Авторская программа

элективного курса по географии для учащихся 9 класса.

Автор: Мелихова Наталья Геннадьевна

Учитель географии МОУ СОШ № 78 г. Краснодара.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Основной целью этого элективного курса является, на основе статистических данных и карт (составленных по данным статистики) выявить различия демографической ситуации в России.

Определить значимость улучшения демографической ситуации в России.

Определить причины, влияющие на демографический кризис.

Задачи:

  1. Выявить особенности воспроизводства населения России.

  2. Определить особенности в структуре населения России.

3. Охарактеризовать особенности расселения в России.

Методы исследования.

  1. Статический.

  2. Картографический.

  3. Аналитический.

  4. Методы личного наблюдения и исследования.

Последнее сообщение Госкомстата РФ о демографической ситуации в России говорит о том, что за 6 лет реформ (1992- 1997г.г.) естественная убыль населения составила 4201,2 тыс. чел., а общая численность населения, определяемая не только естественным движением, но и миграционным сольдо, уменьшилось на 1540,2 тыс. человек.

Демографическое развитие России носило неблагоприятный, по мнению специалистов, характер с 60-х годов, но, несомненно, реформы резко усугубили это состояние.

Превышение уровня смертности над рождаемостью стал явью именно на этапе рыночных реформ. Нормальное демографическое развитие стран было прервано. В России установился тип воспроизводства населения характерный только для долго воюющих стран: сверхвысокая смертность, сверхнизкая рождаемость.

Для демографического развития России важны не только сами тенденции изменения рождаемости, но и вызываемые ими последствиями.

Во-первых, произошел слом стереотипа демографического поведения, возобладала ориентация – впервые на однодетную и бездетную семью.

Во-вторых, депополяция охватывает не только центральноевропейские уральские регионы, но и Сибирь, Дальний Восток и ряд автономий.

В-третьих, наиболее сильно депопуляционные процессы захватывают коренное население страны, что вызывает серьезную обеспокоенность судьбой русского этноса.

В-четвертых, быстрее протекают процессы старения, создающие угрозу репродуктивному потенциалу нации.

В-пятых, демографические проблемы породили и породят в скором будущем ряд социально-экономических проблем, связанных с потребностью в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах, соотношением спроса и предложения на рынке труда, будущим трудностям с мобилизационным контингентом.

Возрастание смертности и ухудшение здоровья – отнюдь не параллельные процессы, но в России снижение и продолжительности жизни сопровождается ухудшением здоровья. Обнищание, недоедание, вновь вернувшиеся забытые болезни, алкоголизм и пьянство, межнациональные войны, убийства и самоубийства приводят к увеличению уровня смертности Россиян.

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с современной демографической ситуацией на новом этапе развития истории России. Этот курс представляется особенно актуальным, т.к. население рассматривается как в 9 классе, так и в 10 классе. Особенности, связанные с резким спадом рождаемости, вызвали резкий спад численности России.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации.

Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование тем курса

Всего часов

В

лекций

том

практик

числе

семин

Формы контроля

1.

Введение.

1

1

2.

История заселения России. Размещение населения.

3

1

1

1

3.

Народы. Религиозный состав.

4

1

2

1

4.

Численность, естественное движение и миграции населения.

5

2

2

1

5.

Демографические проблемы.

2

1

1

6.

Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО

16

5

6

5

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение(1ч.)

Тема 1 Лекция: История заселения России и особенности размещения населения на её территории(1ч)

Самостоятельная работа: Выявление особенности размещения населения по территории России(1ч)

Семинар: Неравномерное размещение населения по территории России. Причины. Плюсы. Минусы. (1ч)

Тема 2 Лекция: Народы России, их природно-исторические и культурные особенности. Проблемы межнациональных отношений. Религиозный состав. Как связана национальная и религиозная принадлежность.

Самостоятельная работа: Составление классификаций групп народов России. Определение типологической принадлежности территориальной единицы к народам и религии.

Семинар: Проблема межнациональных отношений. Пути решения. Проблемы малых народов.

Тема 3 Лекция: Половозрастной состав населения и экономически активное население. Трудовые ресурсы и их качество.

Самостоятельная работа: Работа по статистическим справочникам. Составление картограмм. Рождаемость, смертность, брачность, разводимость. Удельный вес мужчин и женщин. Сельское и городское население.

Семинар: Географический анализ на основе статистических данных

Тема 4 Самостоятельная работа: на основе анализа четырех основных демографических показателей выявить и показать на карте районы о благоприятной демографической ситуацией в России, районы с отрицательными показателями.

