План-конспект урока географии

на тему: « Воды Мирового океана»

Цель:

-Сформировать представление о Мировом океане, изучить важнейшие свойства вод Мирового океана

Задачи:

Образовательные задачи:

— Сформировать представление о солености вод океанов и температуре поверхностных вод

-Установить причины различий солености и температуры в разных частях Мирового океана

Развивающие задачи:

-Развивать грамотное владение речью и пространственное мышление.

— Продолжить формирование умений работать с картой

— Продолжить формирование умения сравнивать (сравнение солености и температуры поверхностных вод в различных частях Мирового океана)

— Формировать умение делать выводы (установить причины различной солености вод океанов, температурных характеристик)

Воспитательная задача:

— Воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов

Тип урока: Урок усвоения нового материала

Методы: Исследовательский,репродуктивный, частично-поисковый.

Технологии: блочно – модульные, работа в малых группах, игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания, структуры сингапурской методики – ( «ЭЙ АР ГАЙД» , «Микс – Фриз – Груп», «Билетик на выход»)

Средства обучения:

1. Учебно — материальные : Учебник «География материков и океанов. 7 класс. /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М.: Дрофа, 2009г.

Атлас по географии для 7 класса – М.: Дрофа 2013 г.,

Рабочий модуль к уроку географии в 7 классе на тему: «Воды Мирового океана», мультимедийная презентация MS PowerPoint , компьютер, видеофильм.

2. Дидактико-методические (дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);

3. Используемая методическая литература:

1.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: «ВАКО»,2005. География. 6-8 классы.

2.Уроки с использованием блочно – модульной технологии. / Сост. Н.В. Болотникова – Волгоград: Учитель, 2005.

3. Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

4.Интернет – ресурсы:

http://ezhva-licey.ru/teachers/

http://900igr.net/prezentatsii/geografija/Vody-Mirovogo-okeana/Vody-Mirovogo-okeana.htm

pdonline.educare.sg

http://www.youtube.com/

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Введение в тему урока

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление. Практическая работа.

  6. Подведение итогов

  7. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент.

Класс разбит на группы по 4 человека( МЭНЭДЖ МЭТ).

ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

 II. Актуализация опорных знаний

Учитель: На столах у вас лежат карточки с различными изображениями. Попробуйте сгруппировать их по разделам атмосфера, литосфера. Как вы думаете, в какую группу, мы можем объединить оставшиеся карточки? (Правильно – гидросфера).

Учитель: Гидросфера это — …(водная оболочка Земли)

Учитель: Из каких частей состоит гидросфера? (слайд 2)

  III. Введение в тему урока

Учитель: Почему на фотографиях из космоса наша планета кажется голубой? (слайд 3)

Сравните площадь суши и океана на диаграмме в учебнике стр. 46, рис. 22.

Площадь суши значительно меньше чем океана.

Учитель: Откуда же взялась такая масса воды?

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (сообщение темы слайд 4.)

Применение структуры «ЭЙ АР ГАЙД» просмотр видеоролика «Происхождение вод Мирового океана»

IV. Изучение нового материала

Учитель: Вы слышите эти удивительные звуки? Они зовут нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: изучить важнейшие свойства вод Мирового океана

Предлагается в группах рассмотреть рабочий модуль к уроку с заданием (Приложение №1).

Учитель: Мы на поверхности океана, и первое исследование, которое нам нужно провести, это определить температуру поверхностных вод на разных широтах.

Задание 1: Определить температуру поверхностных вод, используя карту атласа стр.22. (Слайд 8).

Распределение температуры поверхностных вод (слайд 5,6,7).

90˚ с. ш.(ответ – 17˚C)

60˚ с. ш.(ответ + 4,8˚C)

30˚ с. ш.(ответ + 21˚C)

0˚ ш. (ответ + 27˚C)

Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты

 Учитель: — При какой температуре замерзает морская вода? (Солёная вода замерзает при t˚ -2˚C) (слайд 8,9).

Учитель: — В каких широтах образуется лёд? ( В арктических и субарктических широтах)

Учитель: Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующих изменение воды с глубиной. (слайд 10,11,12)

Задание 2: Изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах), атлас стр. 23 (слайд 15)

0 метров

+16˚C)

200 метров

+15,5˚C

1000 метров

+3,8˚C

5000 метров

+2,8˚C

Учитель: Разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, можно использовать для производства электроэнергии. Электростанции на этом принципе могут быть построены только в тропических районах – из-за большой разности температур между поверхностными и глубинными водами. В отличие от электростанций на ветряной и солнечной энергии, способны производить электроэнергию — 24 часа в сутки, 365 дней в году. Строящаяся китайская электростанция, основанная на этом принципе, будет крупнейшей на сегодняшний день, с мощностью 10 мегаватт. (слайд 13)

Учитель: Наша океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и солёность морской воды. Ребята, вспомните, в чём измеряется солёность?

