ГЕОГРАФИЯ
8 КЛАСС
Урок по теме
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Разработала:
учитель географии биологии
МОУ СОШ с. Пушанина Белинского района
Моторина Галина Николаевна
2014г.
Белинский район
Информационные технологии на уроках географии
Класс 8.
Тема урока: Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Пензенской области
Цели: обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.
Образовательные:
Продолжать формировать у обучающихся представление об особенностях закономерности формирования рельефа и его современного развития — влияние внутренних и внешних факторов на примере Пензенской области. Показать непрерывность развития рельефа. Формировать умения работать с картами (тектонической, геологической), таблицей. Рассказать о влиянии человека на рельеф.
Развивающие:
-
развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
-
развивать умения действовать самостоятельно.
Воспитательные:
-
воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
-
воспитывать положительное отношение к знаниям;
-
воспитывать дисциплинированность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.
Оборудование: физическая карта России, геохронологическая таблица, атласы «Пензенская область», ПК, интерактивная доска, Электронное учебное пособие «География Пензенской области».
Ход урока
-
Организационный момент.
Вводное слово учителя:
Ребята, на этом уроке мы продолжим изучение форм рельефа суши на примере территории своей области.
II. Повторение. Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам. Тестовые задания.
Вариант 2 | |
1. Устойчивые участки земной коры называются: | 1. Самая древняя геологическая эра называется: |
2. Равнины расположены на: | 2. Геологическая эра, в которой мы живём сейчас, называется: |
3. Горы расположены на: | 3. Какая вершина соответствует горной системе Кавказ? |
4. В мезозойскую складчатость поднялись хребты: | 4. Какие горные хребты относятся к альпийской складчатости? |
5. К древним складчатым областям приурочены месторождения: | 5. Какие горы моложе? |
6. Какая самая высокая гора в России? | 6. Какой горной системе соответствует высота 1896м? |
7. Мы живём в какую эру новой жизни? | 7.Самое древнее горообразование? |
Ответы: 1 вариант: 1-а; 2-б; 3-в; 4-б; 5-б; 6-б; 7-б. 2 вариант: 1-а; 2-б; 3-г; 4-б; 5-б; 6-а; 7-в.
III. Изучение нового материала.(Слайд1. Меню)
Вводное слово учителя:
Своеобразие рельефа Пензенской области заключается в сложности его строения. Здесь есть узкие длинные впадины, обширные низменные равнины, возвышенности. Для рельефа нашей области характерно большое количество оврагов и балок.
Задание1.Рельеф и геологическое строение Пензенской области.
-
Используя карты атласа или ЭУП, ответьте — какая крупная форма рельефа лежит в основании Пензенской области? Слайд. Геоморфологическая карта.
-
Какая тектоническая структура расположена в основании Восточно-Европейской равнины? Слайд. Тектоническая карта.
-
Чем выражена в рельефе антеклиза – крупное тектоническое поднятие? (возвышенностями).
-
Используя Геохронологическую таблицу и карту ЭУП геологического строения Пензенской области, определите, какими породами представлен осадочный чехол? (Породами кайнозойской и мезозойской эр)
-
Где на территории области преобладают меловые отложения? (По долинам рек).
-
По картам атласа или ЭУП определите, какова мощность залегания горных пород различных систем, отложений, образований? Слайд. Геологическая карта
Вывод: (общий ответ ученика у доски с использованием ЭУП «География Пензенской области»).
Пензенская область расположена в юго-восточной части Восточно-Европейской равнины. Территория области холмистая за счет западных склонов Приволжской возвышенности, которые постепенно спускаются к Окско-Донской равнине. Наиболее высокая часть области – Сурское водораздельное плато. Оно расположено по правую сторону реки Суры ,высота местности над уровнем моря 270-300м.Самое высокое место в области Сурская шишка с высотами более 320м. На территории области выделяют основные возвышенности:Сурско-Мокшанская на севере и Керенско-Чембарская на юге , с высотами 270-290 м.Самые низкие территории- восточная часть Окско- Донской низменности и долины крупных рек ( 150-180м над уровнем моря). ( «Слабые» ученики могут прочитать готовую информацию в ЭУП.)
Задание 2. Полезные ископаемые Пензенской области.
