Урок с использованием ИКТ

Конспект урока по обучению грамоте

1 класс (1-4)

Тема: «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Урок составлен и проведен

учителем начальных классов

ГБОУ СОШ 1743 г. Москвы

Шурминой В. В.

Тема: «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Цели:

— формировать умение выделять звук [а] из речи;

— познакомить с буквами А, а;

— учить озвучивать буквы; развивать фонематический слух, умение слушать и слышать, внимание;

— воспитывать умение общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину, аккуратность, трудолюбие.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Повторить правила вежливости и правила поведения на уроке.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроках не болтай,

Как говорящий попугай.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

  1. Повторение изученного.

— Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущем уроке?

— Что мы называем азбукой?

— А как можно по другому сказать «Азбука»?

— А может кто-нибудь вспомнит, как появилось слово «азбука»?

— Для чего людям необходимо уметь читать?

  1. Работа над новым материалом.

— Мы много говорили о звуках, а с сегодняшнего дня будем знакомиться с буквами.

Вы узнаете, сколько букв в русском алфавите. А может быть кто-то уже знает?

— Для чего нам нужно знать буквы?

— Верно, учись читать и ты будешь всё знать. (2 слайд)1

— Кто прочитает, что написано на экране?

— Учим буквы с кем?

— Когда мы читаем, какая это речь?

— А когда произносим вслух прочитанное?

— Послушайте и скажите, что вы сейчас слышите? (3 слайд)2

— На какие 2 группы делятся все звуки? (4 слайд)3

— Чем гласные отличаются от согласных?

— Какие бывают преграды?

— Давайте определим звук: Какой он, согласный или гласный? Упражнение «Свеча» (сделаем глубокий вдох носом, задержим дыхание и выдохнем).

— Была ли у в ас преграда во рту?

— Какая?

— Значит, какой это звук?

— Каким цветом обозначаем гласные звуки? (4 слайд)

— А согласные?

  1. Физминутка (отрывок из сказки «Доктор Айболит») (5 слайд)4

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица

И жучок, и червячок, и медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

  1. Знакомство со звуком [а], буквами А, а

— Какой звук произносим, когда врач смотрит вам горлышко? Произнесём хором. (6 слайд)5

— Как проходит воздух?

— Какой звук по звучанию?

— Сегодня мы познакомимся с буквами, которые обозначают этот звук. Посмотрите, она бывает большая и маленькая. (7 слайд)6

— В каких случаях употребляется большая буква А?

А Айболит из физминутки с какой буквы напишем?

— Послушайте стихотворение про букву А. (8 слайд)7

— А сейчас посмотрим на слова, в которых встречается буква а.

— Отгадайте загадку:

Этот старый нам знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (9 слайд)8

— Где в этом слове стоит буква А?

— Отгадайте ещё одну загадку:

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит. (10 слайд)9

— А в этом слове сколько букв а ?

— Где они стоят?

— Сколько слогов в этом слове?

— Как догадались?

— А что это за фрукты? (11 слайд)10

— Узнаёте это книгу? (12 слайд)11

— А что общего в словах айва и азбука? (13 слайд)12

  1. Работа по учебнику

— Посмотрели в «Азбуку» на стр. 25. На этой страничке есть стихотворение. Кто сможет его красиво прочитать?

— Очень хорошо. Молодец.

— Я надеюсь, что вы слушали внимательно. А я прослушала, какой цветок начинается и заканчивается на этом стихотворении. Помогите мне. (15 слайд)13

— Произнесём хором его.

— Давайте попробуем разобрать его. Кто это сможет сделать у доски?

— Назови звуки [а], [с] – тв.согл., [т] – тв.согл., [ра] – тв.согл. (16 слайд)14

— Разделим на слоги. (17 слайд)15

— Поставим ударение. (18 слайд)16

— А как вы ухаживаете за цветами?

  1. Физминутка под музыку

— Да ребята, цветы как и люди любят чистоту, порядок и уход. Как хорошо вы показали нам свою работу на уроке. И цветы захотели вас поблагодарить. Вот вам наклеечки: Им очень понравилось как вы умеете трудиться.

  1. Работа по картинке учебника

Картинка спроецирована на экране. (20 слайд)17

— Найдите эту картинку у себя в «Азбуке». Героев какой сказки вы видите?

— Назовите их.

— Сравните Буратино и Мальвину. Что вы можете о них сказать?

— А на кого бы вы хотели быть похожими?

— Почему?

— Каким должен быть ученик?

— А что за прямоугольник под картинкой Мальвины?

— Из скольких слов состоит?

— Придумайте предложение из 3-хслов о Мальвине?

— Какой букве учит Мальвина Буратино?

Работа над пословицей.

У учащихся на парте листики с напечатанной пословицей.

Аккуратность человека красит.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]» Обведите в этом предложении все буквы а красным карандашом. Сколько букв а вы нашли? А почему обвели красным карандашом?

