Солтүстік Қазақстан облысы
Ғабит Мүсрепов атындағы аудан
Привольный орта мектебі
Открытый урок по географии
7 класс
Подготовила:
Учитель географии Михель И.В.
2015 год
Тема урока: Природные зоны Африки.
Цель урока: Изучить природные зоны Африки.
Задачи:
· Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;
· Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
· Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: карта «Природные зоны мира», физическая карта Африки, презентации слайдов «Природные зоны Африки», «3 дня в Африки», атласы, учебники, таблица.
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний.
Вступительная беседа учителя.
Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом. Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».
Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему.
Давайте с вами вспомним, что мы знаем о материке Африка? Сейчас я раздам некоторым учащимся карточки, которые вы будете выполнять самостоятельно в тетрадях. Остальным я буду задавать вопросы, только не выкрикиваем, потому, что ответ засчитан, не будет. Уважаемое жюри, вот вам список класса, вы будете в течение всего урока наблюдать за ответами ребят и за правильный ответ будете ставить напротив фамилии учащихся плюсики. Это поможет подвести итоги в конце урока и выставить оценки.
Викторина по географии на тему Африка.
-
Материк Африка – самый … ? (жаркий)
-
Какие климатические пояса, находятся в Африке? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический)
-
На севере Африку омывает … (Средиземное море)
-
Как называются известные вам реки на материке? (Нил, Замбези, Конго(Заир), Нигер, Оранжевая, Лимпопо, Голубой Нил, Белый Нил, Сенегал, Убанги, Касаи, Луалаба)
-
Что отделяет Африку от Евразии? (Суэцский канал)
-
Назовите самый крупный остров и полуостров Африки (Сомали, Мадагаскар)
-
Самая высокая точка Африки (Вулкан Килиманджаро 5895м.)
-
Какими океанами омывается материк? (На западе Атлантическим океаном, на востоке Индийским)
-
Назовите озёра материка. (Виктория, Чад, Ньяса, Танганьика (1470м), Тана) Байкал (1642м)
-
Самая высокая температура Африки (+580С)
-
Самая длинная река земного шара? (Нил)
-
Самая полноводная река Африки? (Конго(Заир))
-
Самое глубокое озеро Африки? (Танганьика)
-
Самое большое озеро Африки? (Виктория)
-
К каким бассейнам относятся реки Африки? (Атлантического океана, Индийского океана, внутренний бессточный бассейн)
-
Крайние точки материка Африка (Северная- м. Бен-Сека, южная – м. Игольный, западная – м. Альмади, восточная – м. Рас-Хафун)
-
В каких полушариях расположен материк Африка? (В южном и восточном полушарии)
Дети, как вы думаете, что такое природа?
Дети:
a. Это рельеф;
b. Природа – это климат;
c. Наверное, ещё растительный и животный мир;
d. Природа это почва, полезные ископаемые;
e. Это и моря, реки и океаны.
Учитель: Правильно! И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком.
Природа – это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.
Презентация слайдов «Природные зоны в Африки».
Обратите внимание на карту у доски, найдите её в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чём она может нам рассказать?
Дети: Это карта природных зон мира. Мы можем узнать какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся.
Учитель: Что же такое «природная зона»? Вспомните, дети!
Дети: Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.
Учитель: Мы не зря вспомнили этот термин. Ведь тема нашего урока: «Природные зоны Африки». Откройте свои тетради, запишите число, классную работу и число.
Чем на суше обусловлено образование природных зон?
Дети: Обусловлено климатом – соотношением тепла и влаги, т.е. высокая температура и много осадков – густая, пышная, богатая растительность.
Учитель: Обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Раскраска этой карты показывает не высоту места над уровнем моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью и т.д. Пользуясь раскраской, давайте, определим природные зоны Африки. Внимательно посмотрите на границы климатических поясов. Вы заметите, что они почти совпадают с границами природных зон. Зная это, вам легко будет определить границы природных зон и охарактеризовать климат.
III. Первичное восприятие и осмысление нового материала.
Коллективная работа с картой и атласом.
Учитель: Какие природные зоны есть в Африке?
Дети: Влажные экваториальные леса.
