Технологическая карта уроков

с использованием информационных технологий.

Педагог — Удинцева Л.Н.

Предмет – литература

Класс – 11-ый

Уроки анализа пьесы А.М.Горького «На дне».

Уроки 1-ый и 2-ой (лучше спарованные).

Тема:  Жанр, хронотоп и   система персонажей пьесы «На дне».

Тип урокаизучение нового материала.

Вид урокакомбинированный урок

Цели урока: 1.Формирование навыков анализа художественного произведения.

2.Начать выделение сложных проблемных вопросов, поставленных в произведении, рассматривая пьесу Горького с точки зрения философии и литературоведения.

Задачи урока: 1.Выявить особенности жанра произведения и его конфликта.

2.Разобраться с системой образов, выходя на идейное содержание произведения.

3.Определить хронотоп пьесы.

Оборудование урока: мультимедийный центр и экран (интерактивная доска), презентация.

На доске: портрет А.М.Горького, тема урока и этапы анализа произведения (жанр, хронотоп, система образов, сюжет, идея, художественные средства).

Ход урока:

Вступительное слово учителя: сегодня мы начинаем анализ пьесы А.М.Горького «На дне» как обычно с определения жанра, хронотопа и системы образов произведения. Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Как вы думаете, в чём смысл этого названия? (Горький не сразу пришёл к этому варианту, были и «Без солнца», «Ночлежка», «В ночном доме»). Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Но это произведение особенное и считалось в то время новаторским.

Вопросы классу: 1. В чем же особенность и необычность этого произведения?

(Учащиеся отметят, что это драматическое произведение, не обозначенное автором по жанру, что в нём необычны герои (босяки). Хорошо, если они заметят, что герои мало действуют, а много говорят, даже спорят, что споры идут явно на философские, «вечные» вопросы, это для босяков очень неожиданно, но у М.Горького это представлено логично, естественно).

2.А как вы бы определили жанр этой пьесы? (Ответ, конечно, должен быть обоснован)

(Здесь уже будет видна сложность произведения: явно драматично, даже трагично звучит событийная сторона пьесы (смерть Анны, Актера, арест и каторга Пепла, а вот гибель Костылева выглядит иначе, что-то нелепое, досадное ощущается), но наряду с этим комично выглядят отдельные сцены ( спор о том, кому мести пол, пьяный разгул Алешки и конфуз при появлении Василисы, ругань Костылевых) – это снимает накал. К тому же споры о человеке, о правде занимают очень большое место, заставляют задуматься, так что мы понимаем: события — внешнее, а главное — внутри героев, и здесь всё непросто.) По жанру это, скорее всего, драма.

3по характеру она какова? (Ученики выделят социальные проблемы (положение ночлежников, отношения с хозяевами ночлежки, безысходность жизни на «дне»), возможно, отметят психологизм звучания этих проблем (в 9-10 классе над такими особенностями работали много), и, конечно, философские проблемы будут названы (споры о человеке, о правде). Делаются записи в опорном конспекте (над этим работаем уже давно, потому ребята вопросы жанра, хронотопа, системы образов разбирают достаточно самостоятельно, но озвучить их надо).

4. Определим хронотоп пьесы. Пьеса ставилась в 1902 году и явно о том времени (школьники отметят, что поскольку речь идёт о метении улицы, то действие происходит в теплое время года, что, конечно, полегче. Каково-то зимой этим бедолагам!) По ремаркам чётко определено, что действие происходит в ночлежке и на пустыре около неё (3 действие). Зачитываем ремарки, рассматриваем фотографии на слайдах (№ 14-18)- декорации снятых сцен спектаклей. Можно зачитать описание ночлежки, которую посетили актеры, готовясь к спектаклю, в воспоминаниях В.Гиляровского «На Хитровке» (приложение 2) Надо обратить внимание на слова ремарок, их значение и особый смысл (подвал, похожий на пещеру, потолок — тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой, по стенам – нары, посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, всё — некрашеное и грязное, широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом).

