Технологическая карта урока 25.12.2013г.
Предмет география
Класс 7
Учитель: Мостофина Е.В.
Базовый учебник Душина И.В., Т.Л.Смоктунович География. 7класс. Материки, океаны, народы и страны. Страноведение. «Вентана-Граф», 2010
Тема урока Страны Южной Африки. ЮАР.
Цель урока: сформировать у учащихся умение характеризовать субрегион стран Южной Африки и давать географическую характеристику ЮАР по плану
Задачи урока:
Предметные результаты:
-формировать умения объяснять особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности изучаемого региона
-формировать умения понимать смысл географических терминов: географическое положение, виды хозяйственной деятельности населения
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1.сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
2.сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
3.сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные УУД
1.сформировать умения осуществлять сравнение, анализ, описание географических объектов, климатических показателей, видов хозяйственной деятельности населения по картам атласа, учебнику и дополнительным источникам информации
Коммуникативные УУД
1.сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Необходимое оборудование: учебники географии, Атласы по географии 7класса, Энциклопедии: 50 стран мира: иллюстрированная энциклопедия под ред. А.Пантилеева.- М.: Белый город, 2010; Что такое Кто такой под ред. А.Г.Алексина и др.,-М.: Педагогика, 1999; презентация «Страны Ю.Африки. ЮАР», мультимедийное оборудование, Политическая карта мира, таблицы по географии «Природные зоны Африки».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент | Организация и проверка готовности обучающихся к уроку
| Готовят к уроку учебник, рабочую тетрадь, дневник Приветствуют учителя |
| ||||||||||||||||||||||||||
2 | Мотивация учебной деятельности Проблемная ситуация и актуализация знаний | Какой материк мы изучаем? Какие конкретно темы изучали на предыдущих уроках? На предыдущих уроках мы изучили субрегионы Северной, Западной, Центральной и Восточной Африки. Какую тему будем изучать сегодня? Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Сл.1Тема урока «Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика» Сформулируйте самостоятельно учебную проблему, гипотезу и цель урока. (Версии школьников. Выбор лучшей формулировки.) Сл.2 Проблема: Почему страны Южной Африки выделяют в отдельный субрегион? Ваши предположения? Гипотеза: Возможно, это связано с географическим положением стран, особенностями природы и населения. Как можно проверить эту гипотезу? Изучить особенности ГП, природы и населения Ю.Африки. Какими методами будем изучать? Сл.3 Цель урока: Изучить характерные особенности ГП, природы и населения стран Ю.Африки
| Определяют тему, Формулирует проблему урока Определяет цель урока Рассказывает то, что уже знают | РУУД Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности КУУД сформировать умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||||||||||||||||||||||||
3 | Изучение нового материала Совместное открытие знаний | Сл.3 Задачи? Изучить состав региона, ГП, особенности природы, население, х.д.населения Составьте план изучения стран Ю.Африки. План изучения 1.Состав стран региона Ю.Африки и ГП 2.Рельеф 3.Климат и внутренние воды 4.Природные зоны, растительность и животный мир 5.Население и его хозяйственная деятельность 6.Описание ЮАР Атлас-с.10-11, учебник-с.118 Групповая работа по плану. (Учитель задает вопрос –ученики находят и формулируют ответ. Учитель помогает, уточняет, дополняет.) 1.Состав стран Ю.Африки ? (выписать в тетрадь- проверка) Показать на Политической карте мира. ЮАР-Прейтория Мозамбик-Мапуту Намибия-Виндхук Ботсвана-Габороне Зимбабве-Хараре Свазиленд-Мбадане Лесото-Масеру Мадагаскар-Антананариву Сл.4 2.Г.П. ? Находятся на юге Африки и о.Мадагаскар. Северная граница региона проходит по р.