Конспект урока географии в 7 классе
по теме «Тихий океан – самый, самый, самый…»
Учитель географии МБОУ «МПЛ №8» г. Пскова
Блинова Ирина Леонидовна
Тип урока – комбинированный урок
Цель урока – создать условия и организовать работу учащихся по закреплению изученного материала по теме «Атлантический океан» и усвоению ими новых знаний по теме «Тихий океан».
Задачи урока –
— образовательные — дать представление о Тихом океане, как географическом объекте, активизировать познавательную деятельность учащихся;
— воспитательные – формирование экологической культуры, коммуникативных навыков, воспитывать у ребят чувство красоты.
— развивающие — продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры. Формировать умения работы с текстом учебника, картами, схемами. Развивать мышление и творческие способности учащихся.
Формы работы — групповая, фронтальная, индивидуальная.
Дидактическое обеспечение –
-
Физическая карта мира
-
Учебник географии 7 класс. А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов География Земля и люди Москва «Просвещение» 2009.
-
Географические атласы УМК «Сферы» 7 класс
-
Е.Ю. Мишняева, О.Г. Котлар, С.В. Банников География Земля и люди. Тетрадь – тренажер. Москва Просвещение 2010.
-
мультимедийная презентация учителя
Ход урока
1 часть – организационная
Учитель приветствует учащихся. Предлагает улыбнуться друг другу и с хорошим настроением начать урок.
2 часть – повторение домашнего задания по теме «Атлантический океан»
Учитель
Ребята! Мы приступили к изучению нового раздела «Многоликая планета» (слайд 1). Из темы «Океаны Земли» на прошлом уроке изучили Атлантический океан. Перед тем, как приступить к изучению следующего океана, предлагаю вспомнить и прокомментировать характерные черты Атлантического океана: (слайд 2,3)
1)«Форма и размеры океана» 2) «Дно океана» 3) «Соленость вод океана»
4) «Климат» (опрос проводится по выбору учителя – письменно, устно, фронтально, по вариантам и др.).
Работа по карте – показ объектов Атлантического океана – моря, заливы, проливы, крупные острова и полуострова (как вариант – работа на контурных картах).
Также учитель предлагает на доске (интерактивной) оформить в виде схемы ответ на вопрос об использовании человеком Атлантического океана и зачитать сообщения по теме «Атлантический океан. Интересные факты»
После опроса учитель подводит итог, анализирует и оценивает ответы учащихся.
3 часть – формирование новых знаний
Учитель-
Сегодня мы продолжаем изучать океаны нашей планеты. Посмотрите на карту. Как вы думаете, про какой океан можно сказать самый, самый, самый…?
Ученики предлагают свои ответы.
Учитель-
Многие из вас были правы. Итак, мы сегодня изучаем Тихий океан (слайд 4).
Записываем тему урока «Тихий океан – самый, самый, самый…»
По тексту первого пункта параграфа 19 (стр.60), назовите, по каким показателям Тихий океан занимает 1 место?
Ученики говорят о площади океана и его размерах, делают вывод – Тихий океан – самый большой на Земле. (Запись особенности в тетради).
Далее учитель предлагает работу с картой:
1 группа — назвать и показать материки, омываемые Тихим океаном,
2 группа — назвать и показать моря, относящиеся к Тихому океану,
3 группа — назвать и показать крупные полуострова, острова и архипелаги, расположенные в Тихом океане. Учитель вносит дополнение о большом количестве действующих вулканов по берегам материков, омываемых Тихим океаном, под названием «огненное кольцо», связанное с движение литосферных плит.
После данной работы учитель помогает ученикам (если это необходимо) сформулировать еще одну особенность — о большом количестве островов.
(Запись особенности в тетради).
Затем учащимся предлагается проведение небольшого исследования:
с помощью карт атласа (стр.2-3 и стр.4-5) и текста учебника параграфа 19 (стр. 60) (слайд 5)
-
1 группа учащихся изучает дно океана и наличие срединно-океанических хребтов, также узнают, что такое гайоты.
