Технологическая карта урока 5 класс
Учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Гусь-Хрустальный
Шалиной Надежды Николаевны
Тема: Страницы истории (5 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала
Познакомить с историей зарождения олимпийских игр, рассказать о первых победителях олимпийских игр, создать условия для осмысления новой информации средствами критического мышления, сформировать представления о физических упражнениях древности | |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): развитие умений работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, овладение понятиями, умения составлять хронологические схемы,. Метапредметные : овладеют способностью оценивать свои знания, отвечать на вопросы, способностью вступать в речевое общение, обобщать факты, научиться преобразовать текст в рисунок, исправление ошибок. Личностные: воспитание взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к физической культуре как науки, формирование личностного смысла учения, сформировать интерес к занятиям физической культурой.
|
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в группах, |
Образовательные |
|
Организационная структура урока
Этап | УУД | Деятельность | ЭОР | Время (в мину- тах) | ||
учитель | учащиеся | |||||
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. |
| 1 |
2 | Актуализаия | Уметь работать с вопросами, анализировать собственные знания. | Вступительное слово учителя, посвященное Олимпийским играм. Определение знаний учащихся по данной теме. Помощь в заполнении таблицы.
| Рассказывают о известных фактах по теме страницы истории. Записывают в таблицу ЗХУ интересующие факты, вопросы. |
| 7 |
3 | Создать проблемную ситуацию | Создать модель поиска решения, путем анализа полученных результатов | На экране иллюстрации спортсменов древности и нашего времени. Что их объединяет? В чем различия? Дать понять что рассматриваем спортсменов не только с внешней стороны, но и нравственно – духовной. | Находят сходства и различия внешние. И сходство в идеологии и принципах. | Иллюстраии | 3 |
4 | Мотивация | Умение составить учебные цели | Организовать учащихся для обсуждения затруднений при ответе на вопросы. | Участвуют в определении темы занятия. |
| 1 |
5 | Изучение нового материала | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его, Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
| Делит класс на четыре группы, раздает карточки с информацией и абзац в учебнике. На экране план работы. Приложение 1 | Распределяют обязанности в группах, запись новых терминов, интересующие вопросы, выбор докладчика, составление текста доклада. Запись в таблице. | Документ Страница учебника 4 -6 | 12 |
6
| Динамическая пауза | Способствует развитию внимания и концентрации | Учитель встаёт перед учениками и говорит: «Каждый будет закрывать то, что буду называть». Дети должны закрывать только те части лица, которые называет ведущий. Ведущий называет части лица, а сам при этом показывает на другие, например, говорит УХО, а закрывает ГЛАЗ, но дети должны закрывать ту часть лица, которую называет ведущий. При желании можно делать наоборот, то есть закрывать ту часть лица, которую ведущий показывает. | Выполняют задания |
| 1 |
7 | Первичное применение нового знания | Формирование организации познавательной деятельности | Организует работу по закреплению первичных знаний | Самостоятельно выполняют тестирование, проверяют правильность ответов, отмечают неверные. | Презентаия-тест | 5 |
8 | Закрепление изученного материала | Работать с информацией, представленной в форме презентации. осуществле-ние самоконтроля взаимный контроль, Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Показ презентации и рассказ. На листках раздать первый этап схемы прохождения олимпийских игр древности. Продолжите схему по пройденному материалу. | Просмотр презентации, осмысление. Совместно группой дописывают схему. | Презентация «Олимпийские игры» | 7 |
9 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям |
| 2 |
10 | Домашнее задание |
| Сообщает домашнее задание §1, ответы на вопросы, в таблице ЗХУ дополнить колонку Умею | Задают вопросы |
| 1 |
Приложение 1
Группа 1
Зарождение Олимпийских игр
Олимпийские игры зародились в Древней Греции. В течение многих лет древние агоны (состязание, борьба, игры) проводились и в Олимпии, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских. О первых Олимпийских играх точных данных не сохранилось. Первое достоверное упоминание о них относится к 776 г. до н.э., когда на одной из мраморных колонн, установленных вдоль берега реки Алфей, выгравировали имя первого известного олимпийского победителя — повара из Элиды Корэба. Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.
С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Победа на Олимпиаде считалась очень почетной. Их неоднократно посещали Аристотель и историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.
Группа 2
Упадок
Начавшийся в IV веке до н.э. общий упадок греческой культуры отразился и на Олимпийских играх: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы. Тем не менее, игры продолжались даже тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.). Тогда же был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан. В числе победителей были даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми).
В 394 г. н.э. император Востока и Запада Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, посчитал Олимпийские игры языческим обрядом, объявил нечестивыми и запретил специальным указом их дальнейшее проведение. Атлетические соревнования в Олимпии проводились регулярно на протяжении 1168 лет (всего было проведено 293 Олимпиады).
Группа 3
Легенды
Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, — преступником.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над своим свирепым отцом Кроном. Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.
Группа 4
Возрождение
Своим возрождением Олимпийские игры обязаны французскому барону Пьеру де Кубертену (1863–1937). В 1886–1887 годах он опубликовал серию статей по проблемам физического воспитания. Проведя исторические исследования, Кубертен счел наиболее близкими к своим представлениям о спорте и физическом воспитании взгляды древних греков. Так у него возникла идея возрождения Олимпийских игр в современных условиях.
В 1887 году Кубертен создает Комитет по пропаганде физического воспитания во Франции. 15 июля 1889 года в Париже Комитет созывает международный атлетический конгресс, где Кубертен поднимает вопрос об организации серии международных спортивных соревнований по образцу древнегреческих олимпиад. Кубертен разослал в государства, где спортивная жизнь получила уже довольно широкое развитие.
23 июня 1894 года создали Международный олимпийский комитет (МОК).
Первые Олимпийские игры современности должны были состояться в Париже в 1900 году. Но организаторы не стали ждать так долго и первая Олимпиада состоялась в 1896 году на родине олимпийского движения.
Окончательно современный облик Олимпийские игры приняли в 1986 году, когда было решено чередовать летние и зимние игры. Это позволило равномерно распределить работу, расходы и интерес к Играм в течение четырех лет
Приложение 2