Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Козловская основная общеобразовательная школа»

Руднянского муниципального района Волгоградской области

Тема урока: « Австралия. Географическое положение. История открытия. Рельеф». География 7 класс

Учитель: Родгамель Тамара Николаевна

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Физическая карта, школьные атласы, контурные карты, учебник по географии, рабочая тетрадь к учебнику использование ПК для показа презентации.

Методы: частично – поисковый, репродуктивный.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомиться с особенностями физико-географического положения материка;

  • изучить историю открытия и исследования Австралии;

Развивающая:

  • развитие умений работать по типовому плану описания ФГП материка;

  • развитие умений находить нужную информацию в картах атласа, учебнике и на основе этого делать соответствующие выводы;

  • развитие умений самостоятельно отвечать у карты;

Воспитательная

  • формирование толерантного отношения друг к другу.


Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Мы с Вами закончили изучение Африки и переходим к изучению нового материка.а какого. вы сейчас узнаете.


Австралия – страна наоборот.

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там, в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды,

(Они в пустыне пропадают где -то).

Там в зарослях сады бескрылых птиц.

Там кошкам в пищу достаются змеи.

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасают юг от северной жары.

Столица не имеет населения.

Австралия — страна наоборот.

Ее исток на лондонском причале.

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия – страна наоборот.

Г. Усова

I Объявление темы урока« Австралия. Географическое положение. История открытия» (Слайд 1)

(запись темы в тетрадь)
2.Выделение задач урока: Как вы думаете: какие задачи необходимо решить сегодня на уроке?

познакомиться с ГП, историей открытия и рельефом Австралии, знать имена путешественников, научиться находить на карте объекты береговой линии, формы рельефа, полезные ископаемые, определять ГП, крайние точки (Слайд 2)
Учитель: какие выводы вы уже можете сделать по материку, который еще не изучали? (учащиеся называют особенности материка), учитель подводит итог:

а) Самый сухой и маленький материк 7,6 млн. км.2, за небольшие размеры его называют материком-островом. (Слайд 3)

б) Австралия – необычный материк по сравнению с нашей страной, там всё наоборот; на юге холоднее, чем на севере,

лето начинается в декабре, а зима в июне.

в) Целиком находится в южном полушарии.

г) Есть особенности и в освоении, т. к. Австралия дольше всех крупных земель планеты оставалась белым пятном.

д) Долгое время континент был, как бы оторван от исторических процессов, которые происходили в Африке, Европе, Азии, Америке, а в Австралии по-прежнему царил каменный век.

е) Там сохранились животные и растения, которые давно вымерли на других материках. (СЛАЙД 4,5,6 )

ж) Один материк – одно государство Австралийский союз.

з) Материк Австралия образовался из огромного материка Гондвана


3. Изучение нового

1)История открытия и исследования (подготовленный рассказ учащегося)

Учитель: слушая рассказ, записать в тетрадь фамилии исследователей.

Вывод учителя: Есть особенности и в освоении, т. к. Австралия дольше всех крупных земель планеты оставалась белым пятном.

2)Практическая работа по определению географического положения и нанесение основных сведений на контурную карту.

а) Используя план «Характеристика ГП материка» с. 344 и физическую карту Австралии, описать ГП континента.(устно по плану)


а) Определить координаты крайних точек: (каждому по одному)

3) Проверка: Проверьте правильность выполнения задания на экране. (Слайд 7)

Северная – мыс Йорк – 9ою.ш. 143ов.д.

Южная – мыс Саут-Ист-Пойнт – 39ою.ш. 147ов.д

Западная – мыс Стип- Пойнт – 28ою.ш. 113о в.д

Восточная-мыс.- 28о ю.ш 153 в.д.

4)Определите протяженность от крайних точек материка Австралии с С – Ю, З –В.(Слайд 8)

Комментарий учителя. Австралия — это огромная страна, простирающаяся с запада на восток почти на 4000 км, а с севера на юг — на 3700 км.

