Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Разработка открытого урока
по географии
8 класс
Тема: Моря как крупные природные комплексы
учитель: Балахонова Дина Шамильевна
2014 г.
Характеристика урока
Уровень образования: основное общее образование
Класс: 8 а класс
Предмет: География
Тема урока: Моря как крупные природные комплексы
Цель урока:
Сформировать представление о разнообразии природных комплексов морей России (на примере Белого и Азовского морей).
Задачи:
I. Образовательные.
-
Познакомить учащихся с причинами разнообразия ПТК морей.
-
Определить черты сходства и различия между ПТК Белого и Азовского морей.
-
Расширить знания о природных комплексах.
II. Развивающие.
-
Совершенствовать умение работы с источниками географической информации.
-
Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
III. Воспитательные.
-
Экологическое воспитание через раскрытие вопроса “Экологические проблемы морей”.
Тип урока:
Комбинированный урок
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, карта Росиии, карточки с заданиями для индивидуального опроса.
Учебник и учебные пособия:
Пятунин В.Б., Таможняя Е. А. «География России. Природа. Население», атлас «География России» 8-9 класс
Методы: словесный (объяснение, беседа), наглядный (работа у настенных карт, с атласами, демонстрация презентации), практический, проблемно-поисковый.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
Краткое описание:
заочная экскурсия по морям России
Внутрипредметные связи: тема “Размеры территории и природно-географическое положение России” и “Сухопутные и морские границы России”.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятель-ность учителя, методы обучения | Учебная деятель ность учащих ся | Вре-мя Всего: 45 мин
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1
| Организа-ционный. | Тема урока: Моря как крупные природные комплексы Цель урока: Сформировать представление о разнообразии природных комплексов морей России (на примере Белого и Азовского морей).
| Привет-ствие, проверка готовности к уроку. Объявле-ние темы, цели и задач урока | Привет-ствие учителя Подготовка к продуктивной работе на уроке.
| 2 мин. |
2 | Проверка домаш- него задания | 1. Что такое ПТК? Из каких компонентов он состоит? 2. Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? 3. Приведите примеры зональных ПТК 4. Приведите примеры азональных ПТК 5. Покажите на карте районы распространения высотной поясности 6. В каком направлении осуществляется смена природных комплексов в горах, с чем это связано?
| Фронтальный опрос
индивиду-альный опрос (тест для слабоуспе-вающих) | Отвечают на заданные вопросы
Выполняют тест | 8 мин |
3 | Изучение нового материа ла
| Содержание. 1. Аквальные природные комплексы у берегов России. 2. Ресурсы морей. 3. Проблемы охраны природных комплексов морей.
Практическая работа «Сравнение особенностей природы Белого и Азовского морей»
Проблемный вопрос Почему соленость Белого моря выше солёности Азовского моря? | Демонстрация презента ции, (слайды 1-15) объяснение новой темы
Проведе ние инструкта жа по выполне нию практ. работы Демонстрация презента ции, (слайды 16-26)
Создание проблем ной ситуации | 1. Просмотр презентации 2. усвоение объяснения учителя
Выполняют задания 1. отмечают моря на контур ной карте Выполняют практическую работу (коллек тивно), заполняя ют таблицу (приложение), пользуясь атласами и приложением в учебнике (с.298), Делают выводы по практ. работе и отвечают на вопрос
| 15 мин.
10 мин |
4 | Закрепления новых знаний
| 1. Какие природные комплексы называют аквальными? 2. Сколько морей омывают берега России? 3. Какие факторы оказывают влияние на формирование ПК моря? Объясните, какова связь между органическим миром и глубиной моря. 4. Какими видами ресурсов богаты моря России? 5. Почему реки часто называют основными загрязнителями морей? В чём причина неблагоприятной экологической обстановки в Баренцевом, Белом, Карском, Японском морях?
| Фронтальный опрос | Отвечают на заданные вопросы
| 7 мин. |
5 | Домаш нее задание и | 1. Прочитать § 40 2. Оветить на вопросы и выполнить задания на стр. 193 3. Отметить в контурных картах моря, омывающие Россию и государства, с которыми граничит Россия | Проведе ние инструкта жа по выполне нию домашней. работы | Записывают домашнее задание в дневник. | 1 мин |
6 | Рефлек сия и Подведение итогов урока |
| Анализ урока: удалось ли достичь намеченной цели. Выставление оценки за работу на уроке. | Ученик формулирует свои результаты и трудности по новой теме. | 2 мин |
I. Организационный момент.
Учитель:
Сегодня урок у нас не простой:
Открытый, праздничный и заводной.
Я в путешествие Вас приглашаю
Удачи в работе я всем вам желаю.
А теперь послушайте загадку: Кругом вода, а с питьём беда.
О каком ПТК идёт речь? (море)
Какие виды морей вы знаете?
Тема урока: Моря как крупные природные комплексы
Цель урока следующая:
Сформировать представление о разнообразии природных комплексов морей России (на примере Белого и Азовского морей).