Замбези. На юг территория простирается до м.Игольный. Т.о. страны занимают южную часть материка Африка. 3.Природа ? (атлас-с.14) В рельефе? преобладают равнины. На юге- Капские и Драконовы горы. Драконовы горы высокие, резко обрываются к морю. Климат? (атл.с.15) тропический и субтропический. Температуры? изменяются с севера на юг. Температура средняя июля от +16 до +8 градусов на юге (зима). Температура средняя января от +24 до +24 на юге (не изменяется). Январь- лето. Но минимальная температура на юго-западе материка равна всего +4 градуса. Количество осадков? Изменяется с запада на восток. На западе- менее100мм. в год (холодное течение, горы задерживают осадки). На востоке- 2000мм в год (осадки приносит юго-восточный пассат с океана, теплое течение). Природные зоны? Изменяются с запада на восток. На западе –пустыня Намиб. (д.м.таблицы «Пустыня Намиб») Почему? Мало осадков- тропик, холодное течение у берегов, ю-в пассат с материка не приносит осадков, тропик-высокое давление и испарение) Осадков выпадает 17-25мм в год. Почти не бывает дождей. Сухо. Жарко. Дюны из песка высотой до 12 м. Холодное Бенгальское течение приносит постоянные туманы. Часты миражи в виде озер, камышей , силуэтов гор. Здесь находится Берег Скелетов. Утром и вечером все укрывает густой туман. У берега множество подводных рифов. Часты кораблекрушения. На берегу- обломки кораблей, скелеты людей. Днем тропическое жаркое солнце, песок, соль и скалы. Ночью- холодный туман. За несколько минут температура воздуха понижается на 20 градусов. Растения ? вельвичия, древесные алоэ. Очень мало. Животные? Шакалы, грифы, грызуны, змеи. На востоке –влажные тропические леса. (пальмы, черное дерево, хлебное дерево). На склонах гор-высотная поясность. В глубь материка- саванны и редколесья. Растения? Баобаб, зонтичная акация, травы. Животные? леопард, носорог, жираф, слон, страусы, лев, крокодилы, бегемоты. На юге – субтропические кустарники. Растения? Скрэб, земляничное дерево, лавр, пробковый дуб, цитрусовые, дикий виноград. Животные: лиса, волк, белка, олени, птицы. Т.о. природа стран своеобразна, отличается от природы других территорий Африки. Население? (атл.с.12) Проживают народы бушмены и готтентоты (монголоидная раса), народы банту(негроидная раса), африканеры(потомки голландцев, буры-крестьяне), англичане. ( Краткое сообщение об особенностях быта, традициях, национальных особенностях народов) Хозяйственная деятельность населения? (атл.с.16 + учебник п.29) Практическая работа №14 Определение основных видов хозяйственной деятельности населения стран Ю.Африки. Сл.5 Цель: Определить и выписать в тетрадь основные виды хозяйственной деятельности населения Ю.Африки (с примерами) Виды хозяйственной деятельности народов Ю.Африки: 1.Земледелие (выращивают кукурузу, бананы, хлопчатник, сорго, цитрусовые, сахарный тростник, виноград, арахис, Мадагаскар-кофе) 2.Животноводство ( разводят крупный рогатый скот (зебу), каракулевых овец, коз) 3.Добыча полезных ископаемых (золото, алмазы, урановые, марганцевые, медные, хромитовые руды, каменный уголь) 4.Рыболовство (Кейптаун) 5.Промышленное производство (машиностроение, металлургия, химическая и пищевая промышленность) 6.Охрана природы (национальный парк Крюгера) Проверка по эталону Сл.6 Поставьте оценки себе за П.р. 5-6 видов х.д. с примерами-«5» 3-4вида с примерами- «4» 2 с примерами – «3» Итак – ответьте на главный вопрос урока Почему страны Ю.Африки выделяют в отдельный регион? Сл.7 Страны Ю.Африки выделяют в отдельный регион в связи с особенностями их географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности. Физкультминутка. Сл.8 Руки в боки, ноги шире. Повернулись три-четыре. Раз- присели. Два- нагнулись. Распрямились. Потянулись. И к уроку вновь вернулись. Какое еще задание, исходя из темы урока, нам нужно выполнить? Дать характеристику ЮАР. Задание: Составить краткое географическое описание ЮАР. Работаем в парах. План характеристики страны? (учебник п.29, атлас, энциклопедии) Сл.9 1.