МКУ Замзорская СОШ

Интегрированный урок по природоведению

Класс 5

Учитель: Краснопевцева С.М.

2014 год

Интегрированный урок по природоведению

Класс 5

Учитель: Краснопевцева С.М.

Тема: Методы изучения природы.

Цель:

1) Дать характеристику основным методам изучения природы.

2) Изучить особенности исследований на конкретных примерах.

3) Познакомить обучающихся с оборудований исследований.

4) Развивать интерес к изучаемому предмету, наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование:

микроскоп, весы, мерный стаканчик, измерительная лента, термометр, секундомер, линейка, колба, пробирки, пипетка, иллюстрации «Посадка саженцев», «Кролики», «Измерительные приборы», стакан, цветные бумажные полоски, карточки для проверки д/з.

Литература: В.Бианки «Лесная газета», учебник по природоведению А.А Плешаков, Н.И.Сонин

Грамзапись «Голоса птиц»

Ход урока:

I.Организационный момент

1) Количество учащихся.

2) Готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

У каждого из вас на парте лежат листочки с заданием.( можно использовать задание №1 на стр.учебника 14.)

Подпишите фамилию, имя.

Прочитай первое задание. Для того, чтобы найти ответ в правом столбике, покажите стрелочкой. Во втором задании подчеркните тела одной чертой, явления — двумя.

Итог: Сдача работ на проверку. (Листочки передали с последней парты на первую.)

Молодцы!

III. Новая тема

Дорогие друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие со строгим названием методы. Но не волнуйтесь! Путешествие будет нужным и позновательным. На каждой остановке нас ждет встреча с интересными людьми.

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Методы изучения природы»

Отложили ручки, сели правильно, наш поезд отправляется. Не сбиться с пути и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия.

( На доске висит карта путешествия) И так, в путь! (звучит веселая музыка)

  1. Наш поезд приближается к станции Наблюдение.

Послушайте внимательно стихотворение и скажите о чем оно?

Ученик читает стихотворение «Ходит солнышко по кругу» И. Токмакова.

Целевой вопрос:

— О чем это стихотворение?

-Как девочка наблюдала за природой?

-О каком методе изучения природы идет речь?

Верно, этот метод называется наблюдение.

Рассказ учителя «Что такое наблюдение»

Наблюдение- это метод изучения природы. Оно развивает такие качества, как наблюдательность, любознательность, устанавливает связи между различными природными явлениями.

-Вспомните и скажите, какие наблюдения вы вели в начальных классах.

(Фенологические наблюдения- изменение природы по сезонам года, наблюдения за животными, за растениями, за трудом людей.)

Хорошо известная народная пословица гласит: «Мало смотреть, надо уметь видеть»

Как то сборщица урожая винограда шла утром рано на работу. На дороге она заметила человека в черной шляпе. Он склонился над землей, рассматривая что-то. Каково же было её удивление, когда вечером, возвращаясь домой, она застала этого человека там же.

Кто же был это странный человек?

Заслушивание сообщения ученика о Жан-Анрю Фабр.

Методом изучения пользуются учёные самых разных специальностей.

Нас встречает биолог ( Ф. И.О. учителя), она расскажет нам о том, как можно вести наблюдения за живой клеткой.(Рассказ учителя биологии с использованием таблицы)

Вести наблюдения можно с помощью таких приборов как микроскоп: микроскоп, лупа, телескоп, бинокль и другие. (Учитель показывает приборы, которые стоят на столе)

А сейчас ребята покажут нам сценку, которая называется «Лис и мышонок», а вы подумайте, кто написал это рассказ?

(Дети показывают сценку)

Правильно. Рассказ написал писатель В.В.Бианки. В детстве его отец брал с собой в лес, показывал, рассказывал и учил терпеливо наблюдать и что не менее важно, записывать свои наблюдения. Вспоминания, Виталий писал:

«Сколько часов терпеливых провёл я

В лёгких шалашиках из корабельных корзин,

Высохшей тины и веток- птиц наблюдая,

Птицам невидимый ( грамзапись «Голоса птиц»)

Детство дало много сильных впечатлений, которые оставили след на всю жизнь.» Будучи писателем он вольно или невольно возвращается к ним, пишет о лесе, о природе. Советую вам ребята прочитать его книги «Лесная газета», «От чего я пишу про птиц» ( Можно чтобы выступили здесь учитель литературы или библиотекарь»

Наша экскурсия по станции Наблюдения заканчивается, но если кто-то захочет стать наблюдателем живой или неживой природы, то должны знать инструкцию.

