Конспект открытого урока географии в 7-м классе по теме:
«Африка,далёкая, но знакомая…» (Природа)
Тема урока: природа Африки.
Цели:
— обобщить знания по теме « Природа Африки», углубить их;
— развивать интерес к изучаемому материку;
— совершенствовать умение применять полученные знания в новой ситуации;
— развивать коммуникативные умения.
Оборудование:
Шаблон – контур Африки ( на доске), задания карточки группами, «палитра помощи»:
Атласы для 7-го класса (4 шт.), учебники географии ( 7- й класс – 4 шт.), настенная физическая карта Африки, жетоны- «краски», заголовок Далёкая, но знакомая…», задание –тест для каждого ученика.
( Подготовительная работа: учащиеся по желанию формируют 4 группы, выбирают капитана.)
Ход урока:
-
Организационный момент: приветствие, явка на урок, готовность к уроку.
-
Сообщение темы и задач урока:
Мы с вами изучаем один из южных материков – Африку. Африка находится далеко от нас, поэтому её можно назвать далёкой, но не знакомой для вас она уже не является. Мы познакомились с природой этого материка и сегодня подведём итоги нашей работы, чтобы перейти к изучению стран Африки, населения и его хозяйственной деятельности.
Сегодня мы с вами поиграем – будем художниками, будем рисовать «портрет Африки».
Помогут создать портрет полученные вами знания.
-
Подготовительный этап ( знакомство с условиями игры).
— Группы, на которые вы разделились будут творческими группами художников. Но будет одно условие: « портрет» будет необычный – коллективный и рисовать его будем по частям. Для этого условно разделим наш «эскиз» (шаблон- контур Африки на доске) на части: Северная Африка, Южная Африка, Западная Африка и Центральная Африка и Восточная Африка.
Каждый штрих или мазок «красками» — это задание. Красок пока нет, их надо «заслужить, заработать». Цветные жетончики (за правильно выполненное задание) будут « красками».
Но есть ещё один нюанс: в нашей «студии» есть уголок, где я поместила «палитру», там есть помощники: атласы, карта, учебники. Старайтесь не прибегать к «палитре», но если без нее не обойтись, направляйте своего товарища, но за это он забирает с собой штрафную «краску» — белый жетон.
— А теперь определим участие каждой группы в общей работе: капитаны команд вытянут название «объекта изображения» — части Африки. (Объявить, показать выбранную часть на шаблоне – контуре на доске).
-
Игра: конкурс «художников»-географов.
Задание 1.
Выберите свою ( соответствующую вашей части материка) крайнюю точку и её координаты. ( В конвертиках названия крайних точек Африки и географические координаты). ( Выбирают и прикрепляют на контур Африки на доске).
Задание 2.
Выберите из конвертика названия объектов, характеризующих береговую линию ВАШЕЙ части материка. ( выбирают и прикрепляют на контуре на доске).
Задание 3.
Какие из предложенных объектов рельефа расположены в ВАШЕЙ части материка? « Нарисуйте» их. (Прикрепляют на контур « силуэты» объектов рельефа и их названия.)
Задание 4.
Вспомним и «нарисуем» водные объекты ВАШИХ частей Африки.
(Рисуют фломастерами реки, озера, прикрепляют таблички с названиями, выбранными из предложенных в конвертах).
Задание 5.
Ребята до этого задания мы выполняли лишь «наброски» к портрету. Сейчас начинается сложнейшая работа. Каждая группа «художников» получает задание, выполнение которого требует вспомнить изученное о климате Африки. (Раздаю конверты с заданиями).
Задание 6.
«Заселим» материк. Каждая группа получает текст с описанием природной зоны. Необходимо узнать, выбрать название из предложенных. Выбрать картинки животных, обитающих в данной природной зоне, прикрепить на «портрет».
Каждое задание выполняется в группе; выбирается ученик – художник, который выходит к доске, «рисует» нужное и комментирует. За каждое задание ( выполненное верно) группа поощряется «краской» — жетончиком определённого цвета ( каждой команде – свой цвет, но почему так – пока не знают).
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
А:
— Изменилось ли что-то на доске? Наш первоначальный набросок превратился ли в портрет? Появилось ли «лицо» у материка?
— А теперь посмотрите на ваши жетончики. Какого они цвета? Давайте добавим красок к портрету.
Каждая группа вспоминает ЧТО же в Африке «ВАШЕГО» цвета?(Жетончики выдавались зелёные, жёлтые, коричневые, красные).
Б:
— А теперь последний штрих – каждый ставит свой «автограф» к портрету. Посмотрим, оправдаем ли название «Далёкая, но знакомая…». Ваши «автографы» останутся в тесте. Каждый подписывает свой листочек с заданием, читает вопросы, выбирает верный ответ, подчёркиваете его.
Постарайтесь выполнить до звонка; каждый выполняет сам. Думаю, наша игра вам поможет успешно справиться с этим заданием.
Задание твой «автограф». (Ответь без карты на следующие вопросы, подчёркивая верный ответ):
Красное море омывает Африку с севера или севера-востока?
Остров Мадагаскар находится от Африки на юго-востоке или юго-западе?
Какое озеро расположено севернее – Чад или Виктория?
Какое озеро восточнее – Виктория или Танганьика?
Какое течение южнее – течение мыса Игольного или Мозамбикское?
Конго впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
Что расположено севернее – Восточно – Африканское плоскогорье или Эфиопское нагорье?
Гвинейский залив омывает западное или восточное побережье Африки?
Общее течение Нила на север или на северо- запад?
Замбези впадает в Гвинейский залив или Мозамбикский пролив?
Водопад Ливингстона находится на р. Замбези или р. Конго?
Какая река находится западнее – р. Нигер или р. Нил?
Какое нагорье расположено севернее Ахаггар или Эфиопское?
Какое озеро глубже – Виктория или Чад?
Горы Атлас находятся на северо – западе или на юго- востоке материка?
Приложение 1:
Задание – 1.
Выберите СВОЮ крайнюю точку и соответствующую ей координату:
-
– мыс Альмади а – 35 ю.ш.
-
– мыс Игольный б – 51 в.д.
-
– мыс Бен Сека (Рас – Энгела) в – 17 з.д .
-
– мыс Рас- Хафун г – 37 с.ш.
Задание – 2.
Выберите объекты, характеризующие береговую линию вашей части материка:
а- Гвинейский залив д- Красное море
б- Атлантический океан е- Мозамбийский пролив
в- Индийский океан ж- Средиземное море
г- Гибралтарский пролив
Задание- 3.
Какие из объектов рельефа расположены в вашей части Африки:
Атлас, вулкан Камерун, Драконовы горы, Эфиопское нагорье, нагорье Тибести, вулкан Килиманджаро, Капские горы, Восточно-Африканское плоскогорье, нагорье Ахаггар.