Технологическая карта урока 5 класс

Учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Гусь-Хрустальный

Шалиной Надежды Николаевны

Тема: Страницы истории (5 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели деятельности учителя

Познакомить с историей зарождения олимпийских игр, рассказать о первых победителях олимпийских игр, создать условия для осмысления новой информации средствами критического мышления, сформировать представления о физических упражнениях древности

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): развитие умений работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, овладение понятиями, умения составлять хронологические схемы,.

Метапредметные : овладеют способностью оценивать свои знания, отвечать на вопросы, способностью вступать в речевое общение, обобщать факты, научиться преобразовать текст в рисунок, исправление ошибок.

Личностные: воспитание взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к физической культуре как науки, формирование личностного смысла учения, сформировать интерес к занятиям физической культурой.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах,

Образовательные
ресурсы

  1. В. С. Родиченко «Твой олимпийский учебник», учебное пособие для учреждений образования России, МФ и спорт, 2005 г.

  2. Физическая культура. 5-7 классы : учеб. для общеобразоват. Ф50 учреждений под ред. М. Я. Виленского. -7-е изд. –М.: Просвящение, 2011. – 156с.

  3. Проектор, презентация, учебник, два ватмана, фломастеры.

Организационная структура урока

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в мину-

тах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

1

2

Актуализаия

Уметь работать с вопросами, анализировать собственные знания.

Вступительное слово учителя, посвященное Олимпийским играм.

Определение знаний учащихся по данной теме.

Помощь в заполнении таблицы.

Рассказывают о известных фактах по теме страницы истории. Записывают в таблицу ЗХУ интересующие факты, вопросы.

7

3

Создать проблемную ситуацию

Создать модель поиска решения, путем анализа полученных результатов

На экране иллюстрации спортсменов древности и нашего времени.

Что их объединяет?

В чем различия?

Дать понять что рассматриваем спортсменов не только с внешней стороны, но и нравственно – духовной.

Находят сходства и различия внешние. И сходство в идеологии и принципах.

Иллюстраии

3

4

Мотивация

Умение составить учебные цели

Организовать учащихся для обсуждения затруднений при ответе на вопросы.

Участвуют в определении темы занятия.

1

5

Изучение нового материала

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его, Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Делит класс на четыре группы, раздает карточки с информацией и абзац в учебнике.

На экране план работы.

Приложение 1

Распределяют обязанности в группах, запись новых терминов, интересующие вопросы, выбор докладчика, составление текста доклада.

Запись в таблице.

Документ

Страница учебника 4 -6

12

6

Динамическая пауза

Способствует развитию внимания и концентрации

Учитель встаёт перед учениками и говорит: «Каждый будет закрывать то, что буду называть». Дети должны закрывать только те части лица, которые называет ведущий. Ведущий называет части лица, а сам при этом показывает на другие, например, говорит УХО, а закрывает ГЛАЗ, но дети должны закрывать ту часть лица, которую называет ведущий. При желании можно делать наоборот, то есть закрывать ту часть лица, которую ведущий показывает.

Выполняют задания

1

7

Первичное применение нового знания

Формирование организации познавательной деятельности

Организует работу по закреплению первичных знаний

Самостоятельно выполняют тестирование, проверяют правильность ответов, отмечают неверные.

Презентаия-тест

5

8

Закрепление изученного материала

Работать с информацией, представленной в форме презентации.

осуществле-ние самоконтроля взаимный контроль,

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Показ презентации и рассказ.

На листках раздать первый этап схемы прохождения олимпийских игр древности.

Продолжите схему по пройденному материалу.

Просмотр презентации, осмысление.

Совместно группой дописывают схему.

Презентация «Олимпийские игры»

7

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

2

10

Домашнее задание

Сообщает домашнее задание §1, ответы на вопросы, в таблице ЗХУ дополнить колонку Умею

Задают вопросы

1

Приложение 1

Группа 1

Зарождение Олимпийских игр

Олимпийские игры зародились в Древней Греции. В течение многих лет древние агоны (состязание, борьба, игры) проводились и в Олимпии, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских. О первых Олимпийских играх точных данных не сохранилось. Первое достоверное упоминание о них относится к 776 г. до н.э., когда на одной из мраморных колонн, установленных вдоль берега реки Алфей, выгравировали имя первого известного олимпийского победителя — повара из Элиды Корэба. Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря. 

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Победа на Олимпиаде считалась очень почетной. Их неоднократно посещали Аристотель и историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях. 

Группа 2


Упадок

Начавшийся в IV веке до н.э. общий упадок греческой культуры отразился и на Олимпийских играх: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы. Тем не менее, игры продолжались даже тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.). Тогда же был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан. В числе победителей были даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). 

В 394 г. н.э. император Востока и Запада Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, посчитал Олимпийские игры языческим обрядом, объявил нечестивыми и запретил специальным указом их дальнейшее проведение. Атлетические соревнования в Олимпии проводились регулярно на протяжении 1168 лет (всего было проведено 293 Олимпиады). 

Группа 3
Легенды

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями. 

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, — преступником. 

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над своим свирепым отцом Кроном. Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр. 

Группа 4

Возрождение
Своим возрождением Олимпийские игры обязаны французскому барону Пьеру де Кубертену (1863–1937). В 1886–1887 годах он опубликовал серию статей по проблемам физического воспитания. Проведя исторические исследования, Кубертен счел наиболее близкими к своим представлениям о спорте и физическом воспитании взгляды древних греков. Так у него возникла идея возрождения Олимпийских игр в современных условиях. 

В 1887 году Кубертен создает Комитет по пропаганде физического воспитания во Франции. 15 июля 1889 года в Париже Комитет созывает международный атлетический конгресс, где Кубертен поднимает вопрос об организации серии международных спортивных соревнований по образцу древнегреческих олимпиад. Кубертен разослал в государства, где спортивная жизнь получила уже довольно широкое развитие. 
23 июня 1894 года создали Международный олимпийский комитет (МОК). 
Первые Олимпийские игры современности должны были состояться в Париже в 1900 году. Но организаторы не стали ждать так долго и первая Олимпиада состоялась в 1896 году на родине олимпийского движения. 
Окончательно современный облик Олимпийские игры приняли в 1986 году, когда было решено чередовать летние и зимние игры. Это позволило равномерно распределить работу, расходы и интерес к Играм в течение четырех лет

Приложение 2

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here