-
2 группе учащихся необходимо изучить глубины океана,
определить максимальную глубину, привести примеры глубоководных впадин.
После того, как ученики озвучивают свои «открытия», делают вывод о том, что Тихий океан самый глубокий, с большим количеством срединно-океанических хребтов. (Запись особенностей в тетради).
Далее учитель останавливается на вопросе о климате данного океана(слайд 6). Обращает внимание на то, что океан пересекается всеми климатическими поясами в южном полушарии и всеми, кроме, арктического – в северном полушарии, поэтому климат его очень разнообразный. А поскольку самая широкая часть океана приходится на жаркие пояса, воды его теплее (на 2 градуса) воды в Атлантическом и Индийском океанах. Формулируется еще одна особенность – Тихий океан самый теплый. К особенностям климата следует добавить, что в Тихом океане образуются самые высокие волны, зарождаются самые сильные ураганы. (Запись особенностей в тетради).
Проведение физкультминутки (слайд 7).
Учитель
Следующий вопрос, который мы должны рассмотреть касается живых организмов, обитающих в Тихом океане. Как вы думаете, каковы особенности океана, связанные с обитателями? (Можно использовать текст учебника — стр. 61, можно подготовить листы с дополнительной информацией, как вариант, можно дать опережающие задания о самых интересных и необычных представителях органического мира Тихого океана).
К ответам учащихся об огромном разнообразии обитателей, о самом богатом по числу видов живых организмов, учитель может добавить, что органический мир отличается древностью многих видов и наличием большого числа эндемиков. После просмотра слайдов (слайды 8,9,10,11) с изображением распространенных и необычных обитателей, ученики делают запись в тетради.
Вопрос об использовании природных богатств и хозяйственном освоении
Тихого океана (слайд12) учитель рекомендует изучить самостоятельно и заполнить таблицу или распаковать кластер по направлениям: «Лов рыбы», «Добыча полезных ископаемых», «Судоходство», «Отдых и туризм» (если учитель располагает временем, эту работу можно выполнить на уроке, если – ограничен во времени — задает, как домашнюю работу).
Учитель
В завершении урока необходимо подвести итог.
В начале урока мы поставили цель изучить Тихий океан, выявить его особенности. Приведите подтверждения, что мы с вами это сделали.
При этом ученики 1 варианта называют, по каким вопросам мы изучили океан, а ученики 2 варианта называют особенности (слайд 13)
Например:
Ученики 1 варианта: Ученики 2 варианта:
1) изучили площадь и размеры Тихий океан самый большой
2) изучили дно океана самый глубокий, много подводных хребтов
3) рассмотрели острова самое большое количество островов
4) изучили климат самый теплый,
самые высокие волны и сильные ураганы
5)изучили органический мир самый богатый и разнообразный
органический мир
Сегодня нам стали известны многие географические объекты в данном океане. Чтобы их лучше запомнить предлагаю выполнить задание №1 в тетрадях-тренажерах (стр.33) . Ученики выполняют задание «Вставьте в текст пропущенные географические названия», затем идет проверка и работа по карте.
Учитель
Теперь с уверенностью можно сказать, что Тихий океан, действительно, самый, самый, самый….(слайд 14)
В конце урока учитель задает домашнее задание (слайд 15) и обращает внимание на то, чтобы в домашнем параграфе 19 ученики нашли информацию, которая не прозвучала сегодня на уроке (не озвучены вопросы о солености и течениях) и были готовы к следующему уроку представить полную характеристику особенностей Тихого океана.
Учитель
Наш урок заканчивается, я благодарю вас за хорошую, плодотворную работу, благодаря которой мы познакомились с еще одним географическим объектом нашей планеты – Тихим океаном (слайд 16).
Я желаю вам всем успехов!
Литература:
С.А. Костина География. Материки и океаны. 7 класс. Волгоград: учитель, 2005.
Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «Вако», 2005.