Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Козловская основная общеобразовательная школа»
Руднянского муниципального района Волгоградской области
Тема урока: « Австралия. Географическое положение. История открытия. Рельеф». География 7 класс
Учитель: Родгамель Тамара Николаевна
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Физическая карта, школьные атласы, контурные карты, учебник по географии, рабочая тетрадь к учебнику использование ПК для показа презентации.
Методы: частично – поисковый, репродуктивный.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цели урока:
Образовательная:
-
познакомиться с особенностями физико-географического положения материка;
-
изучить историю открытия и исследования Австралии;
Развивающая:
-
развитие умений работать по типовому плану описания ФГП материка;
-
развитие умений находить нужную информацию в картах атласа, учебнике и на основе этого делать соответствующие выводы;
-
развитие умений самостоятельно отвечать у карты;
Воспитательная
-
формирование толерантного отношения друг к другу.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Мы с Вами закончили изучение Африки и переходим к изучению нового материка.а какого. вы сейчас узнаете.
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там, в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды,
(Они в пустыне пропадают где -то).
Там в зарослях сады бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасают юг от северной жары.
Столица не имеет населения.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток на лондонском причале.
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.
Г. Усова
I Объявление темы урока« Австралия. Географическое положение. История открытия» (Слайд 1)
(запись темы в тетрадь)
2.Выделение задач урока: Как вы думаете: какие задачи необходимо решить сегодня на уроке?
познакомиться с ГП, историей открытия и рельефом Австралии, знать имена путешественников, научиться находить на карте объекты береговой линии, формы рельефа, полезные ископаемые, определять ГП, крайние точки (Слайд 2)
Учитель: какие выводы вы уже можете сделать по материку, который еще не изучали? (учащиеся называют особенности материка), учитель подводит итог:
а) Самый сухой и маленький материк 7,6 млн. км.2, за небольшие размеры его называют материком-островом. (Слайд 3)
б) Австралия – необычный материк по сравнению с нашей страной, там всё наоборот; на юге холоднее, чем на севере,
лето начинается в декабре, а зима в июне.
в) Целиком находится в южном полушарии.
г) Есть особенности и в освоении, т. к. Австралия дольше всех крупных земель планеты оставалась белым пятном.
д) Долгое время континент был, как бы оторван от исторических процессов, которые происходили в Африке, Европе, Азии, Америке, а в Австралии по-прежнему царил каменный век.
е) Там сохранились животные и растения, которые давно вымерли на других материках. (СЛАЙД 4,5,6 )
ж) Один материк – одно государство Австралийский союз.
з) Материк Австралия образовался из огромного материка Гондвана
3. Изучение нового
1)История открытия и исследования (подготовленный рассказ учащегося)
Учитель: слушая рассказ, записать в тетрадь фамилии исследователей.
Вывод учителя: Есть особенности и в освоении, т. к. Австралия дольше всех крупных земель планеты оставалась белым пятном.
2)Практическая работа по определению географического положения и нанесение основных сведений на контурную карту.
а) Используя план «Характеристика ГП материка» с. 344 и физическую карту Австралии, описать ГП континента.(устно по плану)
а) Определить координаты крайних точек: (каждому по одному)
3) Проверка: Проверьте правильность выполнения задания на экране. (Слайд 7)
Северная – мыс Йорк – 9ою.ш. 143ов.д.
Южная – мыс Саут-Ист-Пойнт – 39ою.ш. 147ов.д
Западная – мыс Стип- Пойнт – 28ою.ш. 113о в.д
Восточная-мыс.- 28о ю.ш 153 в.д.
4)Определите протяженность от крайних точек материка Австралии с С – Ю, З –В.(Слайд 8)
Комментарий учителя. Австралия — это огромная страна, простирающаяся с запада на восток почти на 4000 км, а с севера на юг — на 3700 км.
5) Рассмотреть береговую линию: заливы, полуострова, острова. Вывод: береговая линия слабо изрезана.
6)Отметить на контурной карте моря, заливы у берегов Австралии.
7) Рельеф
а) (рассказ учителя)
Рельеф Австралии сравнительно прост. В процессе развития материк испытывал поднятия, опускания и разломы. На профиле Австралия похожа на “блюдце”: западная и восточная части приподняты. На востоке расположены горы Большой Водораздельный хребет и самая высокая точка г. Косцюшко. На западе горы переходят в Центральную низменность.
Большую часть территории страны занимают обширные пустыни и низменные территории. Среди пустынь известны: Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория. На востоке от пустыни Виктория простирается полупустыня Большой Артезианский Бассейн. На востоке материка находятся сильно разрушенные, невысокие горы герцинской складчатости — Большой Водораздельный хребет с максимальной высотой на юге (гора Косцюшко, 2228 м; Таунсенд, 2209 м). Разломы и речные долины расчленяют горы на отдельные массивы. Вершины гор имеют куполообразную форму. Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные — более пологие. Австралия — единственный материк, где нет действующих вулканов и современного оледенения.
Самой низкой точкой Австралии является озеро Эйр (-20 м), площадь которого составляет около 15000 км².
Гора Косцюшко — высшая точка Австралийского континента. ( Слайд 10)
б) Самостоятельная работа на карточках.
Задание: Сравнить рельеф Австралии с рельефом Африки (черты отличия)
Учитель: Черты сходства: в рельефе обоих материков большое место занимают плоскогорья, в основе их залегают платформы; в составе одного материка Гондваны были; близко к поверхности подходят древние кристаллические породы.
Черты отличия
Африка |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объяснение: разная история формирования рельефа.
8)Самостоятельная работа по учебнику. Задание: какими полезными ископаемыми богата Австралия?
9)Вывод учителя:
Основное природное богатство страны — минеральные ресурсы. Обеспеченность Австралии природно-ресурсным потенциалом в 20 раз выше среднемирового показателя. Страна занимает 1-е место в мире по запасам бокситов (1/3 мировых запасов и 40 % добычи), циркония, 2-е место в мире (после Канады) по запасам урана (1/3 мировых). Страна занимает 6-е место в мире по запасам угля. Имеет значительные запасы марганца, золота, алмазов. У северо-восточных и северо-западных берегов в шельфовой зоне имеются незначительные месторождения нефти и природного газа.
4.Закрепление
а) Самостоятельная работа. Вставить пропущенные слова.
Очертание материка просты, берега_____ изрезаны. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название ______. Высшая точка Австралии ______ расположена в горах ______. Её высота равна ____ метров. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка ______, от которого она отделилась к концу мезозоя. Крайними точками являются _____.
5.Итог
Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились ещё с одним материком – Австралией. Древность большей части материка – один из ведущих факторов, который определяет своеобразие его природы, но это тема другого урока.
— Отметить самых активных.
( Слайд11.)
Домашнее задание: п.27, с.122-125 , подготовить сообщение о путешественниках.
Сравнить рельеф Австралии с рельефом Африки (черты отличия)
Африка |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оледенение |
|
|
Вставить пропущенные слова.
Очертание материка просты, берега _____ изрезаны. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более
чем на 2000 км тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название ______
Высшая точка Австралии ______ расположена в горах ______ . Её высота равна
____ метров. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка ______
от которого она отделилась к концу мезозоя. Крайними точками являются _____.