Конспект урока
Студент – практикант: Валишевская А.В., гр. 642 ОЗО
Тема: «Природное районирование. Разнообразие природных комплексов»
Класс: 8 «а», 8 «б»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создание условий для качественного овладения знаниями о природно-территориальных комплексах России и их разнообразии.
Задачи:
предметные:
-
знать компоненты и уметь объяснять значение ПТК;
-
уметь различать уровни ПТК и приводить примеры для каждого уровня;
-
знать расположение крупных физико-географических районов России и уметь показывать их на карте.
метапредметные:
-
уметь извлекать необходимую информацию из разных источников;
-
уметь устанавливать причинно-следственные связи.
личностные:
-
давать нравственно-этическую оценку материалу урока;
-
осознать себя гражданином страны с огромным природным и культурным наследием;
-
обладать готовностью к самостоятельной деятельности;
-
высказывать свои предположения, приводить доводы;
-
уметь работать в парах.
Ресурсы: учебник, карта России, презентация, видеофрагмент.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
| Приветствие.
| Приветствие.
|
|
| Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на слайде? (На слайде перелистываются картинки: реки, почвы, растения, климатическая карта, горные породы, люди на природе)
Как все это мы можем назвать?
Ребята, а связаны ли эти компоненты друг с другом? Приведите примеры этой взаимосвязи?
А на всей ли территории России эти компоненты одинаковы? Давайте назовем характеристики природных компонентов Пермского края. Климат? Почвы? Реки?
А если измениться климат нашего края, какие природные последствия могут быть? Это произойдет мгновенно или медленно?
Какой фактор влияет на все природные компоненты?
А почему на территории нашей страны представлено многообразие различных природных комплексов?
А как мы можем заменить слово «территория»? Давайте попробуем объединить все, о чем мы говорили, в одно целое и попробовать сформулировать тему урока.
Вы на верном пути! Тема нашего сегодняшнего урока: «Природное районирование. Разнообразие природных территориальных комплексов России». Запишем тему урока в тетрадь. | Слушают учителя. Озвучивают то, что изображено на слайде.
Ответ: природные компоненты, компоненты природы, части природы. Отвечают на вопрос, приводят примеры.
Ответ: нет.
Ответ: умеренно-континентальный, дерново-подзолистые, равнинные. Ответ: изменятся все природные компоненты. Нет, это долговременный процесс.
Ответ: фактор времени
Ответ: влияют разные факторы, большая территория страны.
Ответ: место, район.
Варианты ответа: районы России, природные районы.
Записывают тему урока в тетрадь
|
Познавательные (установление причинно-следственных связей)
Познавательные (установление причинно-следственных связей)
Познавательные (установление причинно-следственных связей)
Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) |
| Давайте с вами вспомним определение ПТК или сформулируем его самостоятельно при помощи схемы на доске.
Давайте вспомним, какой ученый был основателем почвоведения? (слайд) Учение о ПТК называется ландшафтоведение и его основал в конце 19 века также Василий Васильевич Докучаев.
Различают три главных уровня природных комплексов: локальный, региональный и глобальный. Распределите названия уровней по местам в схеме. (схема на слайде)
Сейчас работаем самостоятельно. Ваша задача привести примеры каждого из уровней природных комплексов. Можете пользоваться материалами учебников с. 147 – 148. Давайте проверим.
Почему я разместила ваши примеры именно в такой последовательности?
Ребята, скажите, пожалуйста, какие изменения в природе способен наблюдать человек в течение своей жизни? (На слайде можно найти подсказку)
Какой уровень ПТК можем наблюдать мы с вами?
А какие изменения являются причиной образования крупных ПТК?
А мы с вами можем наблюдать эти изменения?
Основным методом выявления ПТК, установления их границ служит природное (физико-географическое) районирование. На территории нашей страны выделяют 8 основных ПТК.
Пользуясь учебником – с. 149, запишите самостоятельно названия этих ПТК.
Сейчас предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Природные объекты Всемирного списка ЮНЕСКО в России?» Но сначала скажите мне, что такое ЮНЕСКО?
При просмотре фильма постарайтесь записать в тетрадь как можно больше географических названий, которые встретятся в фильме. Записи ведите столбиком.
А сейчас работаем в парах. Ваша задача – определить к каким физико-географическим районам относятся эти объекты?
| Ответ: это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.
Ответ: Докучаев В.В.
Слушают, учителя. Записывают в тетрадь определение ландшафтоведения.
Выполняют задание. Приводят свои примеры, обсуждают их, высказывают свои мнения, одобряют ответ или опровергают его.
Зачитывают ответ, перечисляя названия основных ПК России.
Ответ: от самого крупного к наименьшему уровню.
Ответ: образование холмов, оврагов, изменение рельефа человеком
Ответ: локальный
Ответ: климат, изменения в рельеф, история
Ответ: нет, для этого необходимы столетия (мы можем видеть только результат этих изменений)
Слушают учителя.
Ищут в учебнике названия основных ПТК и записывают в тетрадь.
Ответ: международная организация, которая занимается вопросами сохранения объектов природы, науки и культуры.
Смотрят фильм, выписывая названия объектов ЮНЕСКО на территории России: девственные леса Коми, оз. Байкал, Вулканы Камчатки, горы Алтая, Западный Кавказ, Куршская коса, Центральный Сихотэ-Алинь, остров Врангеля.
Слушают учителя. Работают в парах, выполняют задание.
Обмениваются полученными данными, сравнивают с эталоном на доске.
| Познавательные (самостоятельное формулирование определения)
Познавательные (анализ объектов с целью выделения существенных признаков)
Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)
Познавательные (установление причинно-следственных связей)
Познавательные (установление причинно-следственных связей)
Познавательные (извлечение необходимой информации из текста)
Коммуникативные (умение работать сообща, в паре) Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Регулятивные (самостоятельный выбор последовательности действий) |
| Давайте подведем итоги. Над какой темой мы сегодня работали? Что нового узнал сегодня каждый из вас? Давайте еще раз перечислим названия основных ПТК России. Молодцы! Все верно запомнили. Домашнее задание: прочитать параграф 31. Ответить устно на вопросы на стр. 153. Найти для каждого физико-географического района по 3 примера названий географических объектов, ответ оформить в виде таблицы (на слайде). Урок окончен. Спасибо за работу! Всего доброго! | Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание.
Прощаются с учителем. |
Личностные (самооценка) |