Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
город Краснодар
Авторская программа
по общей физической подготовке
(физическая культура 9 класс)
подготовили
учителя физической культуры
Кузнецова Марина Александровна
Волошенко Алла Владимиров
Десенко Ольга Петровна
Краснодар 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПРЕДМЕТА «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
В 9 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Планирование составлено на основе:
«Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов», допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание 2009 г Авторы: доктор педагогических наук В.И Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.
ЦЕЛИ КУРСА
1. Укрепление здоровья и закаливания занимающихся;
2. Достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой;
3. Приобретение инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой;
4. Формирование моральных волевых качеств занимающихся: подготовке занимающихся к труду, защите Родины, к активной общественной деятельности и семейной жизни.
Таблица тематического распределения количества часов
для 9 классов — 34 часа, 1раз в неделю
Вид программного материала | Рабочая программа | |
1 | Легкая атлетика | 9 |
2 | Гимнастика с основами акробатики. | 7 |
3 | Спортивные игры | 10 |
4 | Кроссовая подготовка | 8 |
Итого | 34 |
Годовой план-график распределения учебного времени на виды программного материала по четвертям
Разделы программы | Учебные часы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
1 | Легкая атлетика | 9 | 9 |
|
|
|
2 | Гимнастика с основами акробатики. | 7 |
| 7 |
|
|
3 | Спортивные игры | 10 |
|
| 10 |
|
4 | Кроссовая подготовка | 8 |
|
|
| 8 |
Итого | 34 |
ОСНОВЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
-
Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
-
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-
Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
-
Содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены.
-
Дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости, силы и гибкости) способностей.
-
Формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств.
-
Выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля.
-
Углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой медицинской помощи при травмах.
-
Воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время.
-
Выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи.
-
Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
-
Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.
-
Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Легкая атлетика. Круговая эстафета с различными упражнениями, бег с ускорением по 30 метров, бег из разных стартовых положений по 20 метров, метания в цель из различных исходных положений, всевозможные прыжки и многоскоки, переменный бег, со сменой направления движения и темпа, бег на перегонки по 30 метров, прыжковая подготовка: скачки на одной ноге, скачки в шаге, эстафеты с преодоление препятствий.
Гимнастика. ОРУ с гимнастическими предметами, кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, «мост», опорные прыжки, броски набивного мяча, упражнение на развитие гибкости, упражнения на бревне и на гимнастической лестнице, упражнения по кругу с элементами гимнастики, преодоление полосы препятствий.
Спортивные игры. Проведение эстафет, Владение мячом в баскетболе, игра по упрощенным правилам, броски мяча в корзину, упражнения на развитие скоростных и скоростно – силовых способностей, комбинированные эстафеты, передача баскетбольного мяча в парах и в тройках, броски баскетбольного мяча в движении, игра в стритбол, игра в баскетбол.
Кроссовая подготовка. Переменный бег, со сменой направления движения и темпа, бег в спокойном темпе, эстафеты с предметами, подвижные игры для развития координации и выносливости, выполнение упражнений для развития скоростно – силовой выносливости, бег на выносливость от 10 до 12 минут, комбинированная эстафета, бег с преодолением препятствий.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ К УЧАЩИМСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИМ
ОСНОВНУЮ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ
Понимать роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек. Понимать основы формирования двигательных действий и развития физических качеств.
