Конспект урока

Студент – практикант: Валишевская А.В., гр. 642 ОЗО

Тема: «Природное районирование. Разнообразие природных комплексов»

Класс: 8 «а», 8 «б»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создание условий для качественного овладения знаниями о природно-территориальных комплексах России и их разнообразии.

Задачи:

предметные:

  • знать компоненты и уметь объяснять значение ПТК;

  • уметь различать уровни ПТК и приводить примеры для каждого уровня;

  • знать расположение крупных физико-географических районов России и уметь показывать их на карте.

метапредметные:

  • уметь извлекать необходимую информацию из разных источников;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи.

личностные:

  • давать нравственно-этическую оценку материалу урока;

  • осознать себя гражданином страны с огромным природным и культурным наследием;

  • обладать готовностью к самостоятельной деятельности;

  • высказывать свои предположения, приводить доводы;

  • уметь работать в парах.

Ресурсы: учебник, карта России, презентация, видеофрагмент.

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организация внимания, 1 мин.

Приветствие.

Приветствие.

  1. Начало урока, 5 мин.

Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на слайде? (На слайде перелистываются картинки: реки, почвы, растения, климатическая карта, горные породы, люди на природе)

Как все это мы можем назвать?

Ребята, а связаны ли эти компоненты друг с другом? Приведите примеры этой взаимосвязи?

А на всей ли территории России эти компоненты одинаковы? Давайте назовем характеристики природных компонентов Пермского края. Климат? Почвы? Реки?

А если измениться климат нашего края, какие природные последствия могут быть? Это произойдет мгновенно или медленно?

Какой фактор влияет на все природные компоненты?

А почему на территории нашей страны представлено многообразие различных природных комплексов?

А как мы можем заменить слово «территория»?

Давайте попробуем объединить все, о чем мы говорили, в одно целое и попробовать сформулировать тему урока.

Вы на верном пути! Тема нашего сегодняшнего урока: «Природное районирование. Разнообразие природных территориальных комплексов России». Запишем тему урока в тетрадь.

Слушают учителя.

Озвучивают то, что изображено на слайде.

Ответ: природные компоненты, компоненты природы, части природы.

Отвечают на вопрос, приводят примеры.

Ответ: нет.

Ответ: умеренно-континентальный, дерново-подзолистые, равнинные.

Ответ: изменятся все природные компоненты. Нет, это долговременный процесс.

Ответ: фактор времени

Ответ: влияют разные факторы, большая территория страны.

Ответ: место, район.

Варианты ответа: районы России, природные районы.

Записывают тему урока в тетрадь

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

  1. Основной этап

Давайте с вами вспомним определение ПТК или сформулируем его самостоятельно при помощи схемы на доске.

Давайте вспомним, какой ученый был основателем почвоведения? (слайд)

Учение о ПТК называется ландшафтоведение и его основал в конце 19 века также Василий Васильевич Докучаев.

Различают три главных уровня природных комплексов: локальный, региональный и глобальный. Распределите названия уровней по местам в схеме. (схема на слайде)

Сейчас работаем самостоятельно. Ваша задача привести примеры каждого из уровней природных комплексов. Можете пользоваться материалами учебников с. 147 – 148.

Давайте проверим.

Почему я разместила ваши примеры именно в такой последовательности?

Ребята, скажите, пожалуйста, какие изменения в природе способен наблюдать человек в течение своей жизни? (На слайде можно найти подсказку)

Какой уровень ПТК можем наблюдать мы с вами?

А какие изменения являются причиной образования крупных ПТК?

А мы с вами можем наблюдать эти изменения?

Основным методом выявления ПТК, установления их границ служит природное (физико-географическое) районирование. На территории нашей страны выделяют 8 основных ПТК.

Пользуясь учебником – с. 149, запишите самостоятельно названия этих ПТК.

Сейчас предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Природные объекты Всемирного списка ЮНЕСКО в России?» Но сначала скажите мне, что такое ЮНЕСКО?

При просмотре фильма постарайтесь записать в тетрадь как можно больше географических названий, которые встретятся в фильме. Записи ведите столбиком.

А сейчас работаем в парах. Ваша задача – определить к каким физико-географическим районам относятся эти объекты?

Ответ: это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

Ответ: Докучаев В.В.

Слушают, учителя.

Записывают в тетрадь определение ландшафтоведения.

Выполняют задание.

Приводят свои примеры, обсуждают их, высказывают свои мнения, одобряют ответ или опровергают его.

Зачитывают ответ, перечисляя названия основных ПК России.

Ответ: от самого крупного к наименьшему уровню.

Ответ: образование холмов, оврагов, изменение рельефа человеком

Ответ: локальный

Ответ: климат, изменения в рельеф, история

Ответ: нет, для этого необходимы столетия (мы можем видеть только результат этих изменений)

Слушают учителя.

Ищут в учебнике названия основных ПТК и записывают в тетрадь.

Ответ: международная организация, которая занимается вопросами сохранения объектов природы, науки и культуры.

Смотрят фильм, выписывая названия объектов ЮНЕСКО на территории России: девственные леса Коми, оз. Байкал, Вулканы Камчатки, горы Алтая, Западный Кавказ, Куршская коса, Центральный Сихотэ-Алинь, остров Врангеля.

Слушают учителя.

Работают в парах, выполняют задание.

Обмениваются полученными данными, сравнивают с эталоном на доске.

Познавательные (самостоятельное формулирование определения)

Познавательные

(анализ объектов с целью выделения существенных признаков)

Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Познавательные

(установление причинно-следственных связей)

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

Познавательные (извлечение необходимой информации из текста)

Коммуникативные (умение работать сообща, в паре)

Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Регулятивные (самостоятельный выбор последовательности действий)

  1. Заключительный этап, рефлексия, 5 мин.

Давайте подведем итоги.

Над какой темой мы сегодня работали?

Что нового узнал сегодня каждый из вас?

Давайте еще раз перечислим названия основных ПТК России.

Молодцы! Все верно запомнили. Домашнее задание: прочитать параграф 31. Ответить устно на вопросы на стр. 153. Найти для каждого физико-географического района по 3 примера названий географических объектов, ответ оформить в виде таблицы (на слайде).

Урок окончен. Спасибо за работу! Всего доброго!

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Прощаются с учителем.

Личностные (самооценка)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here