Мусская Татьяна Михайловна,
учитель географии
МБОУ «СОШ № 53» г. Курска
Разработка урока географии
Целевая аудитория: обучающиеся 6-х классов.
Тема урока: «Водяной пар в атмосфере. Облака».
Место урока в планировании: 9 урок в теме «Атмосфера».
Цель урока: на основе полученных ранее знаний обеспечить осознание и осмысление обучающимися новой информации; создать условия для стимулирования познавательной активности, развития коммуникативных компетенций средствами кейс-технологии.
Задачи:
— закрепить понятия «Атмосфера», «Абсолютная, относительная влажность».
— показать особенности образования различных видов облаков;
— стимулировать развитие эмоциональной сферы и творческих способностей обучающихся;
— воспитывать организованность, стремление рационально использовать время;
— расширять географический кругозор,
— способствовать формированию целостной географической картины мира на основе межпредметных связей.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные (использование презентации, демонстрации), практические (самостоятельная работа с материалами кейса).
Технологии обучения: элементы кейс-технологии.
Программно-методическое обеспечение:
—Программа«География 6-9 классы». Сост. Е.В. Овсянникова.— М: « Дрофа»,2009.
— Рабочая программа «География. Начальный курс». Составитель – Мусская Т.М.
— Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География: Физическая география», — М.: ООО «Русское слово», 2012 г.
— Атлас .География. 6 класс. — М.; Дрофа; Издательство ДИК. Редакторы Е.А. Ильина, С.А. Ильина.
— ЭОР: мультимедиа презентация.
Оборудование:
— Мультимедиа оборудование (проектор, экран).
— Раздаточный материал (кейс)
Ход урока
-
Организационный момент
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Приветствие.
Подготовка обучающихся к работе, создание оптимальных условий для решения учебных задач, достижения цели урока.
Проверка готовности к уроку.
-
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
-
Формулировка целей урока.
Деятельность обучающихся | |
Жил на свете мальчик, ваш ровесник. Рос он в обычной семье. Ничем от своих сверстников не отличался. Разве что тем, что очень любил птиц. Ежедневно в определенный час он выходил на улицу с пакетом, полным корма.Птицы привыкли к нему и слетались в положенный час со всей округи. Он наблюдал за полетом птиц, мечтая вот так же как они, взмыть в небеса. Прошли годы… Мальчик вырос, но мечту свою он так и не забыл. Она нашла отражение в его творчестве. (картины Куинджи) Перед вами работы замечательного художника Архипа Куинджи. Какова тема его работ? Он создал целый цикл картин на тему «Облака» Вспомните себя в детстве, наверняка вы, глядя в небо, задавались вопросом: что же такое облака и из чего они состоят? Почему они приобретают такие интересные очертания? Куда они спешат? На сегодняшнем уроке мы ответим на все эти вопросы с точки зрения географии. Запишем число и тему урока. Давайте сформулируем цель урока.
Изучением облаков занимаются ученые-метеорологи. Мы сегодня «примерим» на себя их профессию и займемся серьезным исследованием. |
Запись числа и темы урока в тетрадь.
Обобщают имеющиеся знания по теме «Атмосфера» |
-
Первичное усвоение новых знаний
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Объяснение нового материала.
На предыдущем уроке мы говорили о том, что воздух содержит определенное количество водяного пара.
Как зависит влажность воздуха от его температуры? Что произойдет с влагой, содержащейся в воздухе при понижении его температуры? «Лишняя» влага выделяется из воздуха в виде мельчайших капелек воды.
Процесс превращения водяного пара в капельки воды называется конденсацией.
Это явление вы можете наблюдать ранним прохладным летним утром, когда над рекой стелется пелена тумана.
Водяной пар не всегда конденсируется у поверхности. Воздух, содержащий водяной пар, нагреваясь, поднимается вверх.
Как изменяется температура с высотой?
Воздух охлаждается, водяной пар превращается в капельки воды, но уже на высоте. Если температура на высоте ниже нуля, то пар превращается в кристаллики льда. Так образуются облака.
Сформулируйте определение «облака».
Есть облака, похожие на скопления ваты, есть те, которые напоминают легкое птичье перышко, или сплошное серое одеяло.
Почему они отличаются по внешнему виду?
Как образуются?
Почему те самые облака «из ваты» вы не увидите на небе зимой?
Ответы на эти вопросы вы найдете в материалах кейса «По дороге с облаками».
Организация работы с материалами кейса.
Перед вами на партах в файлах лежит разнообразный материал, описывающий характеристики облаков. Но материал весь перемешался. Ваша задача как опытных ученых-метеорологов восстановить «правильный» портрет каждого вида облаков. При этом в таблице вы должны их расположить снизу вверх (от низкого яруса до самого высокого).
По описанию определите, какая из иллюстраций подходит под каждый вид облаков. А также выберите основные их характеристики и внесите в таблицу. Поможет вам легенда «Спор облаков».
Проверим результаты вашей работы.
2 человека, работавшие с большой схемой выходят к доске, остальные проверяют правильность заполнения таблиц.
Помимо основных видов, которые мы рассмотрели, выделяют еще смешанные виды облаков.
А теперь интересные факты из жизни облаков.
(дополнительный материал)
Физкультминутка.
Слушают объяснение учителя
Актуализация знаний
Формулировка понятия, запись в тетрадь.
Работа с кейсом.
Составление сводной таблицы «Виды облаков»
Презентация результатов работы с кейсом.
Анализ схемы
-
Первичное закрепление
Деятельность обучающихся |
1 вариант
«Облако тегов»
2 вариант
Узнать вид облаков по описанию или рисунку.
-
Оценка работы обучающихся на уроке. Выставление отметок.
-
Информация о домашнем задании
Деятельность обучающихся | |
Сообщение домашнего задания Д/З. Параграф 22. Подобрать загадки, стихи про виды осадков: снег, дождь, иней, град и т.д. | Запись домашнего задания в дневники. |
-
Рефлексия (1 мин).
Деятельность обучающихся | |
1 вариант. Подведем итоги урока: — Что нового мы узнали? — Чему мы научились? — Какие эмоции получили в ходе урока? Вспомним сформулированную нами цель урока? Достигли ли мы ее? 2 вариант (основан на методике «Цветовая диагностика») Ребята, перед вами – набор облаков разных цветов. Каких? Почему именно эти цвета вы видите перед собой? Подумайте и поднимите облако того цвета, который вам сейчас больше всего нравится. Цвет отражает эмоциональное состояние ребенка:
Спасибо за работу на уроке. До свидания. | Осознание степени достижения цели урока, личностных результатов. |