Страна- столица 2.Г.П. 3.Природа 4.Население и его хозяйственная деятельность 13мин письменно в тетради (с последующей проверкой) 1.ЮАР- столица Прейтория 2.Г.П. –находится на юге Африки, граничит с Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбик, Свазилендом, Лесото. Имеет выходы к Атлантическому и Индийскому океанам. 3.Природа. Рельеф -равнины, Драконовы и Капские горы. Климат- тропический и субтропический, теплый. Осадков от 100 до 2000мм в год. Температуры ср. января +24, июля +16, +8 градусов. Внутренние воды- р.Оранжевая, Лимпопо. Природные зоны – пустыня Намиб, субтропические леса и кустарники, влажные тропические леса. 4.Население: бушмены и готтентоты, африканеры, англичане. Х.д.: выращивают виноград, цитрусовые, сорго. Хлопчатник; разводят к.р.с., овец, коз. Развиты промышленность, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Экономически развитая страна. Проверка по пунктам. Дополнения. Сл. 10-17 | Записывают в рабочую тетрадь тему урока Формулируют задачи урока Составляют план исследований
Определяют методы исследований Отвечают на вопросы, используя различные источники информации Делают краткие записи в тетради по плану Проводят исследования Работают с картами атласа, учебником, энциклопедиями
| КУУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре ПУУД Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой РУУД Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
ПУУД формировать умения осуществлять сравнение, отбор главного материала , самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
| ||||||||||||||||||||||||||
4 | Закрепление изученного материала Самостоятельное применение знаний | Мы закончили наше исследование. Давайте закрепим те знания, которые вы приобрели сегодня на уроке Сл.18 1.Покажите на карте страны Южной Африки 2.Дополните предложения 1.Северная граница Ю.Африки проходит по р. …(Замбези) 2.Климат и природные зоны на юге Африки изменяются в направлении… (С запада на восток) 3.Вдоль западного побережья Южной Африки находится…(Пустыня Намиб) 4.В Ю.Африке проживают…(бушмены и готтентоты, народы банту, африканеры и англичане) 5.Столица ЮАР…(Прейтория) 7.По уровню экономического развития ЮАР-…(экономически развитая страна)
| По очереди дополняют предложения Показывают страны на Политической карте мира отвечают на вопросы
| Познавательные УУД формировать умения осуществлять отбор главного материала самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
| ||||||||||||||||||||||||||
5 | Итоги урока | Подведем итоги урока. Выполнили ли мы цель урока? Задачи? Оцените свою работу на уроке и работу одноклассников. Оценки за работу на уроке
Оценки в журнал.
| Делают выводы соответственно цели и задач урока Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников |
| ||||||||||||||||||||||||||
6 | Домашнее задание | Сл.19 Д.з. Повторить тему «Африка» п.24-29, подготовиться к проверочной работе 1.Географический диктант (повторить номенклатуру) 2.ФГП материка 3.Рельеф, климат, природные зоны (какие растения и животные в какой природной зоне) 4.Страны- столицы | Записывают д.з. |
| ||||||||||||||||||||||||||
7 | Рефлексия | Оцените свое личное отношение к уроку, заполните анкету | Заполняют анкету |
|
Приложения
1. Анкета
Оцените свое личное отношение к уроку, заполните анкету :
На уроке я работал (а) | активно/ пассивно | |
2 | Своей работой на уроке я | доволен (льна)/ не доволен(льна) |
3 | Урок показался мне | коротким / длинным |
4 | За урок я | не устал(а)/ устал(а) |
5 | Мое настроение | улучшилось/ ухудшилось |
6 | Материал урока был мне | понятным/ непонятным интересным / скучным легким / тяжелым |
7 | Домашнее задание кажется мне | интересным / неинтересным |
2. Презентация «Страны Южной Африки. ЮАР.»