Класс 8 ___________

Тема: Туранская равнина

Цель: рассмотреть и изучить в ходе урока характеристику Туранской равнины

  • Сформировать у учащихся основные знания о Туранской равнине, о ее географическом положении, рельефе и геологическом строение, полезных ископаемых, климате, водной системе и природных зонах

  • Продолжить формирование знаний и умений работы с физической картой Казахстана

  • Рассмотреть экологическую обстановку загрязнения и высыхания рек, глобальную проблему Аральского моря

Тип урока: комбинированный

Оборудование: атлас 8-го класса, физическая карта Казахстана

Ход урока:

  1. Организационный момент

  • психологический настрой класса (Я люблю этот день …)

  • называется тема и постановка цели урока

II. Проверка домашнего задания:

БАНК СЛОВ

НАША ТЕМА

1. Заходит только юго-восточной частью.

2. Урал, Уил, Эмба.

3. Есиль, Нура, Сарысу.

4. Находится на западе Казахстана.

5. Делится на Южный, Рудный Алтай и Калбинский хребет

6. Степная, полупустынная, пустынная.

III. Изучение нового материала:

1.Заполните, самостоятельно опираясь на атлас 8 класса

Территория

Полезные ископаемые

Климат

Реки и озера

Природные зоны

Рельеф и геологическое строение

протянулась в Южном Казахстане с запада на восток.

нефть, газ, строительные материалы, поваренная соль и сода.

континентальный. осадков всего 80-100мм

Сырдарья, Шу, Талас, Жетыссуские реки (Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Тентек). Озера: Убаган, Шалкар, Акколь, Сарыкколь.

степная, полупустынная, пустынная

плато Торгай, Приаральские Каракумы, Кызылкум, Мойынкум, Бетпакдала.

  • Физминутка (дождь ладошками)

2. Работа со словарем (глоссарии )

  • Денудациясовокупность процессов сноса и удаления с возвышенностей продуктов выветривания горных пород с последующим их накоплением в понижениях рельефа.

  • Аккумуляция — накопление осадков или осадочных горных пород на поверхности Земли.

  • Аллювийотложения, происходящие от поверхностного разрушения и размывания более древних геологических образований и перенесения их выпадающими на земную поверхность и текущими по ней водами. Аллювиальные отложения наносятся, намываются текущими водами и могут быть речными, озерными, ключевыми, овражными и т. д

3. Работа с геологической картой ( анализ рисунка)

4. Заполните кластер:

Экологические проблемы Арала

Закрытие заповедника

Уменьшение ценных рыб

Пересыхание рек и озера

Распространение соли на большие расстояния

Большая соленость

IV. Закрепление:

Работа по карте:

  1. Показать на карте Устюрт, Тургайское плато, впадину Карагие, Мангыстау, Большие и Малые Барсуки, Кызылкум, Мойынкум, Бетпакдала.

  2. Показать на карте реки Чу, Талас, Лепсы, Иргиз, Или, Тентек, Каратал, Аксу.

  3. Показать на карте озера: Убаган, Шалкар, Акколь, Сарыкколь

Тест: Реши самостоятельно!

1. Основной вид топлива в Казахстане:

A) Нефть

B) Горючие сланцы

C) Уголь

D) Газ

E) Торф

2. К высоким горам относятся:

A) Алтай

B) Кокшетауские

C) Мангыстау

D) Баянаульские

E) Мугоджары

3. Плато Устюрт расположено:

A) К востоку от Общего Сырта

B) Между Каспийским и Аральским озерами

C) К востоку от озера Балхаш

D) Между реками Урал и Эмба

E) На северо-западе Сарыарки

4. Впадина Карагие находится в … области:

A) Южно-Казахстанской

B) Западно-Казахстанской

C) Мангыстауской

D) Атырауской

E) Актюбинской

5. Наивысшая точка Мугоджар Большой Боктыбай имеет высоту … метров:

A) 897

B) 697
C) 657
D) 757
E) 737

6. Кокшетауские горы в основном сложены кварцитами и порфиритами … эры:

A) Архейской

B) Мезозойской

C) Палеозойской

D) Протерозойской

E) Кайнозойской

7. Северо-восточнее от Алматы находятся горы:

A) Мугоджары

B) Жонгарский Алатау

C) Памир

D) Тянь-Шань

E) Кавказ

8. В Коунратском и Саякском месторождениях добывают:

А) марганец

В) цинк

С) молибден

D) медь

Е) никель

9. Первые месторождения нефти Казахстана:

А) Доссор, Макат

В) Тенгиз, Кашаган

С) Каламкас, Жетыбай

D) Кенкияк, Кульсары

Е) Кумколь, Прорва

10. Равнина, юго-восточная граница которой проходит по побережью самого большого озера Земли:

А) Западно-Сибирская

В) Туранская

С) Восточно-Европейская

D) Прибалхашская

Е) Сарыарка

V. Итог урока:

  • Выставление оценок

  • Домашнее задание: сообщение (Природные комплексы родного края)

Вывод: Экологическое состояние пустынных и степных зон очень хрупкое, его легко нарушить, поэтому необходим бережный, разумный подход к использованию природных богатств этих регионов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here