Географическое положение | Климат | Почва | Растения | Животные | |
Влажные экваториальные леса | По обе стороны от экватора, бассейн реки Конго, Побережье Гвинейского залива.
| Экваториальный пояс, экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие tи+240С, tя+240С , осадков 1000-2000мм. Дожди идут равномерно в течении всего года.
| Красно-желтые ферраллитные. Содержат много железа, органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются, обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв, происходит заболачивание. | Множество лиан, пальмы, фикусы, хлебное дерево, мимозы, эбеновое дерево, красное дерево, железное дерево, масличная пальма, бананы и др.
| Гориллы, шимпанзе, окапи, леопарды
|
Саванны и редколесья | Занимают 40% территории Африки от Сахары до южной оконечности материка. Только на западе саванна уступает место густым тропическим лесам. | Субэкваториальный пояс Летом господствуют экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие; зимой – тропические – сухие и жаркие tи+240 С tя+240С Осадков 1000-2000мм Выделяются сезоны: сезон дождей – лето, сезон засухи –зима. | Красно-бурые, плодородные, органические вещества накапливаются в сухой сезон | Молочаи, Баобабы, Зонтичные акации, Масличные пальмы, различные травы | Антилопы Гну, слоны, буйволы, гиены, бегемоты, зебры, жирафы, носороги, львы |
Пустыни и полупустыни | Занимают огромные пространства. На севере расположена величайшая в мире пустыня Сахара, на юго-западе -пустыня Намиб. | Тропический пояс, тропические воздушные массы – сухие и жаркие tи+320 С, tя+160С Осадков менее 100мм
| Тропические пустынные, мало перегноя, много минеральных солей. | Растения имеют: длинные корни, листья-колючки. Алоэ, вельвичия, акация. | Фенекс, шакалы, страусы, верблюды, змеи. |
Учитель: Где они расположены? Как? Назовите географическую широту.
Дети: В экваториальном климатическом поясе. Узкой полосой 50-60 с.ш. и 50-60 ю.ш.
Учитель: Какие климатические условия характерны?
Дети:
a) Высокая температура года;
b) Равномерное, большое количество осадков (1000-2000мм/г);
c) Отсутствие сухого закона;
d) Солнечные лучи падают отвесно.
Учитель: Обратите внимание на рисунок-конспект у доски «Влажные экваториальные леса».
Влажные экваториальные леса Африки, или гелея, многоярусны. Верхний (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр её ствола достигает 2 м, а широкие досковидные корни поднимаются до высоты 4 м. Попробуйте представить себя стоящими между такими корнями.
Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.
В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.
Леса вечнозелёны, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно неплодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий экваториальный климат способствует бурному развитию сказочной растительности. Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-жёлтыми ферраметными из-за своего цвета и содержания железа.
Учитель: Найдите на карте следующую природную зону, которая расположена за экваториальными лесами.
Дети: Саванны и редколесья.
Учитель: Определите её географическое положение.
Дети:
a) Занимает почти половину материка;
b) В северном полушарии до 16о-18о;
c) В южном до южного тропика;
d) В субэкваториальном климатическом поясе.
Учитель: Какие климатические особенности характерны для субэкваториального пояса?
Дети:
a) Весь год высокая температура;
b) Два сезона года: сухой и влажный;
c) Господствуют эвм – летом и твм – зимой.
Учитель: Перед вами таблица-рисунок «Саванны Африки». Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн. Основная черта – ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет. Почвы – красные ферралитные.
Вслед за саваннами лежит ещё одна природная зона. Пользуясь раскраской, назовите какая?
Дети: Пустыни и полупустыни.
Учитель: Определите географическое положение этой зоны.
Дети:
a) В тропическом климатическом поясе обоих полушарий;
b) Наибольшую территорию занимает в северном полушарии.
Учитель: Почему именно пустыни здесь расположены?
Дети:
a) Господствуют сухие тропические вм;
b) Высокая температура воздуха;
c) Минимальное количество осадков (до 100 мм/год).
Учитель: Как называются пустыни, находящиеся в этой зоне?
Дети: На севере – Сахара, в южном полушарии – Калахари.
