 классе
«Дуэль. Трагическая гибель Ленского».
(Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Владышевская Илона Кенсариновна
Красноярск 2010
Урок литературы в 9 классе
Владышевская Илона Кенсариновна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ «Общеобразовательное учреждение
лицей №2 города Красноярска»
Дуэль. Трагическая гибель Ленского.
(Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Цель урока: дать понятие «дуэльный кодекс» и выявить повод и истинную причину состоявшейся дуэли между Онегиным и Ленским; охарактеризовать чувства главного героя после свершившейся трагедии и увидеть черты эволюции характера Евгения Онегина.
…Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
А.С.Пушкин
Тема сегодняшнего урока – «Дуэль. Трагическая гибель Ленского». 29 января 1837 года не стало гения, «солнца русской поэзии», А.С.Пушкина, умершего вследствие раны, полученной им на дуэли. Буквально на следующий день сердца передовых людей 19-го столетия обожгли строки М.Ю.Лермонтова:
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр Сергеевич Пушкин — поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» — фраза, которая сегодня воспринимается как шутка.
Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, давайте попытаемся взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.
Итак, что значила дуэль для дворянина в 19 веке? Можно ли было ее избежать? Как оценить поступок Онегина? Пожалуй, именно эти вопросы и будут для нас ключевыми.
1. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». Цитируя, Пушкин выпустил средний стих, отчего полностью изменился смысл. У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать». Здесь причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости племени. С пропуском среднего стиха появилась другая причина небоязни смерти – следствие разочарованности и «преждевременной старости души»
— Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине. Но Онегин был типичным представителм своего времени.)
— Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). Цель Онегина – позлить Ленского и только.
— Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).
В строфе 4 появляется новое лицо – некий Зарецкий. И ему посвящено целых 5 строф. Много для второстепенного персонажа. Но это не случайно. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. Пожалуй, более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у Пушкина нет.
— Расскажите, пожалуйста, об этом герое с использованием цитат.
— Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? (Секундант). К этому персонажу мы еще вернемся.
Мог ли Онегин что-то исправить? На этот вопрос мы не сможем верно ответить, если не поймем, чем была дуэль для современников Пушкина. И к сегодняшнему уроку группа историков-исследователей подготовила сообщение-презентацию «Дуэль и дуэльный кодекс в России 19 века». Предоставим им слово. (Прошу вашего особого внимания!)
Представление презентации (см.приложение к уроку).
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ
Итак, вам был представлен общепринятый дуэльный кодекс. Ваша задача обратиться к тексту главы и выяснить, был ли нарушен этот кодекс? Были ли объективные причины считать дуэль несостоявшейся? Ответы подтверждайте цитатами.
Нарушения дуэльного кодекса:
1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.
При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.
9 строфа: Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.
2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант — свободно нанятый лакей, Гильо.
27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).
3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» — спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.
4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделал этого.
— Почему Зарецкий так себя ведет? (Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).
Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит.
3. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
— А теперь перенесемся во времени назад и посмотрим на наших главных героев перед дуэлью. Действительно ли Ленский был решительно настроен на поединок? (Строфа 15 -23)
Уже нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим. Но, будучи романтиком, он практически убеждает себя с присущим романтизму пафосом, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я». Дорога ему сейчас собственная жизнь? Сейчас, когда он вновь почувствовал счастье? Безусловно.
— Какие же мысли занимают ум и сердце Онегина перед поединком? Желает ли он поединка с другом? (Найти ответ в 10 строфе)
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной,
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится: в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…
Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.
— Оба наших героя терзаются сомнениями. Что же для Онегина становится причиной участия в дуэли? (Мнение света)
— Какой комментарий этой ситуации дает Пушкин? «Но дико светская вражда боится ложного стыда».
Действительно, ложного стыда. Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент экранизации романа «Евгений Онегин» английским режиссером Мартой Файнс.
Интересна история создания фильма. Английский актер Рэйф Файнс, прочитав в 1998 г. роман Пушкина, был так потрясен историей любви Татьяны и Евгения, что решил непременно снять фильм. И благополучно сделал это благодаря своей сестре-режиссеру, а сам снялся в главной роли. Очень радует, что произведения А.С.Пушкина тревожат сердца людей не только нашей страны.
Удалось ли актерам передать то состояние, которое испытывали Онегин и Ленский? И еще подумайте, пожалуйста, если бы вы были консультантами съемочной группы, высказали бы какие-то пожелания, касающиеся соответствия событий фильма тексту романа?
Просмотр фрагмента фильма «Онегин».
4. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОСМОТРА.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Мне кажется, очень удачно передано смятение Ленского, его неуверенность в словах обвинения, обращенных к Онегину, боязнь трагического исхода. Онегин тоже находится в двойственном состоянии: идет на поединок, но очень неохотно. А особенно выразительно и ярко показано потрясение героя, вызванное осознанием содеянного:
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его…напрасно.
В тоске сердечных угрызений…глядит на Ленского…
Убит! Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем отходит.
— Какие несовпадения отметили бы консультанты? Проверим внимательность.
Неточности:
-
время года (по роману – зима, в фильме – осень);
-
появилась как свидетель Татьяна,
-
Онегин очень настоятельно просит Ленского одуматься,
-
Ленский был убит пулей навылет в грудь, а не в висок.
Вернемся к теме нашего урока. На мой взгляд, эпизод фильма наглядно продемонстрировал нам ужасный лик совершенно нелепой, бесцельной смерти 18-летнего(!) юноши.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
— Только ли по вине Онегина и Зарецкого все-таки погибает Ленский? Виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, — боязнь быть смешным или сделаться объектом сплетен.
Четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или поступить так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.
Интересно, что в 6 главе автор показывает нам 2 возможных варианта судьбы погибшего в цвете лет поэта.
— В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему?
Эти размышления и станут вашим домашним заданием.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сочинение-рассуждение (не менее 150 слов): «Какой из вариантов судьбы Ленского мне кажется более верным и почему?»
Список использованной литературы
-
Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней…»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII—XIX веков/ В.П.Мещеряков, М.Н.Сербул. – М.: Дрофа, 2003.
-
Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
-
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://weblog.rc-mir.com/time1586920_1235948400_0_20093.html
http://www.koolinar.ru/blog/comments/4002
http://zx-kino.ru/movie/pushkin-poslednyaya-duel/4704/
http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-901589965
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post107604083/
http://lermontov.niv.ru/lermontov/zhivopis-i-grafika/pictures_5.htm