Семинар: Демографические проблемы. Демографический кризис.

Заключительное занятие (1ч)

Демографическая политика. Улучшение состояния.

Эти и другие процессы очень влияют на демографические особенности Российского населения. Понимание и значение этих особенностей, дают право рассматривать население, участвующее в труде как главную производительную силу общества, основу всего общественного производства. Население выступает в роли главного потребителя всех материальных благ. Вот почему численность населения – один из важных факторов развития каждой страны, да и всего человечества.

Самостоятельная работа №1

Статистической основой для составления картограммы являются данные Госком РФ по статистике. Карта плотности населения с показателями числа жителей на 1 квадратный метр по субъектам РФ. При построении картограммы мы выявили территории с плотностью населения менее 1ч квадратного километра.

От 1 до 10ч на 1 квадратный километр

От 10 до 20 ч

От 20 до 30ч

От 30 до 40ч

От 40 до 50ч

От 50 и выше.

Семинар.

На основе выполненной работы по размещению населения, делаем выводы. Готовим прогнозы, дискутируем. Анализируя данную карту выявляем, что в результате такого расселения где в Московской области 354 человека на 1 квадратный км . Эвенкийском автономном округе менее 1 человека, когда в соседнем Китае(около 1200 млн.ч.). Это может привести к захвату России со стороны Монголии, Китая и др.

Учащиеся во время самостоятельной работы со статическим материалом и картам выявляют, как размещено население по территории.

На семинарском занятии группы представляют результаты исследования по предложенной им проблеме, проведенного на основе анализа исторических и географических карт.

ТЕМА 2 Народы. Религиозный состав.

Основные понятия темы: народы, исторические и культурные особенности, религии. Межнациональные конфликты. Религия и образ жизни. Главная образовательно-воспитательная задача содержания этой темы заключается в формировании знаний о многообразии народов. Учащиеся знакомятся с народами, живущими в России.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Учащиеся по группам работают с географическими картами. Выявляют территориальную принадлежность к тому или иному народу. Можно рассмотреть одну или несколько территорий с живущими там народами. В результате этой работы, учащиеся знакомятся с многонациональным составом России и мозаичным размещением по территориям.

СЕМИНАР.

Группы представляют результаты исследований по предложенной проблеме, проведенного на основе анализа географических карт, школьных атласов, а также статистических материалов дополнительной литературы.

ТЕМА 3.

Численность, естественное движение, миграции.

Из содержания лекции учащиеся получают сведения о численности населения России, об их качественных и количественных изменениях. Естественные процессы (рождаемость, смертность, брачность, разводимость). Миграции. Возрастной состав, младенческая смертность. Продолжительность жизни, удельный вес мужчин и женщин в общей численности населения, удельный вес сельского и городского населения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Работают с картами и статистическими таблицами, выявляя возрастной состав территории с преобладанием населения старше трудоспособного возраста, моложе трудоспособного возраста. В целом преобладают территории с населением моложе трудоспособного возраста, за исключением Центрального – центрально-черноземных районов и Краснодарского края, где преобладают люди старше трудоспособного возраста.

СЕМИНАР.

Учащиеся готовят устное сообщение и составляют картограммы, а затем выступают с этими сообщениями и представляют свои карты. В результате этой работы знания о составе населения существенно пополняются.

ТЕМА 4.

Демографические проблемы.

Содержание этой темы носит обобщающий характер. Учащимся предстоит использовать полученные знания для составления карт-схем «Демографическая ситуация на современном этапе развития России »

Для этого выявляем:

  • Районы с положительным приростом и положительным миграционным приростом;

  • Районы с отрицательным естественным приростом и положительным миграционным приростом;

  • Районы с положительным естественным приростом и отрицательным миграционным приростом;

  • Районы с отрицательным естественным приростом и отрицательным миграционным приростом;

СЕМИНАР.

Представление и защита самостоятельных работ учащихся, выполненных за время курса «Демографические проблемы населения России на новом этапе истории России»

Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы. Проводим обсуждение содержания данного элективного курса и форм его проведения, выяснить предложения пожелания учащихся.

Список литературы

1 Бахмедова Б. Ш. Методы демографического прогнозирования. М.,1992

2 География России – методическое пособие 8-9 классы. – М.1997.

3 Географический атлас для учителей средней школы. — М.: ГУГК, 1980.

4 География в цифрах – справочное пособие. О.А.Климанова.- М.2008.

5 Регионы России: Информационно-статистический сборник. В 2т./ Госкомстат России.-М.,1997.

6 Интернет ресурсы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here