На уроке мы познакомимся с такими понятиями как аквальный комплекс, узнаем какими биологическими ресурсами богаты моря России, а также познакомимся с теми проблемами, которые возникают в результате антропогенного воздействия.
II. Проверка домашнего задания
1. Дайте определение понятию ПТК? ( ПТК — Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории). Перечислите компоненты ПТК. (климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).
2. Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).
3. Приведите примеры зональных ПТК? (природные зоны)
4. В каком направлении осуществляется смена природных комплексов в горах, с чем это связано?
5. Покажите на карте районы распространения высотной поясности.
III. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России и эпиграфом урока будет следующее стихотворение.
Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров
-
Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).
-
Сколько морей омывает территорию России? К бассейнам каких океанов они относятся (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).
-
Назовите и отметьте эти моря на ккарте. (работа с картой атласа и картой на экране).
-
По основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру) моря отличаются др.от др.
1. Аквальный комплекс. Все моря отличаются друг от друга по особенностям гидрологического режима и циркуляции течений, степени изученности и каждое море в свою очередь влияет на компоненты природы (климат), а также на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Моря одного океана имеют общие черты, что объясняется общим ГП и происхождением их котловин. Это в свою очередь оказывает влияние на климат, движение водных масс, ресурсы и их использование. Таким образом мы видим, что каждое море представляет собой особый природный комплекс. Такие природные комплексы называются аквальными. Природные комплексы существуют не только на суше, но и в различных водоёмах – океанах и морях, озерах и реках. Такие водные комплексы называют аквальными («аква» — от лат. аqua – «вода»)
Каждый аквальный ПК занимает определённую территорию и отделются один от другого границами. Границами моря часто служат участки суши (острова, полуострова или возвышения подводног рельефа (Охотское море, моря СЛО)
Каждое море имеет свой собственный гидрологический режим и циркуляцию течений. Водообмен с МО и поступление пресной воды, которую приносят крупные реки, определяют свойства морской воды (соленость, плотность, прозрачность). Близость суши также влияет на моря: на температуру вод, рельеф дна. Разность сезонных колебаний температур воздуха и поверхностных вод моря значительно больше, чем в океане.
Особенности гидрологического режима, свойств морской воды, климата, и др факторы влияют на флору и фауну. Видовой состав растительного и животного мира морей богаче, чем океанов.
Как и природные комплексы материков, моря подчиняются закону природной зональности. Кроме того АПК изменяются с глубиной.
Комплексное изучение АПК имеет огромное практическое значение, так как все больше возрастает потребность в использовании ресурсов морей и океанов.
2. Ресурсы морей. Моря России имеют важное хозяйственное значение. Они обладают самыми разнообразными ресурсами.
-Большую ценность имеют Биологические ресурсы
-Все больше возрастает значение минеральных ресурсов морей.
-Моря служат дешёвыми транспортными путями
-энергетические ресурсы морей могут быть преобразованы в электрическую
— рекреационные ресурсы в основном используются на теплом Чёрном и Азовском морях
3. Проблемы охраны природных комплексов морей
Впадающие в моря реки не только опресняют морские воды, но и приносят большое количество загрязняющих веществ.
Практическая работа.
Учитель: Сейчас мы проведем исследование природных условий двух морей Белого и Азовского. В ходе исследования мы будем заполнять дневник путешественника, а именно таблицу в дневнике.
1. Особенности природы Белого и Азовского морей (заполнение таблицы; работа с картами атласа, текстом учебника, таблица 8 в приложении (стр. 298); решение проблемного вопроса в виде эвристической беседы, беседа с элементами объяснения).
Особенности природы Белого и Азовского морей(слайды 5 – 15)
Белое море | Азовское море | |
1. К бассейну, какого океана относится? | Северного Ледовитого | Атлантического |
2. Площадь моря в кв. км. | 89 тыс. | 39 тыс. |
3. Положение моря относительно океана. | внутреннее | внутреннее |
4. Береговая линия (изрезанность, наличие заливов). | Береговая линия сильно изрезана. Мезенская губа, Двинская губа, Онежская губа, Кандалакшский залив. | Береговая линия сильно изрезана. Залив Сиваш, Таганрогский залив. |
5. Глубина моря: а) средняя в (м); | 67 | 5 |
б) максимальная в (м). | 350 | 13 |
6. Солёность в (0/00) (создание проблемной ситуации) см. ниже. | 24 — 30 | 2 — 13 |
7. Температура воды ( С). А) зимы;
Б) лета. | — 1,6 | 0 |
6-5 | 23 | |
8. Биологические ресурсы. | Белуха, гренландский тюлень. Треска, корюшка, сельдь, сёмга. Морской гребешок, мидии. Морские звёзды, губки. Ламинария. | Азовская перкарина, судак, ёрш, лещ, сельдь. Корнерот (медуза), крабик брахинотус, полихета нереис. Водоросль энтероморфа. |
Упражнения для глаз | ||
9. Экологические проблемы. | Уменьшение видового разнообразия, истребление тюленей, загрязнение нефтепродуктами и тяжёлыми металлами. | Уменьшение видового разнообразия, повышение солёности, загрязнение нефтепродуктами и удобрениями. |
Проблемная ситуация.