Учитель: Обратите внимание на рисунок у доски «Тропические пустыни Африки». К северу и к югу от зоны саванн количество осадков уменьшается. Сухие северо-восточные, дующие с Азии, и юго-восточные пассаты, оставившие влагу в прибрежных горах, создали условия для образования пустынь на севере Африки – Сахары, что в переводе с арабского означает – пустыня. И на юге – Калахари – мучимый жаждой. Здесь почти не бывает дождей, а суточные колебания температуры так велики, что временами за жаркими днями наступает ночь с заморозками.
Для более близкого знакомства с природными зонами Африки, знакомства с разнообразием растительного и животного мира Африки, я предлагаю отправиться в гости к сказке, которая называется «Три дня в Африке».
Ролевая игра «Три дня в Африке».
Презентация слайдов «Три дня в Африки».
Ведущая: Помните сказку нашего детства, написанную К.И. Чуковским.
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять.
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие,
Злые крокодилы…
Таня:
Африка ужасна
Да – да – да!
Ваня:
Африка опасна
Да – да – да!
Вместе:
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!
Ведущая: Но папочка и мамочка уснули вечерком
А Танечка и Ванечка – в Африку бегом, —
Т: В Африку!
В: В Африку!
Вед: Три дня по Африке гуляют
Природные зоны изучают!
Т: Ваня, посмотри, в этом лесу растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не обхватят и 6 человек.
В: Эти огромные деревья, как древние крепости, как воздушные мосты из лиан, соединяют верхушки деревьев на головокружительной высоте.
Т: Здесь так сыро и мне очень тяжело дышать, не хватает кислорода. Интересно, а здесь живут люди?
В: Какие же «сверхлюди» в состоянии противится опасности этого мрачного мира, жить в такой убийственной сырости (выходят 2 пигмея).
1-й: Здравствуйте!
Т: Здравствуйте! Вы кто?
1-й: Мы – пигмеи, что означает «люди высотой с локоть». Нас около 80 тысяч и наши племена называются «бамбути».
2-й: «Эфе» и «акка». Мы – лесные кочевники. Живём на одном месте, пока есть дичь.
Т: Но, как же вы живёте в таком лесу?
В: Густом, сыром, непроходимом лесу, куда лучи солнца и не проникают.
1-й: Мы любим свой лес, отлично его знаем, здесь много дичи и ценных растений.
2-й: Мы хорошие экскурсоводы, рады гостям и, если хотите, мы многое можем вам рассказать.
Т: Что это за вечнозелёное дерево с белыми и такими пахучими цветами?
1-й: Африка – родина этого кофейного дерева. Его плоды имеют красный цвет и содержат два семени. Мы их промываем, сушим, поджариваем, завариваем. Получается отличный кофе.
В: Таня, посмотри, бананы! И растут прямо на дереве. Не нужно ходить на базар покупать.
2-й: Это не дерево. Это огромное травянистое растение с толстым корнем. После плодоношения ствол отмирает, а корневая система остаётся и даёт новые побеги.
Т: Мы все очень любим бананы.
1-й: А мы готовим банановую муку, консервы, мармелад, сироп, вкусное вино. Хотите попробовать?
В: Хот…!
Т: Спасибо, но лучше уж натуральные продукты, правда, Ваня!
В: Угу!
Т: Ой, дождь!
Ведущая: Раздался раскат грома, молния и вновь раскат грома. Поляна превратилась в озеро. Молния прорезала тьму и метнулась вниз к дереву, возвышающемуся над лесом. Она коснулась верхушки и ослепила всех яркой вспышкой. Молния и гром, дождь и ветер дружно атаковали поляну.
2-й: Боже! Останови дождь! Обуздай ветер! От них рухнут деревья и раздавят перепуганных детей.
Ведущая: Но вот перестала сверкать молния, стихли грохот и яростный вой ветра, прекратился проливной дождь.
В: Как же вы живёте в таком аду, лицом к лицу с враждебной природой?
1-й: Враждебной? С чего вы взяли? Дожди ниспосланы свыше для урожая и разнообразия.
Т: Солнце вновь высоко, и вновь невыносимый зной. Хорошо, что листья дерева защищают нас от беспощадных, жгучих лучей. Что это за дерево?
2-й: Это масличная пальма. В своих семенах за год она накапливает 15 кг жира, который очень питателен. Она имеет сладкий сок.
В: Вы слышите, шуршат сухие листья, рычание.
Т: Мне страшно!
