ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
«Рекомендовано к использованию» Заместитель директора
___________________ /И.М.Грибоедова/
«____»_________20____ г.
| «Утверждаю» Директор
___________________ /А.В.Шапошников/
Приказ №____
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
10-11 класс
Составила:
учитель географии
высшей квалификационной категории
Пляскина
Лариса Валериевна
2014-2015 уч. год
Санкт-Петербург
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
1.1. Цели и задачи.
Изучение географии в 10-11 классах направлена на достижение следующих
целей:
-
освоение географических знаний для понимания предмета и задач современной географии, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
-
овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных и социально-экономических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий;
-
воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в повседневной трудовой и бытовой деятельности;
-
развитие географического мышления для ориентации в проблемах организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения профессионально-ориентированных задач;
-
приобретение компетенции в сфере моделирования и прогнозирования , использования знаний и умений в быту, подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды
1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
-
авторской программы О.А.Бахчиева. Экономическая и социальная география мира. География: программа. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений / (А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др.). Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2008.
-
федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
-
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом разработанным в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241 , от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 №1994, Санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
1.3. Сведения о программе.
Данная рабочая программа по географии определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
1.4. Обоснование выбора программы.
Причиной выбора этой программы послужило следующее:
В полном объеме представлены все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и способностей, обучающихся 10-11 классах.
1.5. Информация о внесенных изменениях.
В авторскую программу существенных изменений внесено не будет.
1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Данный учебный курс по географии в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам
1.7. Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год).
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
1.9. Технологии обучения.
Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.
1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.
Примерная программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в этом направлении приоритетными являются:
Формулирование своих мировоззренческих взглядов
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции;
Оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде.
Выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований
Коммуникативные умения.
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстраций; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества
Способы самоорганизации учебной деятельности.
Оценка собственного вклада в деятельность группы; самооценка уровня личных учебных достижений.
1.11. Виды и формы контроля.
Согласно уставу гимназии и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть зачет, практическая работа, тест, контрольная работа.
1.12. Требования к уровню подготовки учащихся по географии
Знать/понимать:
-
основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурданизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт, политическая география, геополитика, внешнеторговы й оборот;
-
традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;
-
особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
-
численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
-
основные направления внешних и внутренних миграций;
-
проблемы современной урбанизации;
-
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
-
географические аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь:
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации, населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
-
составлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направления современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
-
для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций изменения возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
-
для нахождения географической информации (включая карты, статистические данные, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, тенденции их возможного развития.
Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе.
Для овладения всеми перечисленными выше умениями и навыками предлагается учебник для общеобразовательных учреждений:
Экономическая и социальная география мира.О.А.Бахичева,Москва,Издательский центр «Вентана-Граф»-2013 г.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ МИРА (X—XI классы)
(68часов)
Содержание программы (базовый уровень)
Введение (1ч)
Положение географии в системе наук. Статистический метод. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации. Геоинформационные системы.
Раздел 1. Общий обзор современного мира (28ч)
Политическое устройство мира (4 ч)
Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.
Население мира (7ч)
Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения. Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
Природа и человек в современном мире (8 ч)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно — ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
Практическая работа: «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»
Мировое хозяйство и география основных отраслей (14 ч)
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
География мировых валютно-финансовых отношений
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля — основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практическая работа: «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»
Перечень обязательной географической номенклатуры.
1. названия и столицы крупнейших по площади и населению стран;
-
географические регионы мира;
-
монархии и республики мира по регионам;
-
унитарные и федеративные государства по регионам мира;
-
основные международные организации (ООН, ЮНЕСКО);
-
страны, входящие в важнейшие международные объединения («Большая восьмерка», ЕС, НАТО, АСЕАН, ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ);
-
страны с населением более 100 млн. человек;
-
основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
-
ареалы распространения крупнейших народов, мировых религий, культурно-исторические центры;
-
крупнейшие агломерации и мегаполисы;
-
регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и других видов топливных и минеральных ресурсов; основные направления их перевозок;
-
регионы с наиболее значительными земельными, лесными, водными, гидроэнергетическими ресурсами, ресурсами нетрадиционной энергетики;
-
размещение сырьевой базы отдельных отраслей и первые десятки стран основных производителей продукции (по отраслям), главные страны – экспортеры и импортеры данной продукции;
-
десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии;
-
основные страны и районы добычи сырья для черной и цветной металлургии; основные направления перевозок сырья и готовой продукции;
-
основные страны производители черных и цветных металлов;
-
основные машиностроительные регионы мира, страны, являющиеся главными производителями и экспортерами в автомобилестроении, станкостроении, судостроении, электротехнической промышленности, крупнейшие мировые центры машиностроения;
-
страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и деревообрабатывающей промышленности мира, основные страны – производители минеральных удобрений, полимеров, лесной продукции;
-
главные регионы и страны легкой промышленности, основные производители и экспортеры сырья для текстильной промышленности;
-
ведущие страны-производители основных зерновых, масличных, сахароносов, тонизирующих, клубнеплодных, технических непродовольственных культур; а также страны экспортеры и импортеры основной сельскохозяйственной продукции;
-
главные страны мирового рыболовства;
-
основные порты мира, важнейшие морские каналы и проливы, основные внутренние водные пути мира, главные воздушные державы мира;
-
ведущие страны мира по протяженности и плотности автомобильных и железных дорог;
-
крупнейшие старопромышленные районы, индустриальные страны, районы нового освоения, свободные экономические зоны;
-
основные мировые центры и районы: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные.
Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
-
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
-
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
-
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
-
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка «4» ставится, если ученик:
-
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
-
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
-
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
-
ответ самостоятельный;
-
наличие неточностей в изложении географического материала;
-
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
-
связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
-
наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
-
понимание основных географических взаимосвязей;
-
знание карты и умение ей пользоваться;
-
при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик:
-
усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-
материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
-
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
-
допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
-
не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
-
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
-
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
-
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
-
слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
-
скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
-
знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
-
только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка «2» ставится, если ученик:
-
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
-
не делает выводов и обобщений.
-
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
-
или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
-
или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
-
имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
-
выполнил работу без ошибок и недочетов;
-
допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
-
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
-
или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
-
не более двух грубых ошибок;
-
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
-
или не более двух-трех негрубых ошибок;
-
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
-
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
-
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
-
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
-
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
-
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
-
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
-
Время выполнения работы: 10-15 мин.
-
Оценка «5» — 10 правильных ответов, «4» — 7-9, «3» — 5-6, «2» — менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
-
Время выполнения работы: 30-40 мин.
-
Оценка «5» — 18-20 правильных ответов, «4» — 14-17, «3» — 10-13, «2» — менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащего
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
Тема раздела, урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды, формы контроля | Плани-руемые строки | |
Часть 1.ВВЕДЕНИЕ.ОБЩИЙ ОБЗОР МИРА |
| |||||
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА 5 ч. |
| |||||
1 | Введение Многообразие стран современного мира. Пр.р.№ 1 «Нанесение