Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Усинска Республики Коми

Урок изучения нового материала.

Тема: «Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.

Природные комплексы нашей местности»

7 КЛАСС

Исполнитель:

Тимофеева Зоя Петровна

Учитель географии «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных

предметов» г. Усинска Республики Коми

г. Усинск

2014 г.

Природные комплексы суши и океана. Природная зональность. Природные комплексы нашей местности.

Урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный

Образовательные цели урока:

  • Назвать определения географической оболочки, природного комплекса

  • Продолжить формирование представлений о связи компонентов природы

  • Объяснить причины зональности, назвать существенные признаки широтной зональности и высотной поясности

  • Изучить природные комплексы своей местности

Развивающие цели урока:

  • Развитие познавательного интереса к предмету, логического мышления, умения отбирать нужный материал, работать с различными источниками информации. Разработать собственный проект о том,как можно использовать зону тайги человеком.

Воспитательные цели урока:

  • Экологическое воспитание

  • Любовь к родному краю

Педагогические технологии, которые применяются в учебном процессе урока:

  1. Проблемное обучение

  2. Проектный метод обучения

  3. Исследовательские методы обучения

  4. Обучение в сотрудничестве

  5. В любой точке земного шара, в любом месте нашей страны в определенный отрезок времени все компоненты природы находятся во взаимодействии друг с другом, тесно связаны. В результате взаимодействия возникают природные территориальные комплексы (ПТК).

    ПТК – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

    1. Изучение нового материала.

      1. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли.

    В 30-е годы XX века академик А.А. Григорьев разработал учение о географической оболочке. Географическая оболочка уникальна, ее нет ни у одной из планет Солнечной системы. В ней протекают сложные процессы, которые могут быть нарушены космическими силами, человеческой деятельностью.

    Что же такое географическая оболочка?

    Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой.

    Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географическая оболочка – наш дом. Резких границ географическая оболочка не имеет. Ученые считают ее мощность составила в среднем 55 километров. По сравнению с размерами Земли – Это тонкая пленка.

    Все оболочки планеты, которые мы изучали в этом году, тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют географическую оболочку.

    Географическая оболочка подразделяется:

    На природные комплексы материков. На каждом материке есть более мелкие ПК – это природные зоны (арктическая пустыня, тайга, тундра и т.д.). Примерами более мелких комплексов служат, например, овраги, речные долины, холмы.

    На природные комплексы океанов (Тихий, Индийский, Атлантический океаны…) Менее крупные ПК– моря, заливы проливы. Мелкие природные комплексы – это ПК поверхностных слоев воды, различных толщ воды и океанического дна.

      1. Природные комплексы суши и океана

    Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, и животного мира.

    Природная зона — это крупный природный комплекс, так как все компоненты природы (климат, рельеф, воды, почвы, растительный и животный мир) тесно взаимосвязаны.

    Например пустыня.

    • Каков климат пустыни? (сухо, жарко, мало осадков)

    • Назовите растения пустыни. (Верблюжья колючка, солянка, дерево саксаул, джизгун, полынь )

    • Как приспосабливаются растения к жизни в пустыне? ( длинные корни, листья заменены на колючки)

    Проблемная ситуация.

    • Почему на саксауле за один год образуются несколько годовых колец? (Образование колец связано с количеством дождливых дней)

    • Какие животные обитают в пустыне? (ящерицы, змеи, верблюды)

    • Как приспосабливаются животные к условиям обитания? Из-за жаркого климата животные приспособились к нехватке воды и высоким температурам. (экономное расходование воды организмом, спячка в летний период, норы)

    Проблемная ситуация.

    Верблюд экономит воду и поэтому язык всегда держит за зубами, а не высовывает как это делает в жару собака. После недельного перехода по пустыне его горбы свисают на бок.

    • Почему после недельного перехода по пустыне его горбы свисают на бок? (горб верблюда – это жировые отложения «кладовая», которая помогает верблюду долгое время обходиться без воды и пищи. Из 100 граммов жира при расщеплении молекул образуются 107 граммов воды. Вот где есть запасы воды).

    Из-за сухого климата, скудной растительности почва в пустыне неплодородная.

    • Какая взаимосвязь существует между природными компонентами пустыни? (все компоненты взаимосвязаны)

    Проблемная ситуация.

    Используя таблички с названиями природных зон, распределите их в последовательности, на одном из материков. (Евразия) Из предложенного набора табличек с названием природных зон ученик выбирает нужные и прикрепляет их на карте материка.