Учитель: Солёность вод Мирового океана зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, которые изменяются в зависимости от географической широты. Следуя этой закономерности можно предположить, что солёность в Белом море должна быть ниже, чем в Азовском море. Мы определили, что в Азовском море солёность ниже, чем в Белом море. В чём причина данного явления?
-
Какие факторы влияют на солёность? (количество впадающих рек, географическая широта, испаряемость и т.д.)
-
А ширина пролива между соседними морями будет влиять на солёность? (Да).
-
Определите ширину пролива между Белым и Баренцевым морями. (Пролив широкий).
-
Определите ширину пролива между Азовским и Чёрным морями. (Пролив узкий).
-
Какой вывод можно сделать. (В Азовское море через узкий Керченский пролив поступает меньше солёных вод из Чёрного моря, а в Белое море через широкий пролив Горло из Баренцева моря поступает больше солёных вод. Т. О. на солёность морей также влияет ширина пролива между соседними морями.)
После заполнения таблицы ученики делают вывод.
Учитель: Путешествие подходит к концу, что мы выяснили в ходе исследования природных условий. В чём проявляются черты сходства и различия морей?
а) черты сходства: моря внутренние, береговая линия сильно изрезана, сходные экологические проблемы.
б) черты различия: площадь, глубина, солёность, температура, биологические ресурсы.
2. Причины разнообразия морей (беседа).
-
Чего больше черт сходства или различий? (различий).
-
В чём причины различий двух морей России? (решение проблемы поставленной в начале урока)
На разнообразие природных условий морей влияют следующие факторы.
-
географическое положение;
-
климатические условия;
-
история происхождения и развития морей;
-
Почему Россию омывают моря разнообразные по природным условиям?
IV. Закрепление изученного материала.
1. Какие природные комплексы называют аквальными?
2. Сколько морей омывают берега России?
3. Какие факторы оказывают влияние на формирование ПК моря? Объясните, какова связь между органическим миром и глубиной моря.
4. Какими видами ресурсов богаты моря России?
5. Почему реки часто называют основными загрязнителями морей? В чём причина неблагоприятной экологической обстановки в Баренцевом, Белом, Карском, Японском морях?
Рефлексия. Ребята выражают своё мнение об уроке.
V. Домашнее задание. § 40, вопросы 1-7
VI. Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.
Азовское море слегка обмелело,
Белое море чуть – чуть почернело,
И не известно даже учёным
Белым назвать его или чёрным?
Но не пора ли вернуться к порядку
Нам не нужна география всмятку.
Мы изучили солёность, ресурсы,
Глубины измерили, шли точным курсом,
Все нужные факты в дневник записали
Составили вывод, устав – отдыхали.
Были преграды на нашем пути,
Но дружно смогли мы их обойти,
Ведь так интересно моря изучать
И новые знания приобретать.
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА
ХАРАКТЕРИСТИКА МОРЕЙ
Белое море |
Азовское море | |
1. К бассейну, какого океана относится? |
|
|
2. Площадь (км. кв.). |
|
|
3. Положение моря относительно океана (внутреннее или окраинное). |
|
|
4. Береговая линия (изрезанность, наличие заливов). |
|
|
5. Глубина моря А) средняя (м); Б) максимальная (м). |
|
|
|
| |
6. Солёность (%.). |
|
|
7. Температура воды, С. А) зимой; Б) летом. |
|
|
|
| |
8. Биологические ресурсы. |
|
|
9. Экологические проблемы. |
|
|
Вывод: В чём проявляются черты сходства и различия морей?
А) черты сходства:_________________________________________
__________________________________________________________
Б) черты различия: _________________________________________
__________________________________________________________
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗНООБРАЗИЕ ПТК МОРЕЙ СТРАНЫ
-
Географическое положение.
-
Климатические условия (распределение солнечного тепла, воздушных масс, видов и количества осадков).
-
История происхождения и развития морей.
Тест по теме «Высотная поясность» ученика(цы) 8 класса ___________________
1. Самые высокие горы России а) Алтай б) Урал в) Кавказ г) Саяны
2. Если подножья горной системы расположены в степной зоне, то нижним поясом этой горы будут
а) снега и ледники б) горные тундры
в) смешанные и широколиственные леса г) степи
3. При одинаковой высоте горных систем наибольшее разнообразие высотных поясов будут иметь горы, подножья которых располагаются в зоне
а) арктических пустынь б) тундр
в) тайги в) смешанных и широколиственных лесов
4. Обычно смена высотных поясов в горах от вершин к подножьям происходит в той же последовательности, что и на равнинах при движении с
а) запада на восток б) востока на запад
в) севера на юг в) юга на север
5. Среди перечисленных горных систем России наиболее широкий спектр высотной поясности свойственен а) Алтаю б) Уралу в) Кавказу г) Западному Саяну