Авторская программа элективного курса по географии (9 класс)
17 часов
Слабко Е.А.
учитель географии,
Глазкова Л.И.
учитель истории и
Обществознания.
Межнациональная и религиозная толерантность
на примере Краснодарского края.
Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе
не оскорбляю тебя, а, напротив, одобряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Содержание курса позволяет познакомить учащихся с понятием толерантности, рассмотреть её принципы на примере своей малой Родины, так как Краснодарский край многонациональный и многоконфессиональный регион России.
Курс «Межнациональная и религиозная толерантность на примере Краснодарского края» представляется особенно актуальным, так как данное направление в школьной географии не рассматривалось так детально и глубоко.
Содержание программы несёт в себе общезначимую культурологическую направленность и способствует воспитанию у учащихся толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции, религии разных народов, проживающих на территории Краснодарского края. В ходе изучения данного курса предполагается анализ и изучение разных источников информации, а содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся, что способствует развитию их творческих способностей и активной познавательной деятельности.
Данный элективный курс нужно рассматривать как первую часть курса – «Межнациональная и религиозная толерантность»: Краснодарский край – 9 класс, Россия, Ближнее и Дальнее зарубежье – 10 класс, Мы жители одной планеты – 11 класс.
Содержание программы.
Введение (1 час)
Лекция: Понятие и принципы толерантности. Особенности геополитического, энто-географического положения Краснодарского края.
Раздел I. Экономико-географическое положение Краснодарского края. (1 час)
Тема 1. Особенности географического положения, природы, территория, границы. (1 час)
Лекция: Особенности географического положения, уникальность природы и природных условий. Размеры территории, изменение границ края во времени.
Раздел II. История населения Кубани. (3 часа)
Тема 1. Племена и народы в древности и средневековье. (1 час)
Лекция: Автохтонное население. Греческие колонии на Черноморском побережье. Волны кочевников. Тмутараканское княжество. Итальянские колонии. Адыги. Ногайцы
Тема 2. Включение Кубани в состав России. Запорожцы и адыги. (1 час)
Лекция: Переселение запорожских и донских казаков. Кавказская война как пример колонизаторской политики самодержавия.
Тема 3. Население Кубани в XX—XXI веках (1 час).
Практическая работа: Характеристика населения Краснодарского края. (1 час)
Раздел III. Национальный и религиозный состав Краснодарского края (11 часов).
Тема 1. Кубань – полиэтнический регион России.(1 час)
Лекция: Краснодарский край – многонациональный регион. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы края. Межнациональные проблемы.
Тема 2. Культура, традиции народов проживающих на Кубани. (3 часа).
Лекция: Традиции народов проживающих на Кубани. (1час)
Лекция: Культура народов Краснодарского края. (1 час)
Проектная деятельность: (2 часа)
защита проектов:
«Традиции и обычаи казачества»
«Свадебный обряд»
«Обряды народов Северного Кавказа»
«Национальные кухни»
« Промыслы народов Краснодарского края»
Тема 3. Христианство (2 часа)
Лекция: Православие – одна из основных религий региона. (1 час)
Проектная деятельность: (1 час)
защита проекта:
«Различные ветви христианства»
Тема 4. Ислам (2 часа)
Лекция: Народы края, исповедующие ислам. (1час)
Проектная деятельность: (1 час)
защита проекта:
«Особенности современного ислама»
Тема 5. Религиозное многообразие.(2 часа)
Лекция: Представительство национальных религий на территории Краснодарского края (1 час)
Проектная деятельность: (1 час)
защита проекта:
«Буддизм»
«Иудаизм»
«Малоизвестные религиозные группы: кришнаиты, молокане и другие.»
Тема 6. Миграции и миграционные процессы на Кубани.(1 час)
Лекция: Миграционные процессы на территории края, после распада СССР. Изменение национального состава.
Тема 1. Толерантное отношение к людям другой национальности и религии в Краснодарском крае.(2 часа)
Лекция: Актуальность проблемы толерантности в Краснодарском крае, в связи с изменением национального состава.
Практическая работа: «Мой сосед по парте»
Календарно-тематическое планирование
Название темы | Всего часов | Лекция | Практ. работа | Проектная деятельность | Дата | |
1 | Введение | 1 |
|
|
|
|
| Раздел I. Экономико-географическое положение Краснодарского края. | 1 |
|
|
|
|
2 | Тема 1. Особенности географического положения, природы, территория, границы. | 1 | 1 |
|
|
|
| Раздел II. История населения Кубани | 3 |
|
|
|
|
3 | Тема 1. Племена и народы в древности и средневековье. | 1 | 1 |
|
|
|
| Тема 2. Включение Кубани в состав России. Запорожцы и адыги. | 1 | 1 |
|
|
|
4 | Тема 3. Население Кубани в XX—XXI веках. | 1 |
| 1 |
|
|
| Раздел III. Национальный и религиозный состав Краснодарского края | 11 |
|
|
|
|
5 | Тема 1. Кубань – полиэтнический регион России. | 1 | 1 |
|
|
|
6-8 | Тема 2. Культура, традиции народов проживающих на Кубани. | 3 | 1 |
| 2 |
|
9-10 | Тема 3. Христианство | 2 | 1 |
| 1 |
|
11-12 | Тема 4. Ислам | 2 | 1 |
| 1 |
|
13-14 | Тема 5. Религиозное многообразие. | 2 | 1 |
| 1 |
|
15 | Тема 6. Миграции и миграционные процессы в Краснодарском крае. | 1 | 1 |
|
|
|
| Заключение | 2 |
|
|
|
|
16-17 | Тема 1. Толерантное отношение к людям другой национальности и религии. | 2 | 1 | 1 |
|
|
Литература
-
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для образовательной школы. М.: Просвещение, 2008
-
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. Учебник для общеобразовательной школы. М.: Просвещение,2007
-
Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М.: «Ось-89», 2004
-
Клепцова Ю.Е. Психология и педагогика толерантности. М.: «Академический проект», 2004
-
Терская И.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика: Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений. 3-е изд., 2008
-
Трёхбратов Б.А. История Кубани с древнейших времен до конца XVIII века учебник 6-7 классов общеобразовательных учреждений. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2004
-
Щетнёв В.Е., Смородина Е.В. История Кубани. XX век: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений, 2001
-
Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIXв: Учебник для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных заведений,2008
-
Гиффорд Клайф. Иллюстрированная энциклопедия по географии. Изд.Махаон,2008
-
Пюри Д.И. Большая детская энциклопедия. Аванта+. География. Изд.Астрель,2010
-
Конституция Российской Федерации. Москва,1996