Дата : _______г. Класс: 9 Предмет: география Учитель Коржуева Т.В.
Тема: Япония: население, культура, обычаи и традиции.
Цель: Обучающиеся узнают о населении, культуре, обычаях и традициях Японии.
Задачи :
образовательные: Закрепление полученных знаний о географическом положении ,рельефе, природе Японии . Формирование наглядно-образного представления о населении, культуре, обычаях и традициях Японии.
коррекционно — развивающие : Коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности, коррекция и развитие личностных качеств учащихся.
воспитательные : Формирование положительного восприятия элементов культуры другого народа (произведения изо, музыки и др.); Создание условия для воспитания географической культуры учащихся, формирование у учащихся правил коллективной и индивидуальной работы на уроке.
Тип урока: комбинированный
Основные знания: Япония, Токио, монархия, иероглифы, убранство в японском доме, икебана, национальная одежда женщин, традиционная еда , достопримечательности Токио, император .
Понятийные значения на уроке: иероглиф, татами, икебана, кимоно, каллиграфия, сумо, айкидо, карате, дзюдо,
Оборудование: учебник, физическая карта мира, глобус, предметы обихода, раздаточные материалы, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Япония», запись японской музыки, фрагмент видео-урока «японский журавлик».
Технологии: личностно-ориентированная, компьютерная (новая информационная) , игровая, здоровьесберегающая, индивидуально-дифференцированная, технология мастерских.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекционная работа | |
1.Организация начала урока
Цель : подготовка учащихся к работе на уроке.
| Организация внимания: Звучит лирическая японская музыка. Приветствие детей. Проверка готовности к уроку. -Мы продолжаем изучать удивительную страну, которую. называют очень странно – «страна-наоборот». И для этого есть все основания. — О какой стране идет речь? Вы догадались?(Япония) — И сегодня мы еще больше узнаем о ней интересного и увлекательного.( первичное целеполагание)
|
Приветствуют учителя
готовят рабочее место
слушают музыку
отвечают на вопрос |
Коррекция устойчивости внимания.
Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
2.Проверка домашнего задания.
Цель : установить правильность и осознанность выполнения д/з, определить типичные недостатки, устранить их в ходе проверки, обнаружение пробелов в знаниях. | Части: Разноуровневые задания. 1.уплотненный опрос(сочетание индивидуального, устного и письменного). 1группа-(2чел-ка)у доски-по физической карте мира. Рассказать и показать географическое положение Японии, опираясь на слова-подсказки.(на доске) По глобусу(с места)-рассказать о рельефе Японии. 2группа-(2чел-ка)- составить рассказ, вставляя нужные по смыслу слова. Карточка №1. Климат в разных частях Японии неодинаковый. На севере зимы ________________________ . На востоке, юге страны – зимы _____________. Лето _____________ __________________, потому что холодному воздуху мешают проникновению на юг __________ .С середины августа по октябрь приходят тайфуны. Они приносят ______________с сильными _______ . В Японии тёплый и влажный климат. Из растений можно встретить: ___________________________________________________________________________________ В лесах обитают звери:
Карточка №2 В Японии хорошо развита промышленность. В ней производят:____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________.Во всём мире известны японские фирмы:_____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________. Япония занимает 3 место в мире по улову ____________, добыче ………..продуктов и их потреблению. Проверка выполнения задания.(взаимообмен в парах) 3группа(2-чел-ка)-карточки. (глобус) Карточка№1 Географическая задача: Приведите примеры континентальных государств: -Азии -Европы островных государств: -Азии Карточка№2 Найди страну и назови столицу: Китай Великобритания Россия Япония Итог выполнения д/з. Оценки.
|
У доски, по карте рассказывает, показывает геогр. объекты. С места, по глобусу, рассказывает.
Обучающиеся выполняют задания.
Работают в парах, проверяя друг друга. Выставляют оценки друг другу.
По глобусу называет географические объекты.
По карте, у доски показывает географические объекты.
|
Коррекция пространственного восприятия(расположение, объектов на карте, глобусе)
Коррекция мышления, путём упражнений в анализе и синтезе, речи.
Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция пространственного восприятия ,восприятия физической карты, глобуса
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
|
3. Актуализация знаний
Цель : установить уровень усвоения материала /предыдущих знаний, знаний по теме ; привлечь внимание и вызвать интерес к теме. | 1.Проблемный вопрос о вещах, взятых на урок ( палочки, ветка сакуры, веер, статуэтка японки в кимоно) —Посмотрите на предметы лежащие на моем столе. Как вы думаете зачем они здесь? Какое отношение они имеют к нашему уроку? -да они имеют отношение к нашей теме ,а какое ,вы мне надеюсь ответите в конце урока более точно.
2.Сообщение темы и цели урока:
-Тема урока: «Япония: население, культура, обычаи и традиции». Цель урока: узнать особенности населения – его культуру, традиции, обычаи, быт. | Дети слушают учителя.
Смотрят демонстрацию вещей.
Отвечают на вопросы учителя. |
Коррекция и развитие устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение |
4.Физминутка/ Под японскую музыку. «оригами,каллиграфия» Цель: смена деятельности; снятие напряжение мышц спины, плечевого пояса, кистей рук/ отдых для глаз, снятие напряжения. | -(включение обучающего видео) 1группа: -В Японии есть древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Давайте мы с вами станем на несколько минут японскими мальчишками и девчонками и попробуем овладеть этим искусством. Я предлагаю вам из листов цветной бумаги сложить журавлика оригами.
