Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16» комбинированного вида

г.Новокузнецка Кемеровской обл.

Урок физкультуры для 4 класса на тему

«О значении физминуток и пальчиковой гимнастики»


подготовила

инструктор

по физической культуре

Чекменева Татьяна Сергеевна

г. Новокузнецк

2014

Физминутка — это кратковременный отдых, один из видов двигательно- оздоровительных моментов на занятии. Термин «физминутка» можно заменить другим — динамическая пауза.

Ее задачи: способствовать снятию физического, психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности, в целях сохранения здоровья, предотвращения утомляемости.

Утомление детей наступает очень быстро: в средней группе через 5-7 минут, в старшей и подготовительной — через 10-15 минут. В зависимости от состава группы, особенностей их физического и нервно-психического развития воспитатель может проводить 1 или 2 физминутки, использовать любую возможность, чтобы сменить позу.

В качестве конкретных форм работы можно использовать:

  1. упражнения и задания на развитие мелких мышц руки;

  2. задания на развитие мелких мышц лица и мимики;

  3. элементы психогимнастики на занятии, имитационные движения — подражания животным;

  4. различные задания на развитие зрительного внимания, ориентации в пространстве;

  5. свободные движения под музыку или наоборот, расслабленное «лежание» на ковре.

Остановимся немного подробнее на каждом из них.

1) Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки имеют непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Педагоги, физиологи, медики постоянно подчеркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Однако, этот развивающий потенциал может быть реализован, если движения рук ребенка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. По словам немецкого мыслителя И.Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Можно сказать, что, развивая руки, мы развиваем мышление и речь. Желательно, чтобы дети не только создавали и воплощали посредством движения собственных рук те или иные образы, но еще и эмоционально вживались в них, входили в целостное психосоматическое состояние, создаваемое образом, прислушивались к своим телесным ощущениям.

К уже известным упражнениям на согласованные действия пальцев рук под речевое сопровождение можно добавить такие как: самомассаж пальцев и кистей рук, массаж различными мячиками, щетками и имитационные упражнения, например, такие как:

  • рисование в воздухе кистями, пальцами рук (и даже головой, плечом, локтем, ногами); упражнение будет способствовать расширению творческих изобразительных возможностей, закреплению изучаемой темы на любом занятии, т.к. в действие включаются сразу несколько анализаторов — двигательный, зрительный, акустический, плюс эмоциональная окрашенность. Например, на занятии по математике можно «рисовать» цифры, по обучению грамоте — буквы, по изодеятельности — целые картины. В момент выполнения такого упражнения ребенок эмоционально и физически раскован — от него никто не ждет никакого результата. То, что она «нарисовал», «видит» только он, и ребенок всегда остается доволен своей работой.

  • Упражнение «Лепим умелую и уверенную руку» — способствует развитию воображения, уверенности в себе, созданию положительного эмоционального настроя, активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке. Детям предлагается побывать в роли скульптора. «Материалом» является сама рука. «Ваятель» разминает «глину», работая с каждым пальцем, придает ему особый «характер». Большой палец должен быть сильным, добрым — опорой для всех остальных. Это «папа». Указательный — строгий, следящий за порядком, контролирующий — это «мама». Средний палец — главный помощник родителей — «старший брат». Безымянный палец — ласковая нежная «сестричка». Мизинец — непослушный маленький «братишка». Ребенок может сам решить, какой характер будет у каждого члена его «семьи».

2) Задания на развитие мелких мышц лица и мимики.

Дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями: их лица эмоционально невыразительны, скованны. Надо научить их выражать свои эмоции с помощью мышц лица. Задания могут выполняться под текстовое сопровождение. Например, стихотворение «Облака» Н. Екимовой По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

И что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

-Мне весело с тобой!

И долго — долго облачку

Махал я вслед рукой.

Мышцы лица расслабляются, улыбка.

А вот другое облачко

Расстроилось в серьёз:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями- дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно- грустно так,

А вовсе не смешно.

Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

Выражение страха: глаза широко открыты, брови сдвинуты, рот в виде буквы

«О», лицо напряжено.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!

Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

3) Элементы психогимнастики на занятиях решают целый ряд задач:

  1. развитие воображения, создание образов

  2. вхождение ребенка в эти образы, а через них в целостное психосоматическое состояние;

  3. психофизическая релаксация, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности;

  4. гармонизация отношений с другими людьми (детьми и взрослыми)

  5. воспитание способности к самопознанию и самосозиданию; выработка ценностного отношения к своему внутреннему миру, собственным возможностям, уверенности в себе.

  6. пражнение «Спаси птицу» — представь, что у тебя в руках беспомощная замерзшая птичка. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей ее, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птичку, подыши на нее, согревая ровным, спокойным дыханием. Приложи руки к своей груди, отдай птичке доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птица радостно взлетела. Улыбнись ей, не грусти, она еще прилети к тебе.

4) Упражнения на развитие зрительного внимания, коррекции зрения: таблица Базарного, точка на стекле, прослеживание взглядом за движущимся предметом, по рисунку с заданным стрелкой направлению (лабиринты).

5) Хорошее релаксационное действие оказывают свободные движения под музыку.

Необходимо поддерживать данное детям природой умение искренне выражать свои чувства, двигаться непринужденно, свободно и легко. Движения и музыка помогут снять не только мышечное, но и психическое напряжение, связанное с умственной работой на занятиях.

На одном занятии можно сочетать 2-3 формы динамических пауз. Так «вплести» их в структуру занятия, что они будут нести в себе еще и смысловую, учебную нагрузку, выполнять сразу несколько функций. Например, при изучении темы «Игрушки» детям предлагается раскрасить мячик, а потом самим превратиться в мячики — поиграть в игру «Насос и мяч», в которой воспитатель выполняет действия со звукоподражанием насосу, а дети — надуваются, как надувные мячики. В качестве другой физминутки на этом же занятии можно использовать зрительную нагрузку: поверни голову влево, найди глазами синий мяч, потом красный; поверни голову вправо, найди глазами желтый мяч, потом зеленый. Подводя итог, можно сказать, что физминутки, или динамические паузы как один из двигательно-оздоровительных моментов необходимы ребенку в целях сохранения не только его физического, но и психического здоровья.

Список использованной литературы

  1. Глушкова, Г. Физкультминутки и двигательные разминки для детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Г.Глушкова // Здоровье дошкольника. -2008.-№ 5. — С.15 -17.

  2. Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. [Текст]: практические разработки / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005.-176с.

  3. Любина, Г. Как учить стихи …играючи.. [Текст] / Г.Любина // Дошкольное воспитание. -2000.-№1. — С.56 -62.

  4. Моисеева, Р. Пальчиковые игры-упражнения. [Текст] / Р.Моисеева // Дошкольное воспитание. -2000.-№10. — С.42 -45.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here