1. Ремхе Людмила Карловна

  2. МБОУ Троицкая СОШ Карасукского района Новосибирской области.

  3. Учитель географии.

Урок географии по теме «Человек и природа.

Влияние природных условий на деятельность человека».

9 класс

Цели и задачи урока: закрепить знания особенностей степной зоны, показать, каково её значение в жизни человека. Познакомить с традициями русского народа. Активизировать познавательный интерес к изученному материалу, используя нетрадиционную форму проведения урока.

Тип урока: урок- ярмарка, обобщение знаний.

Оборудование: стенды, карты Новосибирской области и Карасукского района, фотографии, высказывания, продукция хозяйства, костюмы для участников.

Ход урока.

Учитель:

— Прекрасна природа Новосибирской области. Таежные леса на севере, бескрайние степные просторы на юге, масса озер в Барабе — на западе, могучая Обь — на востоке.

А на юге области, в степной зоне да в Карасукском районе есть МУП им. Дзержинского. В 1920 году крестьянский съезд, проходивший в Славгороде, принял историческое решение – образовать такое сельскохозяйственное предприятие, которое показало бы, как надо коллективно хозяйствовать на земле. Назвали его почему-то 45-м. Центральная усадьба совхоза находилась сначала в Поповке, а также в имени Сорокина. В 1929 году 45-й совхоз переименовали в 41-й и центральная усадьба была перенесена на окраину г. Карасука.

Расположено хозяйство на равнине, да на Западно-Сибирской. И словно скатерть расстилается необъятная равнина, она кажется, в начале лета серебристой от цветущего ковыля и волнуется, словно море.

В МУП им. Дзержинского 13533 га пахотных земель, под пастбища занято 4708 га, под сенокосы 2517 га. Есть орошаемые земли. До 2000 года их было 562 га, в настоящее время заметно сократились. Люди-труженики, живущие и работающие на этой земле, с учетом природных условий, в хозяйственный оборот включают все ресурсы, которыми располагают (земельные, растительные, водные, минеральные и биологические).

1-я Ведущая:

— Добрый день, гости званые и желанные!

Мы, купцы, российские люди торговые,

Собрались вы на ярмарку, да на веселую.

(звучит музыка)

Коробейник, который стоял рядом с ведущей, проходит вдоль столов с лотком, предлагает товар.

Коробейник:

— Давай, подходи и других подводи!

Хоть я сам не пригож, но товар привез хорош.

2-я Ведущая:

— Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белу свету. Как по этим путям-дороженькам идет славушка великая про землю нашу русскую сибирскую, про наше предприятие МУП им. Дзержинского.

1-я Ведущая:

— Всем, кто приходит, и всем, кто уже есть, объявляем важную весть. Приехали к нам купцы из МУП им. Дзержинского.

2-я Ведущая:

-Ах, купцы, вы, купцы, что вы нам привезли?

1-й Купец:

Рассказ о природе нашего края.

2-й Купец:

Продукцию.

Сообщения учащихся о природе. (Учащиеся в красочных костюмах)

1-й. Территория расположена в степной зоне и получила название Северная Кулунда. Это плоская низменная равнина с гривами и межгривными понижениями.

2-й. Климат отличается большой континентальностью, засушливостью.

Средняя месячная температура воздуха в июле +20 ˚С, в январе -19,8˚С. Суммы температур воздуха выше 10 ˚ соответствуют 1980 — 2200˚. Осадков выпадает менее 300 мм. Снежный покров держится 100-150 дней. Низкие зимние температуры и маломощный (20-30 см) снежный покров обуславливают сильное и глубокое промерзание почв зимой и медленное их оттаивание весной. Коэффициент увлажнения 0,6. Территория подвержена воздействию засух.

3-й. Почвы. Черноземы южные, в понижениях и западинах солонцы и солончаки. Местами черноземы уступают место каштановым почвам. Больше половины территории распахано. Вследствие большой распаханности здесь сильно развита ветровая эрозия.

4-й. Животный мир. Здесь много грызунов: сусликов, мышей, тушканчиков, полевок. Они наносят большой вред посевам. Среди хищников степная лисица, волки. На озерах обитают многочисленные виды водоплавающих птиц.

5-й. Растительный мир. Наиболее распространенные из деревьев береза, осина. Тепла и влаги достаточно для роста трав. Преобладает разнотравье: ковыли, типчаки. Много лекарственных трав.