-А о какой японской традиции мы уже знаем, что символизирует журавлик? 2группа: рисуют японский иероглиф.(счастье)
-Каллиграфия — самый распространенный вид искусства. Это — национальное пристрастие, общая эстетическая натура, воспитанная у японцев с самых малых лет. Итог. |
Рассказывают о японской девочки, которая пострадала во время атомной бомбардировки в 1945г.
Делают бумажного журавлика.
Рисуют иероглиф. |
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Коррекция и развитие кистей мелкой моторики рук.
|
5.Сообщение нового материала
Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе ,правиле, явлении и т. п.
| 1.Чередование рассказа и беседы. Проблемный вопрос: —Что такое культура? обычаи? традиция? -1 слайд. Словарная работа : культура-это….. Обычаи-это…. Традиция –это…. Итог: -и сегодня мы познакомимся с обычаями, культурой и традициями Японии. 2слайд-императорская семья. Рассказ учителя о форме государственного правления в Японии. 3слайд- Словарная работа: иероглиф. Рассказ о письме в Японии. 4слайд.-Япония –страна древней культуры. Рассказ об отношении японцев к друг другу. 5слайд.- в японском доме. -Расскажите о внутреннем убранстве традиционного японского дома. Свой рассказ начните со слов «В традиционном японском доме….» (рассказ по картинке) Словарная работа: та-та-ми -Как относятся японцы к природе? 6 слайд.- Икебана.-рассказ об искусстве составления цветов. Программированное задание-Словарная работа.( на слайде)
Прочитай названия растений, которые растут в Японии: Лиственница, японский кедр, бук, липа, клен, береза. Выделенные буквы выпиши. Так называется японское искусство составления букетов.—и-ке-ба-на -какое слово получилось? -Так называется японское искусство составления букетов. 7слайд-Кимоно. Рассказ о национальной одежде японцев. демонстрация куклы. Словарная работа: ки-мо-но 8слайд-«Японская кухня». (демонстрация палочек) — Расскажите о традиционной еде жителей Японии, опираясь на картинку. Как вы думаете что составляет основу японской кухни?(рис) Работа с текстом учебника:-Найдите в тексте абзац(с.184) , в котором говорится о японской кухне. 9слайд-Традиционные виды спорта.( сумо, дзюдо, карате, айкидо). -Какие традиционные японские виды спорта вы знаете? 10слайд- Национальный театр ,поэзия. Рассказ учителя. 11слайд-таблица «Средняя продолжительность жизни в некоторых странах мира» Программированное задание: (по таблице) -Сравните уровень продолжительности жизни в разных государствах. -Где самая высокая продолжительность жизни? (Япония) -Сколько в среднем живет японский мужчина ,японская женщина? Вывод-В Японии самая высокая в мире продолжительность жизни. 12 слайд-«Токио-достопримечательности». Чтение абзаца. -Найдите в тексте последний абзац (с 184) и прочитайте о достопримечательностях Токио. -Назовите главные достопримечательности города?
|
Отвечают на вопросы.
Читают со слайда.
Слушают р-з учителя.
Рассказывают по картинке.
Отвечают на вопрос.
1 ученик у доски записывает слово.
Смотрят картинку, куклу. Читают словарное слово.
Отвечают на вопросы
Выборочное чтение-1ученик.
Отвечают на вопросы
Сравнивают, делают вывод.
Выборочно читают.
Отвечают на вопрос. |
Коррекция устойчивости внимания.
Коррекция ,обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Коррекция внимания(объем и переключение).
Коррекция зрительного и слухового восприятия.
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. |
6. Закрепление полученных знаний.
Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уч-ся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. | 1.Беседа —А теперь давайте повторим японские слова, с которыми мы познакомились сегодня уроке. Дети вспоминают их значение.(на доске) -Возвращение к проблемному вопросу о вещах с начала урока.(ветка сакуры, японская кукла, палочки, веер) Вывод: это вещи имеют большое значение для каждого японца. Это неотъемлемая часть их культуры, традиций. 2.Практическая работа -Итак, ребята, вы услышали и узнали очень многое об этой удивительной стране, о жизни японцев, их традициях, культуре и увидели другую сторону их жизни. —И последний этап нашей работы – «Блиц-турнир», вопросы для закрепления. —У вас лежат карточки с заданиями ,вы быстро ответите на них, поменяетесь карточками и выставите оценку, положите свои карточки на стол , а я их проверю.
Итог. |
Отвечают о взаимосвязи продемонстрированных вещей
Выполняют практическое задание |
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.
Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
|
7.Подведение итогов урока, оценивание обучающихся.
Цель : сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке. | — Вывод: Ребята мы с вами закончили ,надеюсь, увлекательное путешествие по Японии. Я думаю , что пробудила у вас большой интерес к Японии и японцам , к их образу жизни, традициям, культуре и вызвала у вас симпатию. Я очень хочу, чтобы вы тоже были вежливы и уважительны в отношениях с другими людьми. Были верны своему слову или обещанию. Любили свою родину, семью, работу. Были трудолюбивыми и тогда в жизни у вас будет всё хорошо. Рефлексия. (Подведение итогов занятия). Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задание… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось… Я научился… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось… -Получают оценки за урок (с обоснованием). — Благодарность за работу и участие. -Д/з. стр.183-185(чит.,отв.на в-с-№2) 3группа-(для любознательных.)
|
Принимают участие в рефлексии.
Читают фразы, дополняют.
Записывают д/з. |
Коррекция эмоционально-волевой сферы |