— А кто сможет прочитать это предложение? Молодец.

— Это не простое предложение. Это пословица. А любая пословица чему-то учит.

— Так чему она учит?

— Да ребята, аккуратность украшает человека!

  1. Итог урока.

— А теперь поблагодарим букву А за то, что она пришла к нам. Теперь она будет всегда с нами. Давайте сделаем так, чтобы она стала красивой и нарядной. У вас на парте лежат астры, если понравился вам урок подойдите к доске и наклейте астру на букву, украсьте её.

— Какая красивая получилась буква! (21 слайд)18

— А теперь посмотрите на экран и назовите слова, в которых есть буква А. (22 слайд)19

— Спасибо. Урок закончен.

Приложение 120

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 2: Звук биения сердца21

Приложение 3

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 422

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 523

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 6

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 724

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 825

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 926

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 1027

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 1128

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 12

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 1329

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 14

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 15

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 16

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 1730

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 18

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Приложение 19

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Гласные буквы А, а, обозначающие звук [а]»

Список использованной литературы:

  1. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. – Поурочные разработки по обучению грамоте. М: 2008

  2. Каландарова Н.Н. – Уроки речевого творчества. М: 2008

  3. Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Горецкий В.Г. – Русская азбука. 1 класс. Учебник

  4. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. – Учим азбуку, играя. М: 2009

  5. Азбука-малышка «Уроки тётушки Совы» (фрагмент видеофильма)

  6. Интернет-ресурсы:

1) Буратино — http :// www. xrest. ru/ original/66707/

2) Звук биения сердца – http://mptron.com/info/22312.htm

3) Доктор Айболит — http :// moykpoxa. ru/ korney- chukovskiy- doktor- aybolit

4) Доктор — http :// banana. by/ uploads/ posts/2009-10/1256388717_00033723. jpg

5) Азбука-малышка «Уроки тётушки Совы» (фрагмент видеофильма)

6) Аист — http :// img- fotki. yandex. ru/ get/6200/142117197.0/0_891 e7_ a6 cfc5 df_ XL

7) Барабан — http :// www. russtyle- yug. ru/ catalog. php? id=26302

8) Айва — http :// www. kaicc. ru/ client/ akademi/ akademi_2. jpg

9) Русская азбука — http :// www. internationaltoys. com/ pictures/17284_1. jpg

10) Астра — http :// www.1 semena. ru/ product/ astra- zmej- gorynych/

11) Буква «А», сложенная из цветов – Фотография с открытого урока Шурминой В.В. «Буква А» (автор фото Шурмина В.В.)

12) Рисунок «Слова на букву «А» — http :// allmum. ru/ uploads/ posts/2009-09/1253364154_ azbuka-1. jpg

1 См.: Приложение 1, с. 7

2 См.: Приложение 2, с. 7

3 См.: Приложение 3, с. 7

4 См.: Приложение 4, с. 8

5 См.: Приложение 5, с. 8

6 См.: Приложение 6, с. 9

7 См.: Приложение 7, с. 9

8 См.: Приложение 8, с. 10

9 См.: Приложение 9, с. 10

10 См.: Приложение 10, с. 11

11 См.: Приложение 11, с. 11

12 См.: Приложение 12, с. 12

13 См.: Приложение 13, с. 12

14 См.: Приложение 14, с. 13

15 См.: Приложение 15, с. 13

16 См.: Приложение 16, с. 13

17 См.: Приложение 17, с. 14

18 См.: Приложение 18, с. 14

19 См.: Приложение 19, с. 15

20 См.: электронный ресурс, режим доступа: http :// www. xrest. ru/ original/66707/

21 См: электронный ресурс, режим доступа: http://mptron.com/info/22312.htm

22 См.: электронный ресурс, режим доступа: http :// moykpoxa. ru/ korney- chukovskiy- doktor- aybolit

23 См.: электронный ресурс, режим доступа: http :// banana. by/ uploads/ posts/2009-10/1256388717_00033723. jpg

24 См: Азбука-малышка «Уроки тётушки Совы» (фрагмент видеофильма)

25 См.: электронный ресурс, режим доступа: http :// img- fotki. yandex. ru/ get/6200/142117197.0/0_891 e7_ a6 cfc5 df_ XL

26 См.: электронный ресурс, режим доступа: http :// www. russtyle- yug. ru/ catalog. php? id=26302

27 См.: электронный ресурс, режим доступа: http :// www. kaicc. ru/ client/ akademi/ akademi_2. jpg

28 См.: электронный ресурс, режим доступа: http :// www. internationaltoys. com/ pictures/17284_1. jpg

29 См.: электронный ресурс, режим доступа: http :// www.1 semena. ru/ product/ astra- zmej- gorynych/

30 См.: Русская азбука. 1 класс. Учебник. В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько , В.Г. Горецкий

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here