1-й: Это гепард. Он слишком занят своей жертвой и не слышит нас. Он большой трус. Не умеет лазать по деревьям, как леопард, но зато очень быстро бегает.
2-й: Быстрее лошади, быстрее антилопы. Это самые быстрые звери на земле. Бросаясь в погоню за добычей, гепард за 2 секунды развивает скорость 70 км/ч.
Т: А здесь водятся обезьяны?
В: Таня, а ты вспомни.
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Приговаривала.
2-й: Не знаю, что это означает, но здесь действительно обитают человекоподобные обезьяны – горилла и шимпанзе.
Т: Горилла покрыта густой чёрной шерстью. Имеет рост до 2 м и большую часть жизни проводит на земле.
В: Шимпанзе меньше. Ростом до 1,5 м. И главным образом обитает на деревьях.
1-й: Вы колдуны? Вы читаете мои мысли.
Т: Нет, мы просто учимся в 7-м классе Привольной средней школе и очень любим географию и биологию.
2-й: И, что в вашей школе живут такие звери?
В: Нет! В нашей школе работают учителя, которые нас всему учат.
1-й: Тогда может, вы знаете и этого зверя. Он живёт у больших рек и озёр. Имеет грузное тело длиной до 4 м, держится на толстых и коротких ногах, а его голова сливается с туловищем.
2-й: Днём он находится в воде, выставляя для дыхания над водой одни ноздри, а по ночам совершает набеги на поля местных жителей.
Т: Это же бегемот. А разъяренный бегемот опасен для человека и для сильных животных.
1-й: А ещё в наших лесах много муравьёв, ящериц, змей. В реках водятся крокодилы.
2-й: Здесь распространена муха цеце – переносчик «сонной» болезни человека. Много москитов, термитов. Из птиц – попугаи.
1-й: Вот мы и подошли к границе моего владения. Вы покидаете экваториальный лес, а там смотрите – впереди уже другой воздух, другие растения и животные, другой мир – другая Африка. То – африканская Швейцария. Прощайте!
(Подходят к рисунку «Саванны и редколесья»).
Т: Это же степь, покрытая высокой травянистой растительностью. Здесь жарко!
В: А знаешь, что ночь здесь очень прохладная. Здесь точно люди не живут. Как же называется эта степь?
(Выходят местные жители – ватусси).
1-й ватусс: Приветствую вас, чужестранцы! Вы удивлены. Мы – ватусси – одно из племён Руанды, да очень высокие, наш рост 2-2,5 м.
Т: Как называется ваша степь?
2-й ватусс: Вы в саванне, от испанского слова «сабана», что значит дикая, первобытная равнина. Трава у нас высокая, встречаются и деревья, кустарники, которые сбрасывают листья в сухое время года.
Т: Что за интересное дерево?
1-й: Баобаб! Это священный символ. Дерево живёт до 5000 лет, его высота – 25 метров.
2-й: В охвате, ствол до 45 м. Только 20 человек, взявшись за руки, могут охватить его. На коре некоторых деревьев сохранились отметки, сделанные нашими предками 5 веков назад.
Т: Посмотри, Ваня, его плоды похожи на огурцы.
1-й: А вот ещё интересное дерево. Это зонтичная акация. Её листья мелкие, расположены ребром к солнцу, поэтому под ним не найти тени.
Т: А правда, что здесь растёт слоновая трава? Почему она так называется?
1-й: Это многолетняя трава высотой до 3,5 м. В начале дождливого сезона её солнечные молодые побеги, и листья служат хорошим кормом для всех травоядных, а в сухой сезон её поедают только слоны – отсюда и его название.
Т: А самым крупным животным в саванне является, наверное, слон?
В: Африканский слон самое крупное животное на суше. Его масса – 5 т, рост – 3,5 м, а длина туловища до 5 м.
1-й: Раньше они жили на всём материке, а теперь их осталось мало. Они истреблены из-за ценной слоновой кости – бивней.
Т: А жирафы – самые высокие. Их рост достигает 6 м. И они такие неуклюжие.
2-й: Несмотря на неуклюжий вид, они бегают быстрее лошади. Они и вправду, как будто собраны из запасных частей. Голова и туловище взяты у лошади, ноги – у антилопы, шея – верблюда и, наконец, пятнистую шкуру явно леопард одолжил.
