Заярко Лариса Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Матвеево – Курганская средняя общеобразовательная школа №2 п. Матвеев — Курган
Учитель начальных классов
Урок русского языка. 3 класс.
Тема урока « Корень – главная значимая часть слова».
УМК « Планета знаний».
Цель урока.
1.Обучающая: углубить представления о значении корня – главной значимой части слова, главной не только по смыслу, но и в структуре (без корня не может быть самого слова);
совершенствовать знания о корне – смыслового ядра однокоренных слов;
2.Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, орфографическую зоркость, речь, память, мышление, умение доказывать и отстаивать своё мнение;
3.Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку, доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, сотрудничество.
Задачи урока: совершенствовать знания о морфемном составе слова и о каждой значимой части слова; организовать работу учащихся в малых группах по методу сотрудничества.
Оборудование к уроку: Л.Я. Желтовская. Учебник « Русский язык. 3 класс»; рабочие тетради; кленовые листья с заданиями; карточки со словарными словами; презентация.
План урока.
Виды и формы работы. | |
1.Оргмомент.Эмоциональный настрой. | Приветствие. |
2.Мотивационное начало урока. | 1.Работа с загадками. 2.Просмотр репродукций знаменитых художников. 3.Чтение стихов. |
3.Чистописание. | 1.Письмо по памяти с заданием. |
4.Актуализация знаний. Выход на тему урока. | 1.Работа со словарными словами. 2.Работа с этимологическим словарём. 3.Комментированное письмо. 4.Работа с учебником. 5.Работа в парах. 6.Физминутка. |
5.Работа по теме.
6. Итог. | 1.Эвристическая беседа. 2.Работа с учебником. 3.Работа в группах.
1.Работа в группах. 2.Работа над деформированным предложением.
|
7.Домашнее задание. | Дифференциация. |
8.Рефлексия. |
|
Ход урока.
1.Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Многое узнать.
А сейчас, ребята, повернитесь друг к другу. Протяните руки, положите ладошки.
Чувствуете тепло друга? Я хочу, чтобы это тепло сохранилось до конца урока. Вы добры, спокойны, уверенны в себе. У вас всё получится!
2.Мотивационное начало урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам придётся много общаться, а значит, много говорить.
И я сейчас предлагаю вам загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек….
Я …….
Учащиеся: Осень.
( 2 слайд — женщина – осень, 3-6 слайд — пейзажи осени)
Учитель: Многих художников восхищала природа осени. Посмотрите на репродукции знаменитых художников.
( 7-8 слайд – картины художников Левитана, Шишкина.)
Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей строки. Давайте, ребята, вспомним стихи об осени, с которыми мы познакомились на уроках
литературного чтения.
( Учащиеся читают стихи)
Тютчев Ф.И.
Есть в осени первоначальной
Печальная, но дивная пора,
И день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пушкин А.С.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
( музыкальное сопровождение шум ветра)
Учитель: Листья с деревьев облетели, и ветер занёс их к нам в класс. Эти листочки не простые в них задания для вас.
3.Минута чистописания.
Учитель: Первый листочек для минуты чистописания. Посмотрите на доску и скажите, как соединены буквы между собой.
ем ор
Учащиеся: ем — нижнее соединение, ор – верхнее соединение.
Учитель: Пропишите эти соединения в тетради.
а) Письмо по памяти.
Учитель: Обратите внимание, что спряталось под большими листьями?
Осе.. дли.. ой, тонкой нит. ю
Перекраш. вает лист. я.
Вставьте пропущенные буквы.
Запишите это предложение по памяти.
Задание: Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Какое это слово?
Подпишите количество букв и звуков.
Проверим. ( Взаимопроверка).
4.Актуализация знаний. Выход на тему урока.
Учитель: Ребята, вы писали буквы, записывали предложение по памяти, а ещё, что вы делали?
Учащиеся: Мы общались, беседовали.
Учитель: Следующий листочек « Словарные слова».
Сегодня у нас новые словарные слова.
Беседа
Беседовать
Беседка
Собеседники
Собеседование
Поставим ударение в этих словах.
Обратите на подчёркнутые буквы. Нужно запомнить, как правильно писать эти слова.
Давайте обратимся к этимологическому словарю с.136 в учебнике, за справкой о происхождении слова — беседа.
Учащиеся: Беседа – разговор, обмен мнениями.
Беседовать – вести беседу.
Беседка – крытая лёгкая постройка для отдыха в саду, парке.
( показ — 9 слайда)
Собеседники – тот, кто участвует в беседе.
Собеседование – то же, что беседа.
Учитель: Запишите эти слова в тетради.
Составим предложение с одним из слов.
а) Комментированное письмо. ( Запись предложения на доске).
Учащиеся: В парке красивая беседка.
( В – предлог. Пишу отдельно. Красивая – безударная, проверяю – краше. Беседка – новое словарное. Запоминаю – е).
б) Работа с учебником.
Учитель: Следующий листик « Вспомните».
