Игра с элементами проектной деятельности
« Умницы и умники»
2 класс
Необходимость экологии русского языка, его сохранения и развития актуальны в стране вследствие перенасыщения русской речи сленгами и жаргонизмами, примитивизации навыков устного общения и деловых переговоров. Для выхода из языкового кризиса, воспитания патриотических чувств и любви к русской речи нужно совершенствовать преподавание русского языка в школе.
Ориентация на игру как форму организации деятельности повышает учебную мотивацию, творческую и патриотическую активность учащихся. Игра привлекает неустойчивое внимание младших школьников к серьёзному учебному материалу, приобщает детей к общению, учит их выдержке, развивает умение логически и нестандартно мыслить.
Подбирая материал мы исходили из естественной логики обучения в начальной школе. Все задания разделены на группы: фонетические, лексические, графические, грамматические. Младшие школьники эмоциональны, восприимчивы, чутки к слову, образу, поэтому для занятия использован богатейший словарный материал в разных ракурсах и аспектах. Включение стихотворений, ребусов, шарад делает занятие увлекательным. Пословицы, поговорки, скороговорки, крылатые выражения – это явление языка, а приобщение к искусству очень важно для малышей. Вопросы-шутки, задания повышенной сложности привлекают учеников своей новизной, поддерживают дух поиска, открытий.
Использование слайдов презентации делает занятие более логичным, ярким, интересным. Всё богатство лингвистического содержания учебного материала обогащает мир чувств школьников. Любовь к языку можно воспитывать только через интерес к нему, так как он возбуждают у детей любознательность, интерес к предмету, развивают языковое чутьё, что является одним из средств нравственного и патриотического воспитания.
Цель: обобщение и систематизация знаний по предмету
«Русский язык», «Литература»,
активное использование речевых и информационных средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
привитие любви к родному языку,
воспитание гражданственности и патриотизма.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, дидактический материал, справочная литература.
Планируемый результат: мониторинг УУД, развитие у детей патриотизма, повышение мотивации, развитие интереса к предмету «Русский язык»
-
Организационная часть. (Сообщение темы и цели игры, представление команд, жюри.)
Учитель:
На Земле — тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык – это значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг. Русский язык – язык великого русского народа, на нём говорят все народы России, его изучают в разных уголках земного шара. Наш язык по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. Богатство нашего языка выражается разнообразием средств выражения мыслей и чувств, неиссякаемым запасом лексики, красотой звучания. Прекрасным и звучным, выразительным и гибким называл русский язык А.С. Пушкин.
Сегодня команды «Грамотеи», «Русоведы», «Словоассы», «Риторики» участвуют в игре «Умницы и умники». (Cлайд №1.) Мы отправляемся в путешествие по стране Филология, познакомимся с её достопримечательностями, поделимся друг с другом знаниями русского языка, посоревнуемся в смекалке и находчивости. Оценивать нашу работу будут будущие учителя, студенты НовГу. Они проверят как мы научились слушать и обдумывать задание, слаженно работать в команде, находить способы решения учебных задач, принимать решения.
-
Игра «Умницы и умники»
1) Домашнее задание. (Команды поочерёдно представляют задания.)
— О необычайном богатстве русского языка говорили многие простые и великие люди. Ребята провели исследование высказываний и представляют вашему вниманию наиболее понравившиеся.
выступление команд:
1команда — Стихотворение «Слово о словах» В. Солоухина.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
2 команда — «Письма о добром и прекрасном» Д. С.Лихачёва. ( Слайд №2.)
3 команда — Пословицы и поговорки о слове, языке. ( Слайд № 3. )
4 команда — Цитата К. Г. Паустовского. ( Слайд 4.)
— Что их всех объединяет? (тема, главная мысль, любовь к родному языку)
2) Разминка. «Вопросы – шутки».
Что можно видеть с закрытыми глазами?
Какую ноту кладут в суп?
В каком слове сорок гласных?
В каких словах по сто согласных?
В названиях каких столярных инструментов есть только гласные буквы -о- ?
Как превратить хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивания воды или газов?
Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
Что у зайца позади, а у цапли впереди?
3) Адресное задание. (Ученики получают конверт с заданием, выполняют его и адресуют команде соперника)
1 команда — Скороговорка в ребусе.
2 команда – Шарада.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение –
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)
3 команда – Запоминай – ка.
Что растёт на нашей грядке?
Что растёт на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий
Помидоры и укроп для приправы и для проб
Есть редиска и салат — наша грядка просто клад…
Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку: «Что растёт на нашей грядке?»
4 команда – Внимательный буквовед.
. Сколько звуков [ш] в стихотворении?
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
Из деревушки Пешки
До деревушки Ложки,
А в деревушке Ложки
У них устали ножки,
Обратно в Пешки мышки
Приехали на кошке. (14)
4) Конкурс капитанов.
1. Напиши глагол, которое состоит из трёх слогов, а указывает на семь дней.
—————————————————————————————————-
2.Напиши глагол, который 100 раз выражает отрицание.
—————————————————————————————————-
3.Камень в море упал. Напиши, каким он стал. Камень (какой?) …
—————————————————————————————————-
4.Раскрой скобки, запиши предложение, вставь пропущенные буквы, подчеркни предлоги, обозначь приставки.
(На)каждый р…ток не (на)кинешь пл…ток.
—————————————————————————————————-
5. Есть в реке и озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет.
Что это?
Напиши ответ.
————————————————————————————————
5) Конкурс для болельщиков «Знаки препинания». (Ученики выбирают из серии карточек нужный знак.)
Я маковой крупинкой упала на тропинку,
Остановила вас – закончила рассказ.
Маленькая точка, но с хвостиком она.
При перечислении всем она нужна.
На странице я стою, всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу – разогнуться не могу.
Я с самого рождения противник тишины!
Где я, те предложения с особым выражением
Произнести должны. (Слайд№5. )
6).Письмо с ошибками. (Каждая команда получает в конверте фрагмент письма Незнайки и исправляет ошибки.)
Здесь есть красивые лиса, я их уже обижал и даже нашёл грусть. У дома чудный лук. За лесом глубокий прут. Я часто лижу на берегу и скоро заколюсь на солнце. ( Слайд №6.)
3. Подведение итогов. (Выступление жюри, оценка деятельности, награждение)
(Слайд №7)
Учитель:
Не сразу и не всем открывается тайна слова. Нам предстоит ещё много учиться, чтобы постигать секреты родной речи, чувствовать красоту родного слова, приобщаться к сокровищам русского языка, проникать в глубины науки о языке. Наше занятие я хочу закончить стихотворением В. Шефнера.
« Слово», Вадим Шефнер
Много слов на земле. Есть дневные слова,-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их чистоту…