Методическая разработка урока-экскурсии по географии
« Юный эколог» для 5-7 классов на базе лесопарка «Сосновка».
Учитель географии ГБОУ лицея № 150 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Веселова Татьяна Андреевна.
Цели урока:
1. Наблюдение за природными объектами в их естественной среде обитания.
2. Выявление взаимосвязей между природными объектами и явлениями.
3. Развитие коммуникативных навыков у учащихся в ходе организации групповой работы.
4. Формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование:
1.Цветные карандаши и маркеры.
2.План местности, компас.
3.Веревка.
4.Мешки для мусора, перчатки.
5.Альбомные листы для условных знаков.
Организация урока:
Урок может проводится в любом лесопарке. Я выбрала лесопарк «Сосновка», в связи с близостью его размещения от школы и наличием больших лесных площадей. Класс делится на команды по 5 человек, каждая команда придумывает себе название, девиз, эмблему и выбирает капитана.
Каждая команда получает свой участок лесопарка, выделяет его на плане местности, определяет границы своего участка.
Учитель проверяет правильность ориентирования команд в пространстве.
Урок проходит в 5 этапов.
1этап. Уборка территории от мусора.
Учащиеся внимательно изучают данный им участок местности.
Определяют происхождение и виды мусорных отходов, складывают мусор в пакеты и выносят его в отдельное место.
2 этап. Сбор эколого-географической информации.
Учащиеся определяют растительный состав леса, изучают его микрорельеф, ищут следы животных (белок, птиц).Определяют наличие или отсутствие грунтовых вод (если есть ключи или заболоченные участки), валунов и т. д. В ходе изучения территории учащиеся разрабатывают и изображают на отдельных листах условные знаки тех объектов, которые они там встретили.
3этап. Работа с планами местности.
На этом этапе учащиеся наносят на план местности свои условные знаки, определяют их нахождение на карте. Разрабатывают маршрут экскурсии.
4этап. Представление результатов деятельности.
Капитан каждой команды представляет результаты своей деятельности, члены команды рассказывают о своем исследовании, о новых объектах и условных знаках. Команда проводит экскурсию по своему участку.
5этап. Обобщение полученных знаний.
По окончанию урока можно обсудить с участниками следующие вопросы:
1. Какие типы взаимосвязей были выявлены.
2.Какие природные объекты запомнились больше всего?
3.Сколько условных знаков разработала ваша команда?
4.Насколько сильно был загрязнен ваш участок и почему?
5.Какой мусор встречался чаще всего и почему?
6.Что можно сделать для улучшения чистоты леса?
7. Какая экскурсия вам понравилась больше и почему?