Памятка-инструкция

1.Выбери предмет наблюдения.

2.Рассмотри его в целом, чтобы запомнить форму, окраску.

3.Изучи отдельные его части.

4. В ходе наблюдений не причиняй вред предметам природы. Природа дарит нам здоровье, создаёт красоту.

5. По результатам наблюдений сделай записи, зарисовки, фотографии.

Вывод:

-Что такое наблюдение? ( Учащиеся отвечают)

Физкультминутка

Сейчас мы с вами проверим кто и самый внимательный и наблюдательный. Играем в игру «Летает — не летает» Отдохнули? Молодцы! Поехали дальше! ( Звучит музыка)

  1. Отгадайте загадку:

Что в гору не вкатить,,

В решете не удержать

И в руках не унести?

( вода)

Верно, это вода. А какими свойствами обладает это вещество?

(бесцветная, прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, хорошо растворяет другие вещества)

А как доказали это ? Правильно, с помощью опытов.

-На столе у вас лежат цветные полоски бумаги и стоят стаканы. С их помощью мы определим цвет воды. Опустите каждую полоску в воду. Можно ли сказать что вода синяя, голубая, зелёная, жёлтая?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: Вода бесцветная.

Итак, наш поезд прибыл на станцию Эксперимент.

Оказывается, чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт». Опыт- это тоже один из методов изучения природы. Как сказал Михаил Николаевич Скаткин «Его ценность заключается в том, что их проведение способствует более глубокому пониманию явлений, происходящих в природе.»

Слово предоставляется учителю физики. Он проведёт с вами опыт с магнитом.( (Проводится опыт.)

При проведении опыта часто используют лабораторное оборудование: колбы, штативы для пробирок, стеклянные трубочки, спиртовку. С ними будете работать на уроках химии. Учитель, покажет, как нужно работать с предметами, на что нужно обратить внимание. Куда и как записать результаты работы.

Вывод:

— Что такое эксперимент?

Запишите новое слово в тетрадь.

  1. Наш поезд продолжает своё путешествие по стране Методов (Звучит музыка)

Ученик читает стихотворение С.Михалкова «36 и 6».

— Как узнал мальчик, какая у него температура?

( с помощью термометра)

— Какая температура тела у человека считается нормальной?

-Какие виды термометров вы знаете?

(комнатный, медицинский, уличный)

-В какое время года уличный термометр может показать температуру + 20 градусов?

Вывод: Очень часто при изучении природы применяют ещё один метод- измерение.

На этой станции вам, ребята, нужно поработать самостоятельно. Откройте учебник на странице 17. Прочитайте и ответьте на вопрос:

— Какие измерения проводят при изучении природы?

IV.Самостоятельная работа.

-Какие измерения проводят при изучении животных?

-Назовите измерительные приборы.

Мы в гостях у медицинского работника. Она покажет нам как правильно проводить измерения.

-Измерение температуры тела

— Давление

-Рост ребёнка

Вывод: Что такое измерение?

Запишите новый термин в тетрадь.

V.Закрепление

Беседа по иллюстрациям.

-Посмотрите на данный рисунок, что здесь изображено? (Посадка саженцев)

-Какой метод исследования здесь представлен? (Наблюдение)

Аналогичная работа проводится с иллюстрациями «Кролики», «Измерительные приборы»

Вывод: Вот и завершилось наше путешествие по стране Методов.

VI. Итог.

-О чём вы сегодня узнали? Верно вы узнали что природу изучают различными методами. Главные из них- наблюдение, эксперимент, измерение. Большое спасибо нашим гостям и вам ребята.

VII. Дома: читать стр. 15-20, выполнить задания под № 1-5 на стр.20.При закреплении еще раз обратитесь к диску.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here