Слайды с видами начала xx века, сценами из спектаклей.

Слово учителя: всмотритесь внимательно в сборный пункт этих горемык, собранных на тесную площадку подвала-пещеры в первом акте. Или в «пустырь» — «засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место» — в акте третьем. Вы сделаете любопытное открытие: эта площадка, в сущности, разбита на ячейки, на микропространства, норы, в которых раздельно и даже отчужденно живут «бывшие» люди, лишенные дела, прошлого, живут со своей бедой, даже близкой к трагедии. Вот комната за тонкой перегородкой, в которой живет вор Васька Пепел, продающий ворованное хозяину ночлежки Костылеву, бывший любовник его жены Василисы, мечтающий уйти отсюда с Натальей, сестрой хозяйки. Треугольник Пепел — Василиса — Наталья имеет в пьесе самостоятельное значение. Но при всем драматизме борьбы в рамках его — Василиса подстрекает Пепла на расправу с мужем, лукаво обещает одарить его деньгами — для многих других обитателей ночлежки исход этой борьбы не столь важен.

А вот за занавеской семья. Своя драма ( несчастно прожитая жизнь, умирание в подвале ) связывает Анну и слесаря Клеща, может быть, винящего себя за жестокость к жене. На кухне, у печки, обосновались Квашня и Настя, у каждой своя драма. Квашня была замужем, и этого ей так хватило, что она не спешит радоваться ухаживаниям полицейского Медведева, человека обеспеченного и живущего всё же не в ночлежке. Постоянно «передразнивают» друг друга проститутка Настя, мечтающая о роковом Гастоне или Рауле, и Барон, вспоминающий знатного деда. Барон, правда, говорит «мерзавке» Насте, высмеивающей его грезы: «Я — не чета тебе! Ты… мразь». Но едва она сбежит, не пожелав его слушать, как он ищет ее («Убежала… куда? Пойду посмотрю… где она?»). В известном смысле скрытую взаимосвязь этих разрозненных человеческих ячеек, единство бедолаг, даже дерущихся, высмеивающих друг друга, можно определить словами Насти: «Ах ты несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь — яблоком!» Итак, ночлежка Костылева – это, прежде всего, символ бездомности, бесприютности, символ ненормальной жизни. В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.

4. А теперь к системе образов. Это ваше домашнее задание. Каждая группа представляет своих героев, и все делаем записи в тетрадях, собирая весь материал. Слайды с героями.

Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, типичными, но и достаточно индивидуальными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения.

(Лука Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

М.Горький заинтересовался богомильским учением (древним религиозно-философским учением), согласно которому Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.

Для Луки все люди одинаковы: « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся,  а человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает.

Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа.

Но есть и другое толкование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!»(Приложение 1)

Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.

Сатин Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово — человек, который «за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он свободен». Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

В богомильстве (древнем славянском вероучении) писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть – творение Сатанаила, а душа человека и солнце – творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и с песней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу». Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»

Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, что хорошо видно в его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, почему неглупый, бравый Сатин оказался среди босяков: «Эдакий ты бравый…Константин…неглупый…и вдруг». Видимо, непреклонность натуры Сатина, его нежелание идти на компромиссы и позволило М.Горькому называть этого босяка Константином , что значит «твердый, постоянный». Ведя заочный спор с Лукой, сам о себе Сатин заявляет: «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому».

ИЗВЕСТНО, ЧТО МНОГИЕ МЫСЛИ М.ГОРЬКОГО В ДРАМЕ ВЫСКАЗЫВАЕТ ИМЕННО САТИН

Бубнов

Особое место среди ночлежников занимает Бубнов (45 лет) . В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников.

Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле: «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов. Поэтому не случайно его фамилия образована от существительного «бубен» — промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел – стал как бубен гол» и др.

