Конспект урока географии в 7 классе
по теме «Индийский океан»
Учитель географии
МБОУ «Многопрофильный
правовой лицей №8»
Блинова И.Л.
Тип урока – комбинированный урок.
Цель урока – создать условия и организовать работу учащихся по усвоению ими новых знаний по теме «Индийский океан», закрепить материал по теме «Тихий океан».
Задачи урока –
— образовательные — дать представление об Индийском океане, как географическом объекте, рассмотреть вопросы об особенностях природы (географическое положение, строение дна, климат, органический мир)
активизировать познавательную деятельность учащихся;
— воспитательные – формирование экологической культуры, расширение кругозора, эстетическое воспитание;
— развивающие — продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры. Формировать умения работы с текстом, картами.
Развивать мышление и творческие способности учащихся.
Формы работы — групповая, фронтальная, индивидуальная.
Дидактическое обеспечение –
-
физическая карта мира
-
учебник географии 7 класс. А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «Земля и люди» Москва «Просвещение» 2009.
-
географические атласы УМК «Сферы» 7 класс. Автор А. Кузнецов
Москва Просвещение 2003.
-
карточки-кружки зеленого, красного и желтого цветов
Ход урока
1 часть – организационная
Учитель приветствует учащихся.
2 часть – повторение домашнего задания по теме «Тихий океан»
При повторении домашнего задания учитель просит воспроизвести таблицу или схему, заполненную учащимися по вопросу «Использование океана».
Так же повторение домашнего задания учитель может организовать, используя контурные карты, используя тестовые задания в тетради –тренажере или провести письменный/устный опрос по вопросам – самый большой по площади, самый глубокий и т.д., для ответов на эти вопросы ученики должны привести доказательства.
Например, задание: привести доказательства того, что:
1 вариант 2 вариант
1)Тихий океан – 1) Тихий океан —
самый большой по площади; самый глубокий;
2)Тихий океан – самый теплый; 2)Тихий океан – самый богатый
органическим миром; и т.д.
3 часть – подготовка к изучению нового материала
Для каждого нашего урока подходят строчки данного небольшого стихотворения:
Нынче нам открыты все страны, континенты,
Поезжай и изучай местные моменты.
Города, пустыни, страны, реки, горы, океаны
Всё узнаешь не спеша, с географией дружа…
(http://www.dar.aaanet.ru/tvorch/works/stihi.shtml)
3 часть – формирование новых знаний
Учитель
Сегодня мы продолжим изучать нашу многоликую планету.
Из данного списка географических объектов необходимо выбрать те, которые относятся к изученным океанам – Атлантическому и Тихому:
1. Аравийское море 2. Карибское море
3. Полуостров Камчатка 4. Остров Исландия
5. Охотское море 6. Остров Шри-Ланка
7. Бенгальский залив 8. Берингово море
9. Остров Куба 10. Полуостров Индостан
Ученики отвечают, что объекты № 2,4,9 – относятся Атлантическому океану, а объекты №3,5,8 – к Тихому океану
Учитель
Используя физическую карту мира ваших атласов, определите местонахождение объектов №1,6,7,10.
Ученики находят данные объекты, указывая их местонахождение в Индийском океане.
Учитель
Работа с картой помогла нам определить тему нашего урока. Объектом изучения сегодня будет Индийский океан. Я предлагаю изучить этот океан в сравнении с уже изученными океанами. (Запись темы в тетради).
В дальнейшем по мере изучения нового материала ученики заполняют таблицу (по усмотрению учителя) или делают записи в тетради.
Отличия | |
1. Площадь океана |
|
2.Количество омываемых материков |
|
3.Расположение относительно экватора |
|
4. Связь с океанами |
|
5. Строение дна океана |
|
6. Глубины океана |
|
7.Климат |
|
8.Соленость |
|
9. Органический мир |
|
10.Использование человеком – д/з |
|
Проведем первое сравнение – по площади. В этом вам поможет и карта атласа, и текст параграфа 20 на стр.62 вашего учебника.
Ученики отвечают — 3-е место по площади (заполнение таблицы).
Учитель
А теперь назовите берега, каких материков омывает и не омывает Индийский океан, уточните количество морей, в каком полушарии находится его большая часть, при этом не забывайте сравнивать с Атлантическим и Тихим. Эту работу можно провести с помощью метода активного обучения «Светофор». На предложенные учителем утверждения (на интерактивной доске, слайдах презентации), ученики отвечают, поднимая карточки-кружки. Если утверждение верное – кружок зеленого цвета, если неверное утверждение — красного цвета, при этом необходимо дать правильный ответ. Если ученик сомневается, он может показать желтый кружок.
Примеры утверждений:
1. Индийский океан омывает Северную и Южную Америку.
2. Индийский океан омывает Африку и Австралию.
3. Индийский океан не омывает Антарктиду.
4. К Индийскому океану относится много морей.
5. Большая часть Индийского океана расположена в северном полушарии.
