Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Владивостока» Приморский край

Конспект урока по истории России
в 7 классе

Интеллектуальная игра «Учим историю»

Подготовила:

учитель истории и обществознания,

Ковалёва Ольга Дмитриевна

г. Владивосток

2014

Аннотация разработки.

Представляемая нетрадиционная форма урока позволяет мотивировать учащихся на более конкретное изучение исторических событий, личностей, анализ исторической ситуации, обобщать учебный материал и выбирать правильное решение. Вызывает у детей интерес к истории своей страны, сравнивать развитие России с развитием европейских стран, проявлять творчество, реализовывать имеющиеся способности. В процессе подготовки и проведения урока формируются чувства патриотизма, гордости за своё Отечества, гражданской позиции. Данный урок может быть проведён как форма повторительно-обобщающего занятия с целью повторения и закрепления изучения курса «История России с Древнейших времён до конца XVIII века».

Время — 90 минут

Цель: стимулирование интереса к истории, способствующего глубокому изучению истории Отечества.

Задачи:

— закрепление знаний по истории России с древнейших времён до к. XVIII века;

— развивать навыки и умения использовать знания в нестандартной обстановке;

— развитие творческого, аналитического мышления учащихся;

— воспитание чувства гражданственности и патриотизма у детей.

Ожидаемые результаты.

В конце занятия учащиеся смогут:

— показать свой уровень знаний по изученным историческим периодам;

— проявить коммуникабельность;

— изложить свои позиции, взгляды и умение аргументировано доказывать свою точку зрения;

— проявить свою находчивость и креативность.

Домашнее задание:

  1. Составить коллаж на тему: «История Отечества» (суть истории, зачем нужно изучать историю, личности в истории страны, крупнейшие события и их последствия, перспективы развития государства и т.д.).

  2. Подготовить стихи об истории как науки.

  3. Портфолио «История моей страны».

  4. Цитаты о науке история.

  5. Иметь на урок лист ватмана, маркеры или фломастеры.

Урок-игру ведут старшеклассники и учитель.

Эксперты-жюри — старшеклассники.

Участники: команды классов по 10 учащихся во главе с капитаном.

Ход урока-игры

Вступительное слово учителя о проводимом уроке-игре.

  1. Представление команд 10 минут.

Команды осуществляют свою презентацию – название и её объяснение, эмблему, девиз (цитата), историческое портфолио

Критерии:

  • соответствие объяснения названию команды;

  • новизна представления;

  • творчество;

  • наглядность

2. Защита домашнего задания – коллажа 10 минут.

Критерии:

  • соответствие заданию (суть истории, зачем нужно изучать историю, личности в истории страны, крупнейшие события и их последствия, перспективы развития государства и т.д.);

  • наглядность и художественное оформление;

  • грамотность речи.

3. Интеллектуальная игра 15 минут.

Необходимые условия – ТИШИНА, УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ, иначе будут снижаться баллы.

Лист оценивания:

каждый вопрос — 1балл,

неправильный ответ – 0 баллов,

выкрики другой команды – снимается 1 балл с команды.

Вопросы командам (по 10 вопросов) по следующим категориям:

  1. Хронология (см. Приложение № 1)

  2. Личности (см. Приложение № 2)

  3. События (см. Приложение № 1)

Класс «_______»

Команда «____________________»

Задания

Вопросы/Баллы

Хронология

Личности

События

Итого баллов

4. Задание «Найди ошибку» 10 минут

1. Политику опричнины проводил Пётр 1 (Иван Грозный) в XVI веке.

2. В конце ХVIII века императором Российской империи был Пётр II (Павел).

3. Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» связана с отменой «урочных лет» (с отменой Юрьева дня).

4. Императрица Российская Елизавета была по происхождению немка (Екатерина II).

5. Россия получила титул «империя» в Северной войне в 1709 году (1721г).

6. ХVIII век получил название «Эпоха дворцовых переворотов» потому, что императорский двор переезжала из Москвы в Санкт-Петербург (это связано со сменой власти).

5. Задание «Вставь пропущенное слово» 10 минут. (Правильный ответ к Текстам см. Приложение № 3)

Текст №1.

_________ происходит из ________ станицы Зимовейской на р. ___. Он участвовал в _______ войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Бежав из армии, он испытывал немало лишений. _________ решил выдать себя за «чудесно спавшегося» ___________ __________ ____________ и привлёк на свою сторону________ _______. Самозванец собрал большое войско и осадил город _________. Под её станами он разгромил ____________ войска.

Текст №2.

Вернувшись и первой поездки _______, ______ стал рьяно бороться за введение одежды _________ покроя. ________ обязаны были _______ ______ и носить одежду ______-_________ образца. Лишь ______ и __________ могли носить _________. Портные обязаны были шить ___ — _______ одежду. За ношение ________ люди должны были платить _____. Русский люд не одобрил указы __________.

Текст №3.