В: А это, что за животное, размером с гончую собаку? С крепкими когтями, длинным языком и зубами в виде трубочек?
1-й: Это трубкозуб. Он ведёт ночной образ жизни, а день проводит в норе, питается термитами и муравьями.
Т: Какая самая крупная птица у вас?
2-й: Африканский страус. Её рост до 3 м, масса до 90 кг. Яйцо весит столько, сколько весит 40 куриных. Они хорошие сторожа, охраняют пастбища.
Т: А какой зверь самый воинственный?
1-й: Конечно же, носорог. Все животные от него уходят.
В: И даже слон?
2-й: Вряд ли носорог может причинить большой вред слону, но слон чаще всего избегает встречи с ним.
1-й: И даже племя масаи, храбрейших людей саванны, убивающие льва тонким копьём, боятся только одного зверя – носорога.
Т: А как же царь зверей?
2-й: Здоровый, полный сил лев никогда не бывает опасным. Опасен он только в том случае, если болен, стар или его покидают самки.
В: А из копытных, какие встречаются?
Т: Я знаю. Это зебра, антилопы, буйволы.
В: А из птиц – марабу, пеликаны, фламинго, цапли, которые на берегах рек и озёр образуют огромные птичьи колонии.
Т: Богатство животного мира саванн уникально.
В: Африка – это рай для животных. Единственное место на Земле, где четвероногие создания ещё достаточно просторно и вольготно чувствуют себя.
2-й: К сожалению, это давно уже не так, и давно уже африканских животных можно встретить лишь на территории национальных парков.
1-й: А там впереди вас ждёт пустыня. Там Африка другая, там нет дождей, а температура достигает 500— 600С. Будьте внимательны и осторожны! Ведь там ветер встает, и ложится вместе с солнцем. Горе вам, если вас застигнет самум – страшный песчаный вихрь.
(Подходят к картине «Пустыня Африки»).
Т: Ваня! Может не пойдём дальше. Ведь не зря говорили нам, что Африка опасна, давай вернёмся домой!
В: Чего ты боишься? Какой там самум? Посмотри – голубое небо, солнце не так уж и высоко.
Т: Это потому, что ещё утро. Что ж, я совсем не боюсь. Кругом песок, воздух такой, как из раскалённой печи, и такой сухой, обжигает губы. Ой, что это ещё за призраки.
(Появляются люди – местные жители – туареги).
1-й туарег: Так, нас действительно называют призраками, т.к. наше лицо покрыто покрывалом. Мы кочуем и для нас это любимое место.
Т: Но где же вы здесь живёте?
2-й туарег: Мы предпочитаем оазисы – зелёные островки жизни в безбрежном океане пустынь. Оазисы – это, прежде всего, зелёные перистые кроны финиковых пальм. Она обеспечивает нам жизнь.
В: Вот она какая. Высокая, наверное, метров 20 и такие огромные листья, до 3 м в длину.
Т: А я очень люблю плоды – финики: и сушёные, и варёные, и свежие, и вяленые.
А из животных, наверное, живут только верблюды?
В: Верблюд – корабль пустыни!
1-й: Без воды африканский одногорбый верблюд может оставаться 4-5 дней. В «цистерны» его желудка вмещается до 100 литров воды.
Т: А антилопы, косули, газели есть?
2-й: Есть антилопы и газели. Они приспособились к жизни в пустыне, проделывают сотни километров в поисках воды.
1-й: Есть и хищники – гиены, шакалы, гепарды, лисицы.
2-й: Есть черепахи, ящерицы и змеи.
1-й: Из птиц – страусы и дрофы.
2-й: Есть и ядовитые скорпионы.
В: Скудная растительность пустынь. Только в оазисах она и встречается, а то только пучки трав и колючие кустарники.
Т: Да и животный мир беден. А многие животные истреблены человеком.
1-й: Нам пора прощаться. Вас, наверное, уже ждут. До свидания!
Т: Ну и Африка!
В: Вот так Африка!
Вместе: Удивительная Африка!
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1) В каких природных зонах побывали Таня и Ваня?
2) Как называют людей, которые живут в экваториальных лесах?
3) Что больше всего вам понравилось в этой зоне?
4) Но Тане больше понравилась другая зона. Как вы думаете, какая?