С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека». Понятия чести и совести для него значения не имеют.

Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!»

Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М.Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, что человек – существо на земле лишнее. «Ты везде лишняя…да и все люди на земле – лишние»,– говорит он Насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.

Васька Пепел

Молодой человек (28лет) — потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Под влиянием Луки Васька начинает мечтать о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.

Наташа

Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу любит и зовёт замуж Пепел, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить так же. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя

Настя – молодая девушка, (24 года), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света. Эта героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни.

Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».

Барон (33 года) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, каково человеку, когда ему не верят?”

По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков. Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода. Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой. Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение

Клещ и Анна

Андрей Митрич (40 лет) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!

Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена». Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти». Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить: «Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!» Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает». Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.

Анна (30 лет) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр (40 лет)

В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды. Назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он  выглядит не от мира сего. Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город».

Персонаж драмы М.Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом. Этот образ высоко оценил А.П.Чехов.

.      Квашня (под 40 лет)

Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению. Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки. Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В.Даль). Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»

Костылёв и Василиса

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».

Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум.Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.

Для М.Горького ханжество более сильный грех, чем грубость.

Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.

5. А в какие системы мы можем объединить героев? В опорный конспект вносим схемы этих систем.

Системы удобно связывать с проблемами. 1.Социальный конфликт разделяет героев на два лагеря: хозяева ночлежки и ночлежники (конфликт статичный, ничего в отношениях героев не меняется), но этот конфликт дополняется личными социальными конфликтами героев (у каждого свой конфликт, приведший героя в ночлежку, в безысходное состояние). Эти конфликты за сценой, о них мы узнаем из их воспоминаний персонажей.

2. Любовный конфликт создал двойной треугольник: Пепел, Василиса и Костылев; Пепел, Василиса и Наташа. Но эти отношения не затрагивают остальных героев, они лишь зрители.

3. Философские споры о правде, человеке и его достоинстве. Спорят прежде всего Лука, Сатин, Бубнов, Клещ, Васька Пепел и Барон.

При наличии времени викторина «Узнай героя по его словам» (Приложение 3)

Домашнее задание: 1.Дома вы должны выписать (лучше в таблицу) позиции героев по вопросу правды.

1 вариант 1 ряда – Луки, 2 вариант 1 ряда – Сатина, 1 вариант 2 ряда – Клеща и Бубнова, 2 вариант 2 ряда – Васьки Пепла и Барона, 3 ряд – просматривает позиции всех остальных героев.

2. Определите своё отношение к найденной вами позиции.

Литература: 1. Текст пьесы «На дне».

2. В.Блохина, Л.Либединская . «Горький в родном городе» М., «Детская литература»,1972 г.

3.В.Гиляровский. Сочинения в четырех томах. 1 том. М.,»Правда»,1989 г.

4.Журнал «Литература в школе» №7 2003 г., №7 2001 г., №8 1998 г.

Статьи Иванова Н.Н., Гавриш Т.Р., Троицкого В.Ю.

5. Методички для 11 класса: 1)Поурочные разработки . Методические рекомендации для учителя под редакцией В.В.Агеносова. М. «Дрофа». 2004 г.

2)Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. М. «ВАКО» 1 ч. 2005 г. 2 ч. 2006 г.

3)Б.Турьянская, Л.Гороховская, Т..Миллионщикова «Литература в 11 классе. Урок за уроком». 2 части. М. «Русское слово», 2005 г.

Приложение 1. Евангелист Лука

ЛУKА́ — евангелист и апостол из числа 70, сподвижник святого апостола Павла (см. Флм. 1, 24; 2 Тим. 4, 10),уроженец Антиохии Сирийской, врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70 учеников св. Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (см. Лк. 10, 1–3). После воскресения Господь Иисус Христос явился свв. Луке и Kлеопе, шедшим в Еммаус. Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Kогда св. Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (см. 2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов св. Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь. Предание приписывает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Св. Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 гг. в Риме. Св. Лука в первых стихах (см. Лк. 1, 3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку все, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (см. Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (см. Лк. 2, 19; Лк. 2, 51). Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 гг. в Риме. Kнига Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после вознесения Спасителя. Память апостола Луки совершается 4 (17) января, 22 апреля (5 мая), 18 (31) октября.