    • Чем вызвана смена природных зон с севера на юг?

    • Что является главной причиной смены природных зон?

    В мировом океане то же существуют природные зоны. Они отличаются водными массами, органическим миром и др.

    Здоровьесберегающие технологии

    Физминутка

      1. Природные комплексы своей местности.

    Более крупные природные комплексы нашей местности – тайга и болото.

    Исследовательские методы в обучении.

    Исследовательский характер – одна из главных особенностей урока – экскурсии.

    Урок – экскурсию по изучению природных комплексов мы провели в 6 классе при изучении темы «Природный комплекс», составили полное описание природного комплекса тайги и болота.

    Обучение в сотрудничестве.

    Класс делится на две равные команды. План описания природного комплекса и действия едины для всех членов команды. Первая команда описывает тайгу, а вторая команда – болото (рядом с нашей школой через дорогу расположено болото, а тайга хорошо выражена по долине реки Черная).

    План описания:

    1. Географическое положение зоны тайги и болота.

    2. Описание каждого природного комплекса.

      1. Описание рельефа (какая форма рельефа, открытая или закрытая местность).

      2. Какая растительность? (Виды растений)

      3. Какие животные?

      4. Какие почвы?

      5. Влияние на природный комплекс хозяйственной деятельности человека.

      6. Выявление связи между компонентами природы.

    Рефлексия

    Выводы сформулированные первой командой записывают все учащиеся класса:

    1. Тайга расположена к северо – востоку от нашего города вдоль реки Черная.

    2. Описание тайги

      1. Форма рельефа – равнина. Местность закрытая: растут высокие деревья, расположены они близко друг к другу.

      2. Растут ель, сосна, береза, преобладают сосны.

      3. Обитают белки, в поисках корма приходят лемминги, зайцы, птицы. Вдали от лесов, имеющих природоохранное назначение, в тайге обитают бурые медведи (в этом году они появлялись в черте города), лисица, волк др.

      4. Почвы имеют цвет золы, называются подзолистые.

    Проблемная ситуация.

    • Почему почва имеет цвет золы, а не черный цвет, как чернозем? Чернозем — более плодородная почва. (в зоне тайги выпадает много осадков, преобладание осадков над испарением обуславливает промывание почвы)

    1. В лесу люди отдыхают, собирают грибы, ягоды. Некоторые засоряют лес мусором.

    Нужно бережно относиться к природе, любить и охранять ее.

    1. Все перечисленные компоненты взаимосвязаны. Они сформировались в условиях умеренного климата, холодной зимы, сравнительно теплого лета, избыточного увлажнения.

    1. Широтная зональность и высотная поясность.

    По картам определите смену природных зон от экватора к полюсам по меридиану 30о восточной долготы; Установите связь с климатическими поясами и областями земли.

    Проблемная ситуация

    • Почему меняются природные зоны от экватора к полюсам?

    Природные зоны закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения. Такую смену природных зон называют широтной зональностью.

    Смена природных зон происходит не только на равнинах, но и горах – от подножия к их вершинам. Смена высотных поясов в горах происходит значительно быстрее, чем смена зон на равнинах. Первый высотный пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находиться гора. Закономерность такова: чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем больше высотных поясов и они разнообразнее.

    Смена высотных поясов в горах Кавказа.

    • Как и почему происходит смена поясов с высотой?

    1. Закрепление.

    Закончите предложения:

    1. Географическая оболочка – это …

    2. Природный комплекс – это …

    3. Природная зона – это …

    4. Широтная поясность – это …

    5. Высотная поясность – это …

    1. Домашнее задание.

    1. Разработать собственный проект о том, как человек может использовать зону тайги.

    План.

    1. Географическое положение.

    2. Что дают человеку растения тайги?

    3. Что дают человеку животные?

    4. Тайга – зона отдыха и туризма.

    1. Вторая команда учащихся формулирует выводы к итогам своей исследовательской работы.

    Литература

    1. Душина И.В. География наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 20011. – 384 с.: ил., карт. ISBN 5 – 7107 – 7229 — 1

    2. Бударникова Л.В. География. 7 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов» / сост. Л.В. Бударникова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 246 с.

    ISBN 978 – 5 – 7057 – 3079 — 7

    1. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. – (В помощь школьному учителю). ISBN 978 – 5 -94665 – 762 – 4

    2. География. Методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения. Издательский дом «Первое сентября»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here