Тема: «Океан – седой, могучий мы до капельки изучим»

(Северный Ледовитый океан).

Цель: формировать целостную систему знаний об особенностях природы Северного Ледовитого океана; совершенствовать умения и навыки характеристики ГП океана, основных свойств водных масс, особенностей строения дна и рельефа, климатических условий и течений, разнообразия органического мира; развивать умения работать в малых группах, проводить презентацию-защиту работ.

Тип урока: урок-защита проектов.

Оборудование: физическая карта мира, картосхема Северного Ледовитого океана, портреты исследователей океана (В. Беринг, Ф. Нансен, Р. Пири), презентации.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Мы заканчиваем изучение раздела «Океаны». Много времени и усилий понадобилось путешественникам и исследователям для того, чтобы накопить знания о Мировом океане. Благодаря их титаническому труду у вас есть возможность овладевать этими знаниями, преодолевая вместе с ними трудные морские мили, спускаясь в глубинные пропасти. Наблюдать вулканические извержения и цунами. Чтобы вы стали опытными океановедами, необходимо осуществить ещё одно путешествие. Это путешествие в Арктику водами Северного Ледовитого океана. Итак, отправляемся!

А вы знаете, что где-то

Круглый год – зимой и летом –

Океан укрыт от света

Толстым белым слоем льда?

Там стоит ужасный холод,

Пароходы там не ходят,

Лишь большие ледоколы

Добираются туда.

Там и летом – каждый знает –

Всё живое замерзает,

Только белые медведи

В тёплых шубах не дрожат,

Ясным днём и ночью лунной

Прорубают в льдинах лунки

И мороженное ловят

Для любимых медвежат.

Если ты туда однажды

Приплывёшь или приедешь,

Знай, что белого медведя

Ни за что нельзя пугать.

Хулиганить не годиться! –

Мишка может рассердиться,

И тогда тебе придётся

Оч-чень быстро убегать.

Вам, друзья, запомнить нужно:

Он – Не Западный, не Южный,

И уж, точно, не Восточный,

Хоть лежит у разных стран.

Нет! Его – я твёрдо знаю –

По-другому называют:

Это – Северный, ребята,

Ледовитый океан.

  1. Изучение нового материала.

Путешествие Северным Ледовитым океаном

(отчёты творческих проектов групп)

  1. Географическое положение океана

(на доске вывешивается картосхема Северного Ледовитого океана)

2. Исследования океана и Арктики.

Ледовитый океанчик

Был открыт давным-давно.

Открывали самолётом,

Дирижаблем, пароходом.

Открывали день и ночь,

День и ночь – все сутки прочь.

Холодрыга там давно –

— 40°! ОГО-ГО!

(На доске портреты путешественников)

  1. Особенности рельефа дна.

  1. Климат и воды. Ледовый режим.

5. Своеобразие органического мира.

  1. Виды хозяйственной деятельности в океане.

III. Закрепление изученного материала

Обсуждение выступлений учащихся.

Учащиеся при необходимости дополняют, корректируют ответы, задают вопросы.

(Можно на закрепление провести тестирование по теме)

Тестовые задания

  1. Северный Ледовитый океан омывает берега …

а) Южной Америки и Евразии;

б) Евразии и Северной Америки;

в) Северной Америки и Африки;

г) Африки и Австралии.

2. Северный Ледовитый океан …

а) пересекается Северным тропиком и начальным меридианом;

б) пересекается Северным тропиком и не пересекается начальным меридианом;

в) не пересекается Северным тропиком и пересекается начальным меридианом;

г) не пересекается ни Северным тропиком, ни начальным меридианом.

3. Наиболее крупные по площади острова расположены в океане у берегов …

а) Европы;

б) Северной Америки;

в) Южной Америки;

г) Азии.

4.Древнерусское название океана – море …

а) Мёртвое;

б) Ледяное;

в) Студёное;

г) Холодное.

5. Возраст земной коры, формирующий рельеф дна, … относительно литосферы окружающих материков.

а) более молодой;

б) такой же;

в) более древний.

6. Более половины площади дна Северного ледовитого океана приходится на …

а) срединно-океанический хребет;

б) глубоководные желоба;

в) шельф.

7. Главным источником тепла для океана является…

а) солнечная энергия;

б) внутренняя энергия Земли;

в) тёплые воды Атлантического океана;

г) тепло атмосферы.

8. Большая часть атмосферных осадков над территорией океана выпадает в виде …

а) дождя;

б) града;

в) снега;

г) тумана.

9, Самую низкую солёность воды океана имеют в …

а) приатлантической части;

б) районе Северного полюса;

в) притихоокеанской части.

10. В летнее время по сравнению с зимой солёность вод океана …

а) выше;

б) такая же;

в) ниже.

11. Из морей океана практически не замерзает …

а) Баренцево;

б) Норвежское;

в) Карское;

г) Восточно-Сибирское.

12. Наиболее важные географические открытия в океане были осуществлены в … веках.

а) XVIXVII;

б) XVIIXVIII;

в) XVIIIXIX.

13. Наибольшие площади в океане покрыты льдами, когда Солнце находится в зените над …

а) Северным тропиком;

б) Южным тропиком;

в) экватором.

14. В целях судоходства океан используется главным образом …

а) Россией;

б) США;

в) Канадой.

15. Наибольшее разнообразие органической жизни в океане отмечается …

а) в притихоокеанском и приатлантическом районах;

б) в приатлантическом районе и вблизи устьев крупных рек;

в) вблизи устьев крупных рек и в центральной части.

16. Наиболее крупным животным океана является …

а) тюлень;

б) белый медведь;

в) морж;

г) пингвин.

17. Основная цель экспедиций Гудзона, Баффина в океане …

а) исследования береговой линии океана;

б) поиск северо-западного прохода в Тихий океан;

в) достижение Северного полюса.

18. Главный объект промысла в океане …рыбы.

а) лососевые;

б) осетровые;

в) тресковые;

г) окунёвые.

19.Наиболее крупные месторождения нефти на шельфе океана обнаружены …

а) в Карском и Норвежском морях;

б) в Норвежском море, у берегов Аляски;

в) у берегов Аляски и в Баренцевом море;

г) в Баренцевом море и Восточно-Сибирском море.

20. Энергетические ресурсы океана начали использовать …

а) Исландия и Норвегия;

б) Норвегия и Россия;

в) Россия и США;

г) США и Канада.

21. Летом температура вод океана …

а) не изменяется;

б) изменяется от температуры замерзания до +5°С;

в) понижается;

г) повышается до +25°С.

IV. Подведение итогов урока.

Приём «Пять предложений».

Каждая группа формулирует вывод своего выступления одним предложением.

Например:

— Самый маленький по площади Северный Ледовитый океан занимает центральную часть Арктики, расположен на крайнем севере Земли, ограничен берегами Евразии и Северной Америки.

— Северный Ледовитый океан является самым холодным и мелким среди других океанов.

— Климат океана суровый, холодный, определяется положением океана преимущественно в арктических широтах.

— Органический мир Северного Ледовитого океана беден по сравнению с другими океанами.

— Использование природных ресурсов океана до сих пор ограничено из-за его суровых климатических условий и недостаточной изученности.

Члены группы проводят оценивание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here