Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16» комбинированного вида
г.Новокузнецка Кемеровской обл.
Урок физкультуры для 4 класса на тему
«О значении физминуток и пальчиковой гимнастики»
подготовила
инструктор
по физической культуре
Чекменева Татьяна Сергеевна
г. Новокузнецк
2014
Физминутка — это кратковременный отдых, один из видов двигательно- оздоровительных моментов на занятии. Термин «физминутка» можно заменить другим — динамическая пауза.
Ее задачи: способствовать снятию физического, психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности, в целях сохранения здоровья, предотвращения утомляемости.
Утомление детей наступает очень быстро: в средней группе через 5-7 минут, в старшей и подготовительной — через 10-15 минут. В зависимости от состава группы, особенностей их физического и нервно-психического развития воспитатель может проводить 1 или 2 физминутки, использовать любую возможность, чтобы сменить позу.
В качестве конкретных форм работы можно использовать:
-
упражнения и задания на развитие мелких мышц руки;
-
задания на развитие мелких мышц лица и мимики;
-
элементы психогимнастики на занятии, имитационные движения — подражания животным;
-
различные задания на развитие зрительного внимания, ориентации в пространстве;
-
свободные движения под музыку или наоборот, расслабленное «лежание» на ковре.
Остановимся немного подробнее на каждом из них.
1) Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки имеют непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Педагоги, физиологи, медики постоянно подчеркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Однако, этот развивающий потенциал может быть реализован, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. По словам немецкого мыслителя И.Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Можно сказать, что, развивая руки, мы развиваем мышление и речь. Желательно, чтобы дети не только создавали и воплощали посредством движения собственных рук те или иные образы, но еще и эмоционально вживались в них, входили в целостное психосоматическое состояние, создаваемое образом, прислушивались к своим телесным ощущениям.
К уже известным упражнениям на согласованные действия пальцев рук под речевое сопровождение можно добавить такие как: самомассаж пальцев и кистей рук, массаж различными мячиками, щетками и имитационные упражнения, например, такие как:
-
рисование в воздухе кистями, пальцами рук (и даже головой, плечом, локтем, ногами); упражнение будет способствовать расширению творческих изобразительных возможностей, закреплению изучаемой темы на любом занятии, т.к. в действие включаются сразу несколько анализаторов — двигательный, зрительный, акустический, плюс эмоциональная окрашенность. Например, на занятии по математике можно «рисовать» цифры, по обучению грамоте — буквы, по изодеятельности — целые картины. В момент выполнения такого упражнения ребенок эмоционально и физически раскован — от него никто не ждет никакого результата. То, что она «нарисовал», «видит» только он, и ребенок всегда остается доволен своей работой.
-
Упражнение «Лепим умелую и уверенную руку» — способствует развитию воображения, уверенности в себе, созданию положительного эмоционального настроя, активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке. Детям предлагается побывать в роли скульптора. «Материалом» является сама рука. «Ваятель» разминает «глину», работая с каждым пальцем, придает ему особый «характер». Большой палец должен быть сильным, добрым — опорой для всех остальных. Это «папа». Указательный — строгий, следящий за порядком, контролирующий — это «мама». Средний палец — главный помощник родителей — «старший брат». Безымянный палец — ласковая нежная «сестричка». Мизинец — непослушный маленький «братишка». Ребенок может сам решить, какой характер будет у каждого члена его «семьи».
2) Задания на развитие мелких мышц лица и мимики.
Дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями: их лица эмоционально невыразительны, скованны. Надо научить их выражать свои эмоции с помощью мышц лица. Задания могут выполняться под текстовое сопровождение. Например, стихотворение «Облака» Н. Екимовой По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
И что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго — долго облачку
Махал я вслед рукой.
Мышцы лица расслабляются, улыбка.
А вот другое облачко
Расстроилось в серьёз:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями- дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно- грустно так,
А вовсе не смешно.
Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
Выражение страха: глаза широко открыты, брови сдвинуты, рот в виде буквы
«О», лицо напряжено.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягонький,
Летим, летим со мной!
Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
3) Элементы психогимнастики на занятиях решают целый ряд задач:
-
развитие воображения, создание образов
-
вхождение ребенка в эти образы, а через них в целостное психосоматическое состояние;
-
психофизическая релаксация, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности;
-
гармонизация отношений с другими людьми (детьми и взрослыми)
-
воспитание способности к самопознанию и самосозиданию; выработка ценностного отношения к своему внутреннему миру, собственным возможностям, уверенности в себе.
-
пражнение «Спаси птицу» — представь, что у тебя в руках беспомощная замерзшая птичка. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей ее, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птичку, подыши на нее, согревая ровным, спокойным дыханием. Приложи руки к своей груди, отдай птичке доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птица радостно взлетела. Улыбнись ей, не грусти, она еще прилети к тебе.
4) Упражнения на развитие зрительного внимания, коррекции зрения: таблица Базарного, точка на стекле, прослеживание взглядом за движущимся предметом, по рисунку с заданным стрелкой направлению (лабиринты).
5) Хорошее релаксационное действие оказывают свободные движения под музыку.
Необходимо поддерживать данное детям природой умение искренне выражать свои чувства, двигаться непринужденно, свободно и легко. Движения и музыка помогут снять не только мышечное, но и психическое напряжение, связанное с умственной работой на занятиях.
На одном занятии можно сочетать 2-3 формы динамических пауз. Так «вплести» их в структуру занятия, что они будут нести в себе еще и смысловую, учебную нагрузку, выполнять сразу несколько функций. Например, при изучении темы «Игрушки» детям предлагается раскрасить мячик, а потом самим превратиться в мячики — поиграть в игру «Насос и мяч», в которой воспитатель выполняет действия со звукоподражанием насосу, а дети — надуваются, как надувные мячики. В качестве другой физминутки на этом же занятии можно использовать зрительную нагрузку: поверни голову влево, найди глазами синий мяч, потом красный; поверни голову вправо, найди глазами желтый мяч, потом зеленый. Подводя итог, можно сказать, что физминутки, или динамические паузы как один из двигательно-оздоровительных моментов необходимы ребенку в целях сохранения не только его физического, но и психического здоровья.
Список использованной литературы
-
Глушкова, Г. Физкультминутки и двигательные разминки для детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Г.Глушкова // Здоровье дошкольника. -2008.-№ 5. — С.15 -17.
-
Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. [Текст]: практические разработки / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005.-176с.
-
Любина, Г. Как учить стихи …играючи.. [Текст] / Г.Любина // Дошкольное воспитание. -2000.-№1. — С.56 -62.
-
Моисеева, Р. Пальчиковые игры-упражнения. [Текст] / Р.Моисеева // Дошкольное воспитание. -2000.-№10. — С.42 -45.