5) А каких людей они там встретили?
6) А почему эта зона самая привлекательная?
7) А где очень жарко было?
8) Как называется призраки, которых встретили Таня и Ваня? Почему?
На слайде
Разгадайте кроссворд:
-
типичное растение саванн
-
самое высокое животное зоны саванн
-
самая большая птица на Земле
-
копытное животное саванн
-
самая маленькая птица Африки
-
полосатое животное саванн.
V. Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.
Вы просто молодцы.
В конце урока учитель раздает карточки, где ребята должны будут указать, понравился им урок или нет, выбрав лицо закрасить его карандашом, соответствующее его настроению.
Домашнее задание: Запишите д/з §49-50.
Изучить: природные зоны Африки, таблица. Мы с вами не побывали ещё в одной природной зоне Африки – вечнозелёные жестколистые леса и кустарники, которые находятся в субтропическом поясе. Этот пояс вы сделаете самостоятельно, занесете данные в таблицу.
Пояснительная записка
В системе школьного образования учебный предмет «География» играет большую роль в воспитании подрастающего поколения, формировании их общей культуры, осознании ответственности каждого человека перед природой и обществом за сохранение жизни на Земле.
Основной целью урока по географии в 7 классе является формирование у подростков географической картины о природных зонах Африки, как составной части самого жаркого материка Земли.
В соответствии с целями урока определены следующие задачи:
— Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;
— Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
— Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.
Содержание урока соответствуют поставленным целям, включает в себя следующие формы и методы работы:
— выполнение практической работы;
— составление таблицы с помощью атласа и карты природных зон;
— рассмотрение новой темы с использованием мультимедиа;
— ролевая игра «Три дня в Африки»;
— решение кроссворда;
— закрепление и итоги урока.
Урок объяснения нового материала на тему: «Природные зоны Африки» проводится в системе уроков по изучению материка. При планировании урока учитываю психологическую характеристику класса, особенности учащихся. В урок включены обучающие, развивающие и воспитывающие методы, как триединая дидактическая цель урока. В процессе работы используются различные методические приемы: метод вопросов-ответов, ролевая игра, работа по карте, работа с таблицами. На уроке используется раздаточный материал в виде карточек, наглядность (карты, атласы), 2 презентации слайдов, что очень нравится учащимся.
Весь класс задействован в процессе обучения. Цель учителя достигнута, задачи выполнены.
Домашнее задание: параграф 49-50, самостоятельно изучить еще одну природную зону Африки – вечнозеленые жестколистные леса и кустарники, данные запишите в таблицу.
Рецензия
Преподавание — это и искусство, и наука, это не навык, научившись однажды которому вы можете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Обучение в школе, строго ограниченное рамками опорного объема знаний, – это устаревшая в наш век концепция информации, где общий объем технических знаний удваивается каждые несколько лет.
Урок, Михель И. В., учителя географии Привольной средней школы, прошел на хорошем методическом уровне. По типу – урок изучения нового материала, по виду – комбинированный (изучение нового материала и выполнение практической работы). Тема урока: «Природные зоны Африки».
Правильно обоснована цель урока с учетом содержания материала, необходимого уровня знаний и умений учащихся. Научность и уровень изложения материала учителем соответствует уровню понимания учениками. Присутствует связь создания урока с потребностями и интересами учащихся.
На конечном этапе урока была проведена ролевая игра, что позволяла формировать самостоятельное мышление, активную учебную деятельность, познавательные интересы учащихся средствами самого материала урока. А также воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, к природе и уважение к обычаям и традициям племен Африки.
Учебная деятельность на уроке поставлена учителем в соответствии с дидактическим циклом: удивление (выделение смысла) – восприятие – осмысление — запоминание – применение по образцу в новой ситуации – обобщение – систематизация.
Этот урок географии дал возможность ученикам осознать значимость знаний в жизни, и что знания – это главное богатство. Они с большим интересом отвечали на вопросы, выражали свою точку зрения, по необходимости отстаивали ее.
Цели урока были достигнуты полностью, задачи решены, что подтверждают результаты закрепления знаний. Учитель владеет способами работы с ПК. Все этапы урока сопровождаются работой с ПК. Михель И. В. отличается хорошей педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического климата в классе.
Зам. по ВР_____________/Еськова Е.Н./