5) Рассмотреть береговую линию: заливы, полуострова, острова. Вывод: береговая линия слабо изрезана.

6)Отметить на контурной карте моря, заливы у берегов Австралии.

7) Рельеф

а) (рассказ учителя)

Рельеф Австралии сравнительно прост. В процессе развития материк испытывал поднятия, опускания и разломы. На профиле Австралия похожа на “блюдце”: западная и восточная части приподняты. На востоке расположены горы Большой Водораздельный хребет и самая высокая точка г. Косцюшко. На западе горы переходят в Центральную низменность.

Большую часть территории страны занимают обширные пустыни и низменные территории. Среди пустынь известны: Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория. На востоке от пустыни Виктория простирается полупустыня Большой Артезианский Бассейн. На востоке материка находятся сильно разрушенные, невысокие горы герцинской складчатости — Большой Водораздельный хребет с максимальной высотой на юге (гора Косцюшко, 2228 м; Таунсенд, 2209 м). Разломы и речные долины расчленяют горы на отдельные массивы. Вершины гор имеют куполообразную форму. Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные — более пологие. Австралия — единственный материк, где нет действующих вулканов и современного оледенения.

Самой низкой точкой Австралии является озеро Эйр (-20 м), площадь которого составляет около 15000 км².

Гора Косцюшко — высшая точка Австралийского континента. ( Слайд 10)



б) Самостоятельная работа на карточках.

Задание: Сравнить рельеф Австралии с рельефом Африки (черты отличия)

Учитель: Черты сходства: в рельефе обоих материков большое место занимают плоскогорья, в основе их залегают платформы; в составе одного материка Гондваны были; близко к поверхности подходят древние кристаллические породы.

Черты отличия



Африка


Австралия


Плоскогорья


Высота от 1000 до 2000м


Высота 500 -1000м


Низменности


Мало


Много


Горы


Высокие


Низкие


Вулканическая деятельность


Есть


Нет


Землетрясения


Есть


Нет


Соврем. оледенение


Есть в горах


Нет


Объяснение: разная история формирования рельефа.

8)Самостоятельная работа по учебнику. Задание: какими полезными ископаемыми богата Австралия?

9)Вывод учителя:

Основное природное богатство страны — минеральные ресурсы. Обеспеченность Австралии природно-ресурсным потенциалом в 20 раз выше среднемирового показателя. Страна занимает 1-е место в мире по запасам бокситов (1/3 мировых запасов и 40 % добычи), циркония, 2-е место в мире (после Канады) по запасам урана (1/3 мировых). Страна занимает 6-е место в мире по запасам угля. Имеет значительные запасы марганца, золота, алмазов. У северо-восточных и северо-западных берегов в шельфовой зоне имеются незначительные месторождения нефти и природного газа.

4.Закрепление
а) Самостоятельная работа. Вставить пропущенные слова.

Очертание материка просты, берега_____ изрезаны. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название ______. Высшая точка Австралии ______ расположена в горах ______. Её высота равна ____ метров. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка ______, от которого она отделилась к концу мезозоя. Крайними точками являются _____.

5.Итог

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились ещё с одним материком – Австралией. Древность большей части материка – один из ведущих факторов, который определяет своеобразие его природы, но это тема другого урока.

— Отметить самых активных.

( Слайд11.)

Домашнее задание: п.27, с.122-125 , подготовить сообщение о путешественниках.

Сравнить рельеф Австралии с рельефом Африки (черты отличия)



Африка


Австралия


Плоскогорья


Низменности


Горы


Вулканическая деятельность


Землетрясения


Современное

оледенение

Вставить пропущенные слова.

Очертание материка просты, берега _____ изрезаны. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более

чем на 2000 км тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название ______

Высшая точка Австралии ______ расположена в горах ______ . Её высота равна

____ метров. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка ______

от которого она отделилась к концу мезозоя. Крайними точками являются _____.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here