План-конспект урока географии
на тему: « Воды Мирового океана»
Цель:
-Сформировать представление о Мировом океане, изучить важнейшие свойства вод Мирового океана
Задачи:
Образовательные задачи:
— Сформировать представление о солености вод океанов и температуре поверхностных вод
-Установить причины различий солености и температуры в разных частях Мирового океана
Развивающие задачи:
-Развивать грамотное владение речью и пространственное мышление.
— Продолжить формирование умений работать с картой
— Продолжить формирование умения сравнивать (сравнение солености и температуры поверхностных вод в различных частях Мирового океана)
— Формировать умение делать выводы (установить причины различной солености вод океанов, температурных характеристик)
Воспитательная задача:
— Воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов
Тип урока: Урок усвоения нового материала
Методы: Исследовательский,репродуктивный, частично-поисковый.
Технологии: блочно – модульные, работа в малых группах, игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания, структуры сингапурской методики – ( «ЭЙ АР ГАЙД» , «Микс – Фриз – Груп», «Билетик на выход»)
Средства обучения:
1. Учебно — материальные : Учебник «География материков и океанов. 7 класс. /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М.: Дрофа, 2009г.
Атлас по географии для 7 класса – М.: Дрофа 2013 г.,
Рабочий модуль к уроку географии в 7 классе на тему: «Воды Мирового океана», мультимедийная презентация MS PowerPoint , компьютер, видеофильм.
2. Дидактико-методические (дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
3. Используемая методическая литература:
1.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: «ВАКО»,2005. География. 6-8 классы.
2.Уроки с использованием блочно – модульной технологии. / Сост. Н.В. Болотникова – Волгоград: Учитель, 2005.
3. Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
4.Интернет – ресурсы:
http://ezhva-licey.ru/teachers/
http://900igr.net/prezentatsii/geografija/Vody-Mirovogo-okeana/Vody-Mirovogo-okeana.htm
pdonline.educare.sg
http://www.youtube.com/
План урока
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний
-
Введение в тему урока
-
Изучение нового материала
-
Закрепление. Практическая работа.
-
Подведение итогов
-
Домашнее задание
Ход урока
-
Организационный момент.
Класс разбит на группы по 4 человека( МЭНЭДЖ МЭТ).
ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: На столах у вас лежат карточки с различными изображениями. Попробуйте сгруппировать их по разделам атмосфера, литосфера. Как вы думаете, в какую группу, мы можем объединить оставшиеся карточки? (Правильно – гидросфера).
Учитель: Гидросфера это — …(водная оболочка Земли)
Учитель: Из каких частей состоит гидросфера? (слайд 2)
III. Введение в тему урока
Учитель: Почему на фотографиях из космоса наша планета кажется голубой? (слайд 3)
Сравните площадь суши и океана на диаграмме в учебнике стр. 46, рис. 22.
Площадь суши значительно меньше чем океана.
Учитель: Откуда же взялась такая масса воды?
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (сообщение темы слайд 4.)
Применение структуры «ЭЙ АР ГАЙД» просмотр видеоролика «Происхождение вод Мирового океана»
IV. Изучение нового материала
Учитель: Вы слышите эти удивительные звуки? Они зовут нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: изучить важнейшие свойства вод Мирового океана
Предлагается в группах рассмотреть рабочий модуль к уроку с заданием (Приложение №1).
Учитель: Мы на поверхности океана, и первое исследование, которое нам нужно провести, это определить температуру поверхностных вод на разных широтах.
Задание 1: Определить температуру поверхностных вод, используя карту атласа стр.22. (Слайд 8).
Распределение температуры поверхностных вод (слайд 5,6,7).
Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты |
Учитель: — При какой температуре замерзает морская вода? (Солёная вода замерзает при t˚ -2˚C) (слайд 8,9).