Обратимся к новым словарным словам.
Чем похожи эти слова? Какая часть одинаковая, не меняется?
Учащиеся: Корень – бесед-.
Учитель: Как называются слова этой группы?
Учащиеся: Однокоренные.
Учитель: Выделите корень.
Давайте вспомним. Что такое корень?
Учащиеся: Корень – главная значимая часть слова.
Учитель: Вспомните. Из каких значимых частей ещё может состоять слово?
Учащиеся: Приставка, суффикс, окончание.
Учитель: Откроем учебники на с. 101 и прочтём, что нам предлагает ключик «Вспомнить».
Учитель: Сейчас дополните фразу.
Образуют однокоренные слова с новым лексическим значением — ……….
Учащиеся: приставки и суффиксы.
Учитель: Образует форму и служит для связи слов в предложении — ……..
Учащиеся: окончание.
Учитель: Следующий листик с заданием «Выбирай».
Выполним упр.4 на с.101
в) Работа в парах.
Учитель: Посоветуйтесь в парах.
Выпишите колонки с однокоренными словами.
Учащиеся: сова зима
совушка зимний
Учитель: Объясните свой выбор.
Учащиеся: Сова – совой — формы слова.
Подводный – водитель — корень — вод — , но значение разное.
Грусть — тоска — неоднокоренные.
г) Физкультминутка.
Учитель: Листик с заданием «Отдыхай».
Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Повернитесь влево, вправо.
Руки вверх, руки вниз,
Вверх и наклонись.
Вправо, влево головою.
Повернись направо к другу,
Улыбнись и за работу.
5.Работа по теме.
а) Эвристическая беседа.( слайд 10).
Учитель: Жители волшебной страны Русского языка спешили на поезде в гости к Осени, но произошло крушение. К счастью, никто не пострадал, однако вагоны от паровозика отцепились, и пассажиры не могут разобраться, в каком вагоне они ехали.
Давайте поможем пассажирам расселиться в вагоны и прикрепить вагончики к паровозику.
Листик с заданием «Подумай».
б) Работа с учебником.
с.100 упр. 2
в) Работа в группах.
(Учитель раздаёт каждой группе кленовые листики с дифференцированным заданием).
3 группа — выбирает слова, состоящие из корня и окончания;
2 группа — корня, суффикса, окончания;
1 группа — приставки, корня, суффикса, окончания.
приставки, корня, окончания.)
Учитель: Проверим.
(слайд 11 по щелчку выплывают слова 1 группы,2 группы,3группы.)
Каждая группа записывает свои слова.
Какой вагон мы не прикрепили к паровозику?
Учащиеся: Паровозик, в котором — приставка, суффикс, окончание.
Учитель: Почему?
Учащиеся: Нет корня.
Учитель: Сделайте вывод.
Учащиеся: Корень – главная значимая часть слова. Без корня не может быть самого слова.
Учитель: Ребята, вы сейчас озвучили тему нашего урока «Корень – главная значимая часть слова». Вы верно заметили, что без корня не может быть самого слова.
( слайд 11)
6. Итог.
Учитель: Давайте подведём итог.
Продолжите фразы.
( слайд 12,13,14)
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какого цвета бывают листья в сентябре?
Учащиеся: Зелёного.
Учитель: Найдите зелёный листик в классе.
Учитель: А в октябре?
Учащиеся: Жёлтого.
Учитель: В ноябре?
Учащиеся: Красного, багряного.
Учитель: Эти листики прилетели в класс.
На зеленом листике задание для 1 группы (корень – лист -), жёлтом – 2группы (корень – жёлт -), красном – 3 группы (корень –лёт-).
Составим однокоренные слова.
Учащиеся: 1 группа — листик 2 группа — жёлтый 3 группа — облетели
листочек желтеть прилетели
листопад желтизна летает
листья пожелтели
Учитель: С помощью каких частей слова образуются однокоренные слова?
Учащиеся: Приставки, суффикса.
Учитель: А без какой части слова невозможно образовать слова?
Учащиеся: Без корня.
Учитель: Давайте вернёмся к картине.
Используя слова, которые вы образовали, составим предложения.
( слайд 15).
Учитель: Вы сегодня замечательно работали! Я вами горжусь!
7.Домашнее задание.
Учитель: Дома попрошу выполнить задание с.102. упр.6 – 2,3 группа.
1группа выполняет – с.102 упр.7
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!
( слайд 16).
8.Рефлексия. ( Самооценка собственного уровня знаний в конце урока).
Учитель: Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Если на уроке всё было понятно, понравилось, то прикрепите на доску рисунок солнышка, а если у вас возникли трудности, что – то было непонятно – рисунок тучки.
Литература:
1.Журнал « Начальная школа» №2, №5,№6 (2007г.); №11 (2009г).
2.Журнал « Русский язык в школе» №2 (2001 г.)
3. Фопель К. « Как научить детей сотрудничать». Москва, 2008г.
4. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль, 2007г.
Цель ур
этом процессе.
-сформир