Конспект урока географии в 7 классе
по теме «Северный Ледовитый океан»
Учитель географии
МБОУ «Многопрофильный
правовой лицей №8»
Блинова Ирина Леонидовна
Тип урока – урок формирования новых знаний
Цель урока – создать условия и организовать работу учащихся по закреплению изученного материала по теме «Индийский океан» и усвоению ими новых знаний по теме «Северный Ледовитый океан».
Задачи урока –
— образовательные — дать представление о Северном Ледовитом океане, как географическом объекте, рассмотреть вопросы об особенностях природы (географическое положение, строение дна, климат, органический мир)
— воспитательные – формирование экологической культуры, интереса к предмету, любознательности с целью расширения кругозора учащихся. Эстетическое воспитание.
— развивающие — продолжить развитие умения анализировать, сравнивать. Формировать умения работы с картами, схемами, вырабатывать комплексный подход к природным явлениям и процессам.
Формы работы — групповая, фронтальная, индивидуальная.
Дидактическое обеспечение –
-
физическая карта мира
-
учебник географии 7 класс. А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов «Земля и люди» Москва «Просвещение» 2009.
-
географический атлас УМК «Сферы» 7 класс. Автор А. Кузнецов
Москва Просвещение 2003.
-
карточки с указанием характерных черт Атлантического, Тихого и Индийского океанов, вопросы по теме «Северный Ледовитый океан», 4 конверта.
Ход урока
1 часть – организационная
Приветствие учителя.
2 часть – проверка домашнего задания
Учитель организует проверку знаний учащихся по теме «Индийский океан» по следующим направлениям:
1) работа с картой, например, на контурной карте подписать моря, заливы, проливы, острова и полуострова Индийского океана или показать данные объекты на физической карте;
2)составление схемы «Использование Индийского океана»;
3)повторение отличительных признаков Индийского океана (можно провести устный или письменный опрос)
3 часть – подготовка к изучению нового материала
Учитель предлагает учащимся принять участие в игре «Почта». Ученики поочередно берут по одной карточке, на которой написана характерная черта океана, какого – необходимо определить ученику и положить в конверт с соответствующим названием. Конверты закреплены на доске или на карте.
Ученики должны отнести к Атлантическому океану:
1)Протяженность срединно-океанического хребта -17т.км
2)Вытянут в меридиональном направлении
3)Самый используемый человеком
4)Впадает больше всего рек
К Тихому океану должны отнести:
1)Самый теплый
2)Самое большое количество островов
3) «Огненное кольцо»
4)Самый богатый органический мир
Для Индийского океана ученики должны выбрать:
1)Теплый в северной части
2)Срединно-океанические хребты состоят из трех ветвей
3)Один из заливов океана очень богат нефтью
4)Одно из морей океана имеет самую высокую соленость
После подведения итогов учитель спрашивает учеников, если бы был 4-й конверт с названием «Северный Ледовитый океан», какие бы характерные черты этого океана вы назвали, не смотря на то, что он еще не изучен? Ученики отвечают – самый маленький, самый холодный…
Учитель
Темой нашего урока и будет знакомство с самым маленьким и самым холодным океаном нашей планеты, в ходе которого вы узнаете много нового и интересного о Северном Ледовитом океане (запись темы в тетрадь).
4 часть – формирование новых знаний
Учитель
Несмотря на небольшие размеры, Северный Ледовитый океан отличается целым рядом особенностей. Давайте определим, какими характерными чертами он обладает. Учитель предлагает сформировать 4 группы. Для каждой из них подготовлены вспомогательные слова-направления для поиска нужной информации. Ответы на них каждая группа оформляет на листах А4 и затем озвучивает для всех учащихся. По мере представления ответов на доске поочередно закрепляются листы А4 и получается полная схема, дающая представление об особенностях изучаемого океана.
-
Вспомогательные слова-направления для 1 группы:
использовать текст параграфа 21 (стр.64) и карты атласа (стр.2-3 и 61)
-
расположение океана
-
материки
-
острова
-
береговая линия
-
Вспомогательные слова-направления для 2 группы:
использовать текст параграфа 21 (стр.64), рисунок 1.22. (стр.27) и карты атласа (стр.2-3 и 61)
-
Возраст океана
-
Дно океана
-
Глубина
-
Вспомогательные слова-направления для 3 группы:
использовать текст параграфа 21, схему 3.1.5. (стр.64 — 65), и карты атласа (стр.2-3 и 61)
-
климат океана
-
льды в океане
-
течения в океане
-
Вспомогательные слова-направления для 4 группы:
использовать текст параграфа 21 (стр. 65), и карту атласа (стр.8-9)
-
органический мир
-
суровые условия
-
рыбы
-
млекопитающие
-
птицы
(на данную работу отводится 7-15 минут, в зависимости от работоспособности классного коллектива)
Учитель просит учеников разделить тетрадный листок на 4 части-4блока, куда они и будут заносить информацию. По ходу подготовки и представления информации учитель консультирует, корректирует, дополняет, если необходимо, исправляет ошибки.
После озвучивания всех вопросов учитель с учениками рассматривает вопрос о природных богатствах и проблемах хозяйственного освоения океана из-за суровых условий.
Вместе с учениками учитель делает вывод о том, что, несмотря на небольшие размеры, Северный Ледовитый океан отличается целым рядом особенностей.
5 часть – обобщение и закрепление изученного материала
При закреплении материала, изученного на уроке, учитель вновь предлагает ученикам поиграть в «Почту». Он говорит, что у него есть конверт с надписью «Северный Ледовитый океан», показывает его и обращает внимание, что конверт заклеен, затем вскрывает его и предлагает ребятам поочередно достать из конверта «письма»- карточки с вопросами о Северном Ледовитом океане, например:
1)назови самый большой остров
2)назови максимальную глубину
3) назови теплое течение
4)что такое торосы?
5)какие моря не замерзают?
6) какие моря связывает Северный морской путь?
7) что отличает органический мир данного океана?
8)какое животное является самым крупным хищником Северного полушария?
9)что затрудняет мореплавание в этом океане?
10)с чем связана пониженная соленость воды?
11)какие природные богатства использует человек? и др.
Подводя итоги, учитель просит учеников назвать те особенности океана,
про которые они слышали и знали,
про которые они узнали на данном уроке,
и что бы они еще хотели бы узнать.
Затем учитель задает домашнее задание:
-
параграф 21,
-
оформление контурной карты,
-
творческие задания «Интересные факты» (по желанию),
-
повторение особенностей всех океанов для итогового обобщения.
Учитель благодарит учеников за работу.
Литература:
С.А. Костина География. Материки и океаны. 7 класс. Волгоград: учитель, 2005.
Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «Вако», 2005.