Учитель: — В каких широтах образуется лёд? ( В арктических и субарктических широтах)
Учитель: Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующих изменение воды с глубиной. (слайд 10,11,12)
Задание 2: Изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах), атлас стр. 23 (слайд 15)
+16˚C) | |
200 метров
| +15,5˚C |
1000 метров
| +3,8˚C |
5000 метров | +2,8˚C
|
Учитель: Разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, можно использовать для производства электроэнергии. Электростанции на этом принципе могут быть построены только в тропических районах – из-за большой разности температур между поверхностными и глубинными водами. В отличие от электростанций на ветряной и солнечной энергии, способны производить электроэнергию — 24 часа в сутки, 365 дней в году. Строящаяся китайская электростанция, основанная на этом принципе, будет крупнейшей на сегодняшний день, с мощностью 10 мегаватт. (слайд 13)
Учитель: Наша океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и солёность морской воды. Ребята, вспомните, в чём измеряется солёность?
Задание 3: Изменение солёности с широтой (в промилле), используя карту атласа стр.22. (слайд14)
Вывод: самая высокая солёность океанской воды в тропических широтах |
Учитель: Чему равна средняя соленость Мирового океана? (35 промилле, в 1 литре морской воды содержится 35 гр. минеральных веществ). (слайд 15)
Задание 4: Изменения солёности по океанам (в промилле), используя карту атласа стр.22 (слайд16,17,18)
Вывод: самый солёный океан Атлантический |
Физкультминутка — применение структуры «Микс – Фриз – Груп» (ученики смешиваются под музыку волн, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы , количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос учителя) (слайд19,20)
Вопросы: Сколько океанов на Земле?
Сколько букв, в слове гидросфера?
Сколько материков на Земле?
Учитель: Ребята как вы думаете, где в океане самая прозрачная вода? (слайд 21)
Задание 5: Прозрачность морских вод на примере морей
Вывод: прозрачность вод тропических морей выше, чем морей умеренного пояса |
Заранее подготовленный ученик : На нашей планете всего около 90 морей. И все они имеют берега. И только одно море не имеет берегов. «Берегами» у этого моря являются три океанических течения. Это самое большое море на планете — Саргассово море. Оно является чудом природы. Площадь этого моря меняется в зависимости от сезона и от постоянного изменения морских течений. Максимальная площадь Саргассова моря может достигать более 8 млн. кв. км. Прозрачность вод Саргассова моря, находящегося в центре Северной Атлантики, приближается к прозрачности дистиллированной воды. В этом районе диск Секки исчезает из виду на рекордной глубине — 65 м. Круговорот течений образовал в Саргассовом море район с теплыми поверхностными водами. Даже в зимние месяцы температура верхних слоев воды не опускается ниже +18 град.С. Летняя температура достигает +28 град.С. Вода здесь повышенной солености и ее слои хорошо перемешиваются течениями, поэтому до глубин в 400 м вода теплая (до +17 град.С). Такой теплой воды в глубине океана нет даже в тропиках.
Это явление отрицательно сказалось на развитии фитоводорослей — фундамента пищевой пирамиды океана. Скудная микрорастительность явилась причиной малого количества зоопланктона в Саргассовом море, и, как следствие, бедной фауны. Здесь проживает не более 60 видов представителей водного животного мира.
Однако животные, приспособившиеся к жизни в Саргассовом море, очень своеобразны и, по-своему, уникальны. Отмечу, что малое количество микроорганизмов в море и является причиной необыкновенной прозрачности его вод.
Водные массы
Учитель: — Существующие представления о водных массах Мирового океана, областях и причинах их формирования, переносе и трансформации крайне ограничены. Вместе с тем исследования всего того многообразия свойств вод, которое встречается в реальных условиях, необходимо не только для понимания структуры и динамики вод, но также для изучения особенностей развития биосферы и других важнейших сторон природы Мирового океана.
О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:
Учитель:- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах).
Учитель — Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да).
Задание 6. Что такое водные массы? Найди определение в учебнике, стр. 49
Водная масса это________________________________________
Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются (слайд 25).
V. .Закрепление. Практическая работа
Применение структуры «Билетик на выход»
Практическая работа «Сравнение температуры, солёности и прозрачности водных масс» (слайд 22)
Работу можно оформить в виде таблицы:
Температура | Солёность | Прозрачность | |
Экваториальные | Высокая | Низкая | Высокая |
Тропические | Высокая | Высокая | Высокая |
Умеренные | Меняется по сезонам года | Низкая | Низкая |
Полярные | Низкая | Средняя | Средняя |
VI. Подведение итогов
(Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность. )
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
VII. Домашнее задание: §9, записи в тетради. (слайд 23).