Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

с углубленным изучением отдельных предметов

г. Благовещенск

Открытый урок математики

в 3Д классе

по теме «Линейные и столбчатые диаграммы»

( программа «Школа 2100» по учебнику математика под редакцией Т.Е. Демидовой)

Учитель: Куренкова Ирина Валентиновна

Категория слушателей: учителя города Благовещенска

Дата проведения: 28 ноября 2013г.

Цели:

1.Познакомиться с понятиями «линейные», «столбчатые» диаграммы.

2.Научиться читать и записывать информацию с помощью линейных и столбчатых диаграмм (уточненной модели).

3.Развивать умение называть и сравнивать значения величин.

I. Организационный момент.

II.Разминка для ума (работа в парах).

— Используя части модели круга, придумайте математические задания. (Оборудование: 1ряд модель круга зеленого цвета, разделенного на 4 доли и модель круга желтого цвета, разделенного на 3 доли ;

2 ряд: модель фиолетового цвета из 5 долей, модель розового цвета из 6 долей;

3ряд: модель зеленого и фиолетового цвета)

(Предполагаемые задания , придуманные детьми:

  • собрать модели кругов

  • записать доли (дробные числа)

  • сравнить дроби

III. Актуализация знаний.

10 ДНЕЙ

солнце

? дней

— Какую информацию несет данная графическая модель?

— Что можно сказать об отрезках на схеме, какой каждый

из них? (единичный)

— Сформулируйте задачу .

-Каким действием будем решать?

-Какой это может быть месяц?

( на доске модели круга)

— Можем ли мы перенести информацию на модель круга?

— Какую информацию надо перенести , чтобы сформулировать

задание?

IV. Постановка проблемы.

— Посмотрите на фенологический календарь, который вы ведете.

— Сколько солнечных дней было в сентябре? (9 дней)

— Пасмурных дней? (10 дней)

— С переменной облачностью? (11 дней)

— Можно ли эту информацию перенести на модель круга? (нет)

— Почему? ( количество дней разное)

— Как отобразить графически данную информацию?

( предположительный ответ: при помощи отдельных линий, отрезков)

9 дней

10 дней

11 дней

— Есть еще какие- либо предположения?

V. Сообщение темы урока.

— В математике существуют уточненные общепринятые модели для записи информации величин.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом математических моделей, несущих информацию.

1 слайд.

— Какова цель урока? (высказывание детей).

— Кто из вас знает, что обозначает слово диаграмма?

2слайд.

VI. Работа с учебником (II ч. С.2 №1)

а) чтение текста

— Можете ли вы рассказать с помощью рисунка кто победил?

— Проверьте по таблице задания №2 учебника.

б) Как можно назвать этот рисунок, выполненный при помощи линий?

-Действительно — это модель линейной диаграммы, имеющей общепринятый вид.

VII. Выведение алгоритма построения диаграммы.

1.Какая геометрическая фигура изображена синим цветом?

— Какой первый шаг? (построить прямой угол)

2.Что отмечено на вертикальной стороне угла? (единичный отрезок)

— Каким он может быть по величине? (1клетка, 1см …)

-Какой 2 шаг? (откладываем на вертикальной стороне угла единичный отрезок)

3. Какую информацию несут точки и буквы на горизонтальной стороне угла? (начальные буквы номеров участников)

— 3 шаг? (отложить на одинаковом расстоянии точки, записать буквы)

4. Что надо провести вертикально? (соответствующие отрезки)

-4 шаг — провести вертикально отрезки

5. Для чего нужны пунктирные линии?

5 шаг – провести пунктирные линии.

Прочитайте алгоритм построения в учебнике. Так мы с вами рассуждали?

4слайд.

VII. Работа над понятием « столбчатая диаграмма».

— Посмотрите на диаграмму в учебнике на с.3

5 слайд.

— Почему ее так назвали?

VIII. Практическая работа в парах (по выбору) на заготовленных учителем листах в клетку с построением прямого угла (системы координат)

а) построение диаграммы «сентябрьские дни»

б) диаграммы социологического опроса на темы:

— любимые сладости

-любимые предметы

— марки машин

IХ. Итоги построения диаграмм (листы с работой вывешиваются на доску).

Сравните диаграмму « сентябрьские дни»

6 слайд.

Х. Итог.

— Что узнали нового? Чему научились.

ХI. Домашнее задание (по выбору):

а) построение диаграммы оценок

б) построение диаграммы социологического опроса на любую тему

в) с.3, №3 (учебник)

7 слайд

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here