Занятие пресс-конференция на тему: «Глобальные проблемы человечества»
Конспект подготовлен для учеников 10-х классов
преподавателем географии
ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»
Чухаревой В. И.
Цели урока:
-
Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.
-
Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.
-
Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.
Задачи:
Познавательные:
-
изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем;
-
отработка навыка анализа проблем;
-
отработка навыка работы с различными источниками информации – электронными и традиционными – картами, таблицами, диаграммами, текстом, рисунками, космическими снимками;
-
выработка навыка выстраивать исследовательскую работу (сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы).
Эмоционально-ценностные:
-
развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира;
-
осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.
Коммуникативные:
-
развитие навыков работы в группе;
-
отработка навыков составления электронной презентации и умения публично выступать.
Форма организации учебной деятельности: работа в группах.
Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор.
Тип урока: урок-конференция (обобщения и систематизации знаний)
Учебно-методическое обеспечение: УМК: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – М.: Дрофа, 2013.
План урока:
1. Понятие о глобальных проблемах.
2. Классификация глобальных проблем.
3. Основные особенности глобальных проблем.
4. Пути решения.
Ход урока:
1.Мотивационно-целевой блок.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.
Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.
Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.
Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», — то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)
Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).
1. «Универсального» характера.
Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);
2. Природно – экономического характера.
Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);
3. Социального характера.
Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);
4. Смешанного характера.
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);
Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).
2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.
План характеристики глобальной проблемы:
1. Сущность проблемы.
2. Причины ее возникновения.
3. Пути решения проблемы.
Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.
Доказательства существования проблемы | Пути решения | |
1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. | Накопление средств массового уничтожения в мире. | Разоружение. Контроль за разоружением. Мирные договоры. |
2. Экологическая проблема.
| Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира. | Рост числа ООПТ. Очистные сооружения. Создание безотходных технологий. Рациональное размещение «грязных производств». |
3. Демографическая проблема.
| Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу. | Активная демографическая политика. Повышение экономического уровня развития стран. Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания. |
4.Продовольствен-ная проблема.
| Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах. | Интенсивный путь развития сельского хозяйства.
|
5. Энергетическая и сырьевая проблема.
| Рост спроса на сырье. Истощение природных ресурсов мира. | Использование достижений НТР. Более полное извлечение полезных ископаемых из недр. Использование альтернативных источников получения энергии. Политика ресурсосбережения. |
Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.
Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)
Причины глобальных проблем:
-
Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
-
Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
-
Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;
Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.
-
Привить людям новые нравственно-этические ценности;
-
Сплотиться всему человечеству;
-
Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;
Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели — сохранения возможности жить на Земле.
Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.
3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.
1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?
— Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?
— Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?
— Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?
— Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?
Домашнее задание: Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый из нас в силах изменить »
Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?
Список литературы:
1. Ануфриева О.И. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2 часть, Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского, Волгоград, «Учитель», 2006
2. Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2009
4.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Экономическая и социальная география мира, Москва, «Русское слово», 2010.
4. Do . gendocs . ru ›docs
5. BestReferat.ru ›Глобальныепроблемы
6.Рhilosophica.ru ›volkov/20.htm