Предмет: Естествознание Класс: 5
Тема урока: Внутреннее строение Земли
Цели и задачи:
-
довести до учащихся сведения о внутреннем строении Земли;
-
сформировать новые знания и умения в соответствующей терминологии;
-
объяснить учащимся последствия действий внутренней энергии Земли;
-
знать местоположение основных сейсмических зон;
-
знать правила о мерах предосторожности при землетрясении, извержении вулканов и цунами.
Методы: комбинированный урок (рассказ, беседа, самостоятельная
работа учащихся).
Оборудование: физическая карта полушарий, настенная таблица
«Внутреннее строение Земли», «Извержение вулкана».
Иллюстрационный материал («Последний день Помпеи» и
др.), жетоны, раздаточный материал, контурные карты,
атласы.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Опрос домашнего задания.
-
Фронтальный опрос по внешнему строению Земли. Учащимся предлагается вспомнить названия оболочек, их краткую характеристику (учитель показывает модель из 4 цветных лент: голубой (гидросфера), белой (атмосфера), коричневой или черной (литосфера) и зеленой (биосфера)). Попросить ученика заплести ленты в одну косичку, а далее сделать вывод о единстве географической оболочки.
-
На следующем этапе опроса учащиеся отвечают у настенной карты полушарий:
Учитель предлагает назвать и показать:
-
Самый холодный материк. (Антарктида)
-
Материк, на котором мы живем. Он же самый большой. (Евразия)
-
Самый жаркий материк. (Африка)
-
Самый маленький и сухой материк. (Австралия)
-
Материки, которые были открыты Х. Колумбом. (Северная и Южная Америка)
-
Сколько всего материков? Океанов? (6 + 4)
-
Самый большой океан. (Тихий океан)
-
Второй по размеру океан. (Атлантический океан)
-
На третьем месте… (Индийский океан)
-
Самый маленький и холодный океан. (Северный Ледовитый океан)
-
Отгадывание кроссворда «Древняя Земля» (проверка
учащихся на знание древних океанов и материков), кроссворд
прилагается.
-
Работа с контурными картами (в группах по 2-3 человека),
выполняется в 2-х вариантах. Цифрами обозначают материки
и океаны.
Запись на доске:
I вариант II вариант
-
Северная Америка 10
-
Евразия 9
-
Африка 8
-
Австралия 7
-
Тихий океан 6
-
Атлантический океан 5
-
Южная Америка 4
-
Индийский океан 3
-
Антарктида 2
10. Северный Ледовитый океан 1
-
Если позволяет время, предлагается работа с карточками
«Угадай» (см. приложение).
III Изучение новой темы:
Перед учащимися ставятся цели урока. В тетради – запись числа и темы.
-
Рассказ-беседа учителя о внутреннем строении Земли (используется настенный плакат). Учащимся предлагается выполнить в ходе объяснения в тетради следующую схему:
Учитель дает сведения о строении, размерах, температуре, давлении и других свойствах всех 3-х слоев.
-
На следующем этапе объяснения ведется рассказ о последствии разрывов земной коры. Показ таблицы «Извержение вулканов», иллюстративного материала о землетрясениях, картины «Последний день Помпеи», цунами. Дается пояснение термина «сейсмичность» (учащиеся самостоятельно находят объяснение в словаре учебника). Рассказ учителя сопровождается показом сейсмических зон и отметкой этих зон красными жетонами на настенной карте. В завершении предлагает ученикам сделать вывод о том, что все материки земного шара имеют зоны землетрясений и вулканизма, за исключением Австралии.
-
Дается дополнительный материал из хрестоматии и других источников о землетрясениях, извержениях и цунами.
IV Рефлексия:
-
Учащиеся отвечают на вопросы после параграфа.
-
Объясняют значение новых терминов, которые вывешены на доске: земная кора, мантия, ядро, вулкан, землетрясение, цунами.
V Итог урока:
Выставление отметок. Оценка знаний учащихся.
VI Домашнее задание:
15 стр. 39-41
Используемая литература:
-
Б.Ш.Абдиманапов и др. «Естествознание» учебник для 5 класса, Алматы, «Атамұра», 2011 г.
-
Н.А.Максимов «За страницами учебника географии», М.; Просвещение, 1988 г.
-
Географическая энциклопедия, Росмен, 1999 г.
-
Журнал «Древо познания»