Приложение 2. (Отрывок из воспоминаний Вл.Гиляровского)

На другой день, в воскресенье, я пошел на Хитровку под вечер. Отыскал дом Степанова, нашел квартиру номер шесть, только что отворил туда дверь, как на меня пахнуло каким-то отвратительным, смешанным с копотью и табачным дымом, гнилым воздухом. Вслед­ствие тусклого освещения я сразу ничего не мог разо­брать: шум, спор, ругань, хохот и пение — все это смешалось в один общий гул и настолько меня поразило, что я не мог понять, каким образом мой приятель суф­лер попал в такую ужасную трущобу. Мой приход никого не удивил, и никто не полюбо­пытствовал о цели моего появления. Я стал осматри­ваться: это была огромная квадратная комната в пять окон; вокруг стен были сплошные нары, и на них в са­мых непринужденных позах кто сидел, кто лежал; неко­торые чинили свои отрепья. Соседняя ночлежка, нищен­ская, была еще хуже. Там под нарами, на разостланных на полу грязных рогожах, ютились преимущественно женщины; тут же, на протянутых над нарами веревоч­ках, сушились грязные тряпицы, юбки и другие принад­лежности женского туалета. Пол был отвратительно грязен и блестел от мокроты. Нога ступала в мокрую грязь так же мягко, как на улице. Посреди комнаты за большим столом, под висячей лампой, сидело человек шесть, и казалось, они очень спешили сшивать какие-то тетради. Я подошел к столу и спросил об Иване Ар­темьевиче.

Он болен,— усмехнувшись, ответил мне малень­кий рыженький человечек с быстрыми плутовскими глаз­ками.— Нынче он не выходил из своих апартаментов, но труп его можете узреть вон там налево, под нарами, откуда — слышите? — раздается богатырский храп.

На другой день, как мы условились раньше, я привел актеров Художественного театра к переписчи­кам. Они, раздетые и разутые, сидели в ожидании работы, которую Рассохин обещал прислать вечером. Лампа горела только в их «хазе», а в соседней было темно: нищие с восьми часов улеглись, чтобы завтра рано встать и идти к ранней службе на церковную паперть.

Радость, когда я привел таких гостей, была неопи­суема. Я дал пять рублей, хозяйка квартиры подала нам «смирновки», а другим сивухи. По законам ноч­лежки водку обязаны покупать у хозяйки — это ее главный доход. Водка, конечно, всегда разбавлена во­дой, а за «смирновку» в запечатанном виде платилось вдвое.

Художник В. А. Симов с карандашом и альбомом и еще кое-кто сели за стол, а кто и стоял. Щегольские костюмы и рвань. Изящный В. И. Немирович-Данченко блистал своей красиво расчесанной бородой и с кем-то разговаривал.

Позднее столица восторгалась пьесой Горького и вы­зывала художника В. А. Симова за декорации, которые были точнейшей копией ночлежки Бардадыма, куда я его водил еще не раз после скандала у переписчиков.

Приложение 3. Викторина «Узнай героя!»

1. «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» (Актер)

2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»(Настя)

3. «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался».(Бубнов)

4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» (Барон)

5. «Вон что-о! Ого-го! Это — ты ловко придумала… мужа, значит в гроб, любовника – на каторгу, а сама…»(Пепел)

6. «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому»(Сатин)

7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»(Квашня)

8. 10. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!» (Анна)

9. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»(Лука)

10. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…» (Наташа)

11. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают»(Костылев)

12. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена»(Клещ)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here