В правление __________ ____________ произошло окончательное оформление _________ права. Отмена __________ дня привела к массовым _______ крестьян на ____. Ещё со времени ______ _________ представляло собой наиболее _______ и взрывоопасную часть населения. Поход на ____ сделал _______ очень популярной фигурой в народе. С тех пор существуют ____ и сказания об атамане________ _________.

6. Задание «Составь кластер» на понятие «История как наука» 10 минут.

7.Подведение итогов игры по номинациям: 5 минут.

  • отличник истории;

  • активная команда;

  • умники и умницы.

8.Заключительное слово учителя. Выставление оценок 10 минут

Список используемой литературы и источники

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. — М.: Просвещение, 2010.

Цифровые образовательные ресурсы предполагается использование:

  1. Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.

  2. Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.

3. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  1. http://elkniga.ucoz.ru

  2. http ://istorija_rossii/7_klass

Приложение № 1.

Вопросы по ХРОНОЛОГИИ для интеллектуальной игры

(разноуровневые по сложности) — (по 2 вопроса командам)

  1. Образование Древнерусского государства (IX век).

  2. Начало княжения Рюрика в Новгороде (862г.)

  3. Княжение Игоря (912г.).

  4. Принятие христианства (988г.).

  5. Княжение Ярослава (1019-1054гг.).

  6. Создание «Повести временных лет» (1113-1117гг.).

  7. Основание Москвы (1147г.).

  8. Начало татаро-монгольского нашествия (1223 битва на р. Калке).

  9. Невская битва (1240г.).

  10. Ледовое побоище (1242г.).

  11. Куликовская битва (1380г.).

  12. Путешествие Афанасия Никитина в Индию (1469-1472гг.).

  13. Правление Ивана Грозного (1533-1584гг.).

  14. Составление Судебника (1550г.).

  15. Начало похода Ермака в Сибирь (1581г.).

  16. Восстание Хлопка (1603г.).

  17. Царствование Фёдора Ивановича (1584-1598гг.).

  18. Царствование Бориса Годунова (1598-1605гг.).

  19. Правление Лжедмитрия 1 (1605-1606гг.).

  20. Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607гг.).

  21. Освобождение Москвы Мининым и Пожарским (1612г.).

  22. Начало царствования Михаила Фёдоровича Романова (1613г.).

  23. Начало царствования Алексея Михайловича Романова (1645г.).

  24. Экспедиция Пояркова на Амур (1645г.).

  25. Экспедиция Хабарова на Амур (1649г.).

  26. Медный бунт (1662г.).

  27. Восстание Степана Разина (1670-71г.).

  28. Царствования Петра Алексеевича Романова (1682-1725гг.).

  29. Правление Софьи (1682-1696гг.).

  30. Северная война (1700-1721гг.).

Дополнительные вопросы (на случай спорных вопросов)

  1. Полтавская битва (1709г.).

  2. Основание Санкт-Петербурга (1703г.).

  3. Принятие Петром 1 титула «император» и Россия становится империей(1721г.).

  4. Царствование Екатерины 1 (1725-1727гг.).

  5. Царствование Елизаветы (1741-1761гг.).

  6. Царствование Екатерины 2 (1762-1796 гг.).

  7. 1796Восстание Емельяна Пугачёва (1773-1775 гг.).

  8. Русско-турецкая война (1768-1774 гг.).

  9. Основание Московского университета (1755г.).

Приложение № 2.

Вопросы по ИСТОРИЧЕСКИМ ЛИЧНОСТЯМ

для интеллектуальной игры (по 2 вопроса командам)

  1. Укажите имя богатыря, погибший на Куликовом поле ( Пересвет)

  2. Укажите имя человека, отливший Царь-пушку (Андрей Чохов).

  3. Он написал икону «Троица» (Андрей Рублёв).

  4. Имя царя, при котором начался процесс становления абсолютизма (Алексей Михайлович Романов).

  5. Предводитель бедных казаков («голытьбы») в походе «за зипунами» (Степан Разин).

  6. Имя первого царя (Иван IV Грозный).

Приложение № 3.

ОТВЕТЫ к заданию «Вставь пропущенное слово».

Правильный ответ к Тексту №1.

Е.И. Пугачёв происходит из казаков станицы Зимовейской на р.Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Бежав из армии, он испытывал немало лишений. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спавшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её станами он разгромил правительственные войска.

Правильный ответ к Тексту №2.

Вернувшись и первой поездки за границу, Пётр стал рьяно бороться за введение одежды европейского покроя. Горожане обязаны были брить бороды и носить одежду западно-европейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли носить бороды. Портные обязаны были шить западно-европейскую одежду. За ношение бород люди должны были платить налог. Русский люд не одобрил указы Петра 1.

Правильный ответ к Тексту №3.

В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам крестьян на Дон. Ещё со времени Смуты казачество представляло собой наиболее активную и взрывоопасную часть населения. Поход на Каспий сделал Разина очень популярной фигурой в народе. С тех пор существуют песни и сказания об атамане Степане Разине.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here