Уметь составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма. Уметь выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств. Уметь осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки. Уметь соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений. Уметь включать занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
№ п/п урока | Количество часов по изучаемой программе | Содержание учебного материала | Примерные даты | Оборудование урока | ||
план | факт | |||||
I четверть всего 9 часов на раздел «Легкая атлетика» — 9 часов | 1 | 1 | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Разучивание специальных упражнений для развития силы. |
|
| гантели, утяжелители |
2 | 1 | Круговая эстафета с различными упражнениями. |
|
| кегли, мячи, обручи, скакалки | |
3 | 1 | Бег с ускорением по 30 метров, через 1 минуту отдыха. |
|
| секундамер | |
4 | 1 | Бег из разных стартовых положений по 20 метров. |
|
| секундамер | |
5 | 1 | Метания в цель из различных исходных положений, всевозможные прыжки и многоскоки. |
|
| теннесные мячи | |
6 | 1 | Переменный бег, со сменой направления движения и темпа. |
|
| свисток | |
7 | 1 | Бег на перегонки по 30 метров. |
|
| секундамер | |
8 | 1 | Прыжковая подготовка: скачки на одной ноге, скачки в шаге. |
|
| свисток | |
9 | 1 | Эстафеты с преодолением препятствий. |
|
| свисток, гимнастические скамейки, фишки, обручи | |
II четверть всего 7 часов на раздел «Гимнастика» — 7 часов | 10 | 1 | Техника безопасности во время занятий гимнастикой. ОРУ с гимнастическими предметами. |
|
| кегли, мячи, обручи, скакалки |
11 | 1 | Акрабатические упражнения (кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, «мост»). |
|
| гимнастические маты | |
12 | 1 | Опорные прыжки, броски набивного мяча. |
|
| гимнастические маты, набивные мячи | |
13 | 1 | Упражнения на бревне и на гимнастической скамейке. |
|
| гимнастическое бревно, гимнастическая скамейка | |
14 | 1 | Упражнения по кругу с элементами гимнастики. |
|
| гимнастические маты, набивные мячи, скакалки | |
15 | 1 | Упражнения на развитие гибкости. |
|
| гимнастические маты | |
16 | 1 | Преодоление полосы препятствий |
|
| свисток, гимнастическое бревно, гимнастическая лестница гимнастические маты | |
III четверть всего 10 часов на раздел «Спортивные игры» — 10 часов | 17 | 1 | Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Проведение эстафет. |
|
| кегли, мячи, обручи, скакалки, стойки |
18 | 1 | Владение мячом в баскетболе и развитие координационных способностей. |
|
| мячи | |
19 | 1 | Игры и игровые задания. |
|
| мячи | |
20 | 1 | Броски мяча в корзину. |
|
| мячи | |
21 | 1 | Игра по упращенным правилам мини – баскетбол. |
|
| мячи | |
22 | 1 | Упражнения на развитие скоростных и скоростно – силовых способностей. |
|
| свисток | |
23 | 1 | Комбинированные эстафеты. |
|
| кегли, мячи, обручи, скакалки | |
24 | 1 | Передача баскетбольного мяча в парах и в тройках. |
|
| мячи | |
25 | 1 | Броски баскетбольного мяча в движении. Игра в стритбол. |
|
| мячи | |
26 | 1 | Игра в баскетбол. |
|
| мячи | |
IV четверть всего 8 часов на раздел «Кроссовая подготовка» — 8 часов |
27 | 1 | Переменный бег, со сменой направления движения и темпа. |
|
| свисток |
28 | 1 | Бег в спокойном темпе для развития общей выносливости. |
|
| свисток | |
29 |
1 |
Эстафеты с предметами . |
|
| мячи, скакалки, кегли | |
30 |
1 | Подвижные игры для развития координации и выносливости. |
|
| Свисток, мячи, флажки | |
31 |
1 | Выполнения упражнений для развития скоростно – силовой выносливости. |
|
| свисток | |
32 | 1 | Бег на выносливость от 10 до 12 минут. |
|
| секундомер | |
33 | 1 | Комбинированная эстафета. |
|
| кегли, мячи, обручи, скакалки | |
34 | 1 | Бег с преодолением препятствий. |
|
| свисток |
Уроков общей физической подготовки 34 часа
Знания о физической культуре.
-
Влияние общеразвивающих упражнений на укрепление здоровья и на основные системы организма;
-
Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения;
-
Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях;
-
Разминка для выполнения упражнений;
-
Представления о темпе, скорости и объеме упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей;
-
Техника безопасности при занятиях общей физической подготовкой.
Совершенствование организаторских умений.
-
Подача команд; Демонстрация упражнений;
-
Помощь в проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий;
Самостоятельные занятия
-
Упражнения и простейшие программы развития выносливости на основе освоенных упражнений. Правила самоконтроля и гигиены.
Список литературы:
-
Программные нормативы для учащихся 1-4 классов, раздел «Кроссовая подготовка» дополнены из «Программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. Утверждено Министерством просвещения СССР, М.; «Просвещение»,1987
-
Настольная книга учителя физической культуры, «Физкультура и спорт», М., 1998
-
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2001
-
Акимова М.Н., Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьника. Школа здоровья. 1997
-
Антропова М.В., Манке Г.Г. и др. Оздоровительное значение дифференцированного обучения. Школа здоровья.1996
-
Синицин Ю.Н. Формирование здоровой личности учащегося в условиях образовательного пространства. Монография. Кр-р. 2002