(Учащиеся читают стихи о природе родных мест)

1-я Ведущая:

— Здесь в зарослях лесных,

Где все для сердца мило.

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Коробейник:

— Покупайте лекарственные травы!

Лекарственные травы полезны всем!

(Рекламирует ряд лекарственных растений: ромашка, подорожник и др.).

2-я Ведущая:

— Степная зона хорошо освоена человеком. Распаханы естественные природные комплексы, они превращены в поля. Специализация предприятия сформировалась под влиянием географического положения и вот таких природных условий.

Коробейник:

— Подходи, честной народ!

Стою на краю, чуть недаром отдаю: за загадки — шутки, за шутки- прибаутки.

Объявляется конкурс загадок:

1. Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами. (Степь)

 2. Я в степи расту высокой,

Колосистой, гладкой.

Птиц пою росой и соком

И кормлю лошадку. (Трава)

 3. По степям гуляет он,

Ароматом напоен,

По-хозяйски шевеля

Океаны ковыля. (Степной ветер)

4. Какую траву и слепой знает? (Крапива)

5. Что не сеяно родится? (Трава)

6. На горе шумит, а под горой молчит? (Лес)

7. Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина)

8. Изба белена, а маковка зелена? (Береза)

9. Летом одевается, а зимой раздевается? (Лиственный лес).

1-я Ведущая:

— В совхозе есть отрасли животноводства и растениеводства. Ведущая зерновая культура — пшеница. И дает она высококачественное зерно. На полях выращивают сорта Омская-9, Кантегирская-89. В этом году с полей хозяйства в среднем взяли по 8,5 центнеров с гектара. В отдельные годы бывает по 16 центнеров с гектара.

1-й Купец:

— На предприятиях пищевой промышленности мы из зерна получаем пшеничную муку высшего сорта, первого и второго. Из муки изготавливаем

макаронные и хлебобулочные изделия.

(Реклама и продажа хлебобулочных изделий)

Вот он, хлебушко, душистый, с хрусткой корочкой витой.

Вот он – теплый, золотистый, словно солнцем налитой.

Я хочу, чтоб в каждый дом, на каждый стол он пожаловал – пришел.

— Покупайте выпечку нашего предприятия.

2-й Купец:

— Большое внимание уделяется масличной культуре – подсолнечнику.

Подсолнечник – чрезвычайно важная сельскохозяйственная культура. Она дает около 90% растительного жира, употребляемого в промышленности. Полезное применение находит все растение. Из подсолнечника изготавливают масло, халву, маргарин. А силос, жмых идут на корм скоту.

Коробейник:

— Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте, лучше товар покупайте!

1-й Купец:

— Сеем кормовые культуры: многолетние и однолетние травы, такие как костер, эспарцет, донник, суданскую траву. Животноводство получает от земледелия ценные корма.

Коробейник:

-Ну, что за товар?!

И этот хорош!

И другой хорош!

Выбирай, который хошь!

2-й Купец:

— В животноводстве разводим крупный рогатый скот молочно-мясного направления красностепной, алтайской и симментальской породы. В хозяйстве созданы предприятия пищевой промышленности. Эти предприятия небольшие по мощности и имеют следующие направления:

— маслодельное и молочное специализируется на переработке молока, выработке молочных продуктов (молока, масла, сметаны, творога, десерта и другое).

1-й Купец:

— Мясное специализируется на переработке мяса и вырабатывает мясные продукты: колбасы (русская, молочная, таллиннская и др.), мясные полуфабрикаты (фрикадельки, котлеты, пельмени и многое другое).

2-й Купец:

— Мукомольно — крупяное предприятие производит муку и изделия из муки.

Все эти перерабатывающие предприятия работают на своем сырье. Наша продукция реализуется в Новосибирской области, Карасуке и селах района.

Коробейник:

— Тары-бары, растабары,

Есть хорошие товары!

Здесь не товар, а сущий клад, забирайте нарасхват!

( Звучит песня «Валенки» и проводится карусель)

1-я Ведущая:

— Кто больше продал товара?

Ловкие купцы, быстрые, удалые!

Они продали почти все свои товары!

2-я Ведущая:

— Спасибо вам, гости дорогие, за ваш товар!

Приезжайте к нам еще.

До свидания!

Учитель:

— Подведём итоги урока. Мы с вами закрепили знания о степной зоне, показали, как деятельность человека зависит от природных условий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here