Работа с ЭУП «География Пензенской области» карта «Полезные ископаемые» Пензенской области. Ответить на вопросы:
-
Какие полезные ископаемые представлены на карте Пензенской области? (Наша область богата нерудными полезными ископаемыми: известняками, песчаниками, мергелями, опокой, песками, глинами и минеральными красками, которые используются как строительный материал. В области есть небольшие запасы торфа и нефти, не имеющие промышленного значения.)
Какое полезное ископаемое для области является ведущим? ( Строительные пески и глина). ( «Слабые» ученики могут прочитать готовую информацию в ЭУП.)
Сообщение учащегося: «Ресурсы полезных ископаемых Пензенской области и Белинского района».
Пензенская область не входит в число регионов России с высокоразвитой добывающей промышленностью. Она бедна наиболее ценными полезными ископаемыми. Тем не менее, на территории области разведены месторождения ряда твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве, как техническое сырье в промышленности.
На территории Пензенской области разведаны, выявлены, а также возможно выявление различных видов полезных ископаемых в том числе:
Нерудные полезные ископаемые – строительные пески, кирпично-черепичные, керамзитовые, тугоплавкие глины, сырье для производства строительного щебня, сырье для производства цемента и извести, минеральные пигменты для производства минеральных красок, диатомиты, формовочные и стекольные пески, фосфориты, цеолитсодержащие породы. В Пензенской области имеются детально изученных 35 месторождений и 71 недостаточно изученный участок кирпично-черепичного сырья. В Белинском районе месторождение Чембарское Белинского района с запасами глины 7,6 млн. м3, пригодной для производства кирпича.
2. Топливно-энергетические ресурсы – нефть и торф.
3. Рудные металлические полезные ископаемые – титано-циркониевые россыпи.
4. Подземные воды – пресные и минеральные.
5. Нетрадиционные полезные ископаемые – глауконитовые пески.
(Физкультпауза)
3. Беседа с учащимися.
— В результате каких процессов формируется рельеф? (внутренних — эндогенных и внешних — экзогенных процессов)
Эндогенные или внутренние процессы называют новейшими, которые на платформах проявляются в вековых медленных колебаниях земной коры со скоростью 1 см в год.
Экзогенные процессы происходят под влиянием текучих вод (реки, сели, ледники), ветра, многолетней мерзлоты.
— Какие процессы решающие, при формировании современного рельефа Пензенской области? (экзогенные)
Экзогенные процессы:
-
текучие воды (образуют речные долины, овраги, ложбины);
-
ветер (эоловые — дюны, бугристые пески);
-
человек (карьеры, терриконы).
Основные черты современного рельефа Пензенской области ( анализ карты атласа или ЭУП «География Пензенской области» Рельеф Пензенской области ) Слайд. Геоморфологическая карта
Естественные процессы, которые формирую рельеф на территории Б.О., достаточно разнообразны. Наиболее распространены линейная эрозия, оползни, суффозионные явления, эоловые процессы, техногенный рельеф. В формировании рельефа западной части области до меридионального направления течения реки Суры сыграло свою роль Днепропетровское оледенение. Под действием ледника несколько сглаживались холмистые поверхности третичного рельефа, а также выравнивались понижения за счет элементов сноса
IV. Закрепление.
Обобщение и закрепление материала:
-
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
-
Какие причины были основными при формировании рельефа Пензенского края?
-
Какая природоохранная работа должна проводиться в крае для сохранения его природных богатств?
-
Как вы считаете, только ли природные факторы являются причиной образования различных форм рельефа в окрестностях городов Пензенской области?
-
V. Задание на дом.
Работать с ЭУП География Пензенской области ( карты и информационный материал).
Составить кроссворд по номенклатуре рельефа, геологии и полезных ископаемых Пензенской области.
VI. Рефлексия.
Какова была тема урока? Какова была цель урока? Достигли ли цели? Какими способами работали? Как сегодня работалось? Какие трудности испытали в ходе урока? Устали?
Наш урок я хочу закончить словами великого русского писателя Л. Н. Толстого, с которыми Вы не можете не согласиться. «Знания — это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти». (Л.Н.Толстой)
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Литература:
1.Авторский коллектив: А.А.Чистякова, Л.А.Новикова, П.П. Заплатин и др. Пензенская лесостепь. Учебное пособие по экологии. Пенза 1999.
|
3. Курицын И.И. Природа Пензенской области. Пенза. 1955.
Интернет ресурсы
-
www.wikipedia.org
-
www.penza.ru
-
www .slovari.yandex.ru
-
www. dic.academic.ru
-
www. inpenza.ru