Урок путешествие «Краснокнижные и лекарственные растения Кокпектинского района» (8 класс)

(Региональный компонент)

В.Г. Овчинников, учитель географии КГУ «Миролюбовская средняя школа Кокпектинского района Вост.Каз.Обл

Цель: Образовательная – дать знания о редких, исчезающих и лекарственных растениях Кокпектинского района, местах их произрастания.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации: групповая.

Оборудование: интерактивная доска, таблицы лекарственных растений, дополнительная литература.

Подготовка к восприятию материала.

-предварительная раздача ученикам материала о краснокнижных и лекарственных растениях района и подготовка сообщений.

-ознакомление учащихся с картой района.

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие. Объяснение целей урока.

2. Подготовка к восприятию материала. (Показ слайдов природных ландшафтов Кокпектинского района).

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, на котором мы совершим виртуальное путешествие по различным ландшафтам нашего района. Но путешествие это будет особым, потому что в ходе его мы познакомимся со многими растениями, которые являются не только редкими, но и лечебными. Мало кто из вас знает о лечебных свойствах многих из них. В нашей местности вы видели сразу несколько природных зон. По долинам речек и ручьёв флора лесостепей, где произрастает растительность присущая этой зоне. На равнинах района вы окажетесь в степной зоне с её разнотравьем. В сторону реки Иртыш, простираются полупустыни со скудной растительностью. У побережья реки настоящая пустыня с мелким желтоватым песком. Здесь можно увидеть небольшие песчаные гряды с бегающими по ним ящерицами «круглоголовками». И конечно же ребята, вы встретите на своём пути растения, характерные для этих ландшафтов.

Слово предоставляется первой группе, которая расскажет о лекарственных растениях берёзовых и осиновых колок.

Учащиеся излагают заранее подготовленные сообщения, показывают слайды мать и мачехи, подорожника, зверобоя, кровохлёбки, пижмы и других. Рассказывают об их лекарственных свойствах местах произрастания. Один из учеников обобщает материал.

Слово предоставляется второй группе. Учащиеся подготовили интересный материал о степной зоне, простирающейся к юго-западу нашего района. Они рассказали о таких растениях степи как люцерна жёлтая, шалфей степной, хвощ полевой, таволга городчатая. Раскрыли их лекарственные свойства и подвели итог своему выступлению.

Слово предоставляется третьей группе. Их задачей было исследовать растительность полупустынной и пустынной природных зонах, которые простираются на юга- востоке Кокпектинского района, вблизи реки Иртыш. С этой задачей группа справилась успешно. Учащиеся не только подготовили сообщения и слайды, но и сделали гербарии некоторых растений. Это овсяница бороздчатая, чий блестящий, тюльпан Шренка, ковыль волосатик, полынь белоземельная, мортук восточный, Мятлик луковичный и другие. В завершении обобщили своё выступление.

И вот настала очередь четвёртой группе поделиться своим материалом о травах предгорных ландшафтах, находящихся в северной части района. Ребята рассказали, что это самые красивые места с их богатым растительным миром. Здесь можно встретить не только большое разнообразие лекарственных трав, но и редких краснокнижных. Учащиеся показали слайды и рассказали: о редком Марьиным корне, сон траве, купальнице алтайской, первоцвете холодном, фиалке алтайской и о других. Ребята сделали сообщение, что вблизи озера Маркаколь жестоко уничтожается Марьин корень местными жителями и продаётся в Китай. И хотя принимаются все меры по охране, из-за большой территории проследить за этим очень трудно. В заключении группа подвела итог своему выступлению.

Учитель: Молодцы, все учащиеся сегодня хорошо работали, а чтобы вы закрепили услышанное и увиденное, сейчас впишите в контурную карту нашего района те растения, названия которых вы услышали. Распределить их нужно строго в соответствии мест произрастания. Затем поменяйтесь работами и проверьте друг друга, а я зачитаю правильные ответы. У кого всё правильно или одна ошибка- оценка «5», две-три ошибки «4», четыре-шесть ошибок «3» и более «2».

Подведение итогов урока:

Итак, сегодня мы совершили увлекательное виртуальное путешествие по родному краю. Все вы хорошо поработали над материалом, и по итогам закрепления темы урока я вижу, что все справились с заданием на «хорошо» и «отлично». С ваших слов урок путешествие вам очень понравился, и в дальнейшем мы будем проводить такие занятия чаще. Спасибо за урок. Запишите домашнее задание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here