Задание 3: Изменение солёности с широтой (в промилле), используя карту атласа стр.22. (слайд14)

Экватор(ответ: 34)

Тропики (ответ: 35,8)

Умеренные(ответ: 33)

Вывод: самая высокая солёность океанской воды в тропических широтах

Учитель: Чему равна средняя соленость Мирового океана? (35 промилле, в 1 литре морской воды содержится 35 гр. минеральных веществ). (слайд 15)

Задание 4: Изменения солёности по океанам (в промилле), используя карту атласа стр.22 (слайд16,17,18)

Тихий (ответ: 34,8)

Атлантический(ответ: 35,5)

Индийский(ответ: 34,8)

Северный Ледовитый(ответ: 32)

Вывод: самый солёный океан Атлантический

Физкультминутка — применение структуры «Микс – Фриз – Груп» (ученики смешиваются под музыку волн, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы , количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос учителя) (слайд19,20)

Вопросы: Сколько океанов на Земле?

Сколько букв, в слове гидросфера?

Сколько материков на Земле?

Учитель: Ребята как вы думаете, где в океане самая прозрачная вода? (слайд 21)

Задание 5: Прозрачность морских вод на примере морей

Белое(ответ: 8  м)

Баренцево(ответ: 11-13 м)

Саргассово (ответ: 66,5 м)

Средиземное(ответ: 60 м)

Вывод: прозрачность вод тропических морей выше, чем морей умеренного пояса

 Заранее подготовленный ученик : На нашей планете всего около 90 морей. И все они имеют берега. И только одно море не имеет берегов. «Берегами» у этого моря являются три океанических течения. Это самое большое море на планете — Саргассово море. Оно является чудом природы. Площадь этого моря меняется в зависимости от сезона и от постоянного изменения морских течений. Максимальная площадь Саргассова моря может достигать более 8 млн. кв. км. Прозрачность вод Саргассова моря, находящегося в центре Северной Атлантики, приближается к прозрачности дистиллированной воды. В этом районе диск Секки исчезает из виду на рекордной глубине — 65 м. Круговорот течений образовал в Саргассовом море район с теплыми поверхностными водами. Даже в зимние месяцы температура верхних слоев воды не опускается ниже +18 град.С. Летняя температура достигает +28 град.С. Вода здесь повышенной солености и ее слои хорошо перемешиваются течениями, поэтому до глубин в 400 м вода теплая (до +17 град.С). Такой теплой воды в глубине океана нет даже в тропиках.

Это явление отрицательно сказалось на развитии фитоводорослей — фундамента пищевой пирамиды океана. Скудная микрорастительность явилась причиной малого количества зоопланктона в Саргассовом море, и, как следствие, бедной фауны. Здесь проживает не более 60 видов представителей водного животного мира.
Однако животные, приспособившиеся к жизни в Саргассовом море, очень своеобразны и, по-своему, уникальны. Отмечу,
что малое количество микроорганизмов в море и является причиной необыкновенной прозрачности его вод.

Водные массы

Учитель: — Существующие представления о водных массах Мирового океана, областях и причинах их формирования, переносе и трансформации крайне ограничены. Вместе с тем исследования всего того многообразия свойств вод, которое встречается в реальных условиях, необходимо не только для понимания структуры и динамики вод, но также для изучения особенностей развития биосферы и других важнейших сторон природы Мирового океана.

О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:

Учитель:- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах).

Учитель — Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да).

Задание 6. Что такое водные массы? Найди определение в учебнике, стр. 49

Водная масса это________________________________________

Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются (слайд 25).

V. .Закрепление. Практическая работа

Применение структуры «Билетик на выход»

Практическая работа «Сравнение температуры, солёности и прозрачности водных масс» (слайд 22)

Работу можно оформить в виде таблицы:

Типы водных масс

Температура

Солёность

Прозрачность

Экваториальные

Высокая

Низкая

Высокая

Тропические

Высокая

Высокая

Высокая

Умеренные

Меняется по сезонам года

Низкая

Низкая

Полярные

Низкая

Средняя

Средняя

 VI. Подведение итогов

(Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность. )

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

VII. Домашнее задание: §9, записи в тетради. (слайд 23).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here