6. Индийский океан омывает Евразию с юга.
7. Индийский океан имеет широкое сообщение с Атлантическим и Тихим океанами.
После ответов учащихся учитель может внести информацию об отсутствии связи с Северным Ледовитым океаном, это тоже отличительная черта Индийского океана (заполнение таблицы).
Далее учитель обращает внимание учащихся на отличие Индийского океана в строении дна, и просит их уточнить с помощью текста параграфа и карты атласа (стр.4-5).
После озвучивания ученики заносят данные в таблицу, учитель помогает сформулировать ответ более кратко (заполнение таблицы).
С особенностями в строении дна связаны глубоководный желоб (Зондский), многочисленные небольшие острова, более ста действующих вулканов (один из них — Кракатау), частые землетрясения.
Затем учитель проводит физкультминутку, предлагая ученикам немного отдохнуть, расслабиться, восстановить внимание для дальнейшей работы.
Для того чтобы изучить вопрос о климате, учитель предлагает подумать над вопросом – почему Индийский океан называют океаном нагретых вод?
Ученики могут обратиться за помощью к тексту учебника, обсудить вопрос в парах и группах и выдвинуть свои версии. Учитель отмечает правильные ответы и предлагает записать еще одну отличительную черту Индийского океана – северная часть его намного теплее, чем южная. Очень теплыми являются Красное море и Персидский залив (температура воды 32-35 градусов) (заполнение таблицы).
Далее учитель просит вспомнить, чем еще названные объекты могут отличаться кроме высокой температурой воды, (в помощь карта солености или знак промилле). Вместе с учениками формулирует еще одну особенность — самую высокую соленость в Красном море – 42 промилле и в Персидском заливе – 39 промилле (заполнение таблицы).
Вопрос «Органический мир Индийского океана» учитель выносит на самостоятельное изучение и просит учащихся по тексту на стр.63 составить
вопросы и задать их одноклассникам. (Я называю этот прием работы «перекрестный опрос», ученик, которому задали вопрос – отвечает и задает свой вопрос, адресуя его другому ученику, тот, в свою очередь отвечает и задает свой вопрос другому и т.д.).
Примерные вопросы:
1. Какие обитатели распространены на мелководьях жарких поясов?
2. Назовите наиболее многочисленных рыб?
3. Что представляют собой мангровые заросли?
4.Кто составляет основную массу животных океана?
5. Кто обитает в прибрежных тропических районах?
6. Назовите обитателей холодных вод южной части океана. И т.д.
После этого ученики делают вывод о сходстве органического мира Индийского океана с Атлантическим и Тихим в соответствующих широтах (заполнение таблицы).
На этом вопросе учитель может сделать остановку и мобилизовать внимание учащихся на закрепление изученного материала. Оставшийся вопрос «Природные богатства и хозяйственное освоение» выносится на домашнее изучение, при этом учитель нацеливает на то, что ученики должны определить и в этом вопросе отличительную особенность Индийского океана.
При закреплении изученного материала учитель просит учеников представить, что они участники специального интервью и должны продолжить данное предложение: «Когда я слышу «Индийский океан», или когда я вижу на карте Индийский океан, я знаю, что он…., что в нем…, что на дне…и т.д., можно использовать микрофон (импровизированный), который передается по цепочке от одного к другому ученику или по желанию ответить (ученик поднимает руку).
Учитель
Ребята! Сегодня на уроке вы изучили еще один океан, и он стал для вас более понятен и открыт.
В завершении урока учитель отмечает активную работу учащихся (словесное поощрение, выставление оценок) и задает домашнее задание:
1. Параграф 20.
2. Определение особенностей в вопросе «Природные богатства и хозяйственное освоение Индийского океана», внесение их в таблицу.
3.Оформление контурной карты (отметить моря, заливы, проливы, крупные острова и полуострова в Индийском океане).
Пример таблицы, заполненной учеником на уроке.
Отличия | |
1. Площадь океана | 3 место |
2.Количество омываемых материков и количество морей | 4 и 2 |
3.Расположение относительно экватора | Большая часть в южном полушарии |
4.Связь с океанами | Не связан с Северным Ледовитым океаном |
5.Строение дна океана | Срединно-океанические хребты в виде 3-х ветвей из центра океана |
6.Глубины океана | Максимальная – 7729м (глубины меньше) |
7.Климат | Северная часть намного теплее, чем южная. |
8.Соленость | Максимальная 39 и 42 промилле |
9. Органический мир | Имеет сходство |
10. Использование человеком – д/з | Рыбный промысел только в прибрежных зонах Самые большие запасы нефти в Персидском заливе Меньше перевозится грузов |
Литература:
С.А. Костина География. Материки и океаны. 7 класс. Волгоград: учитель, 2005.
Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «Вако», 2005.
Интернет-ресурсы Стихотворение (http://www.dar.aaanet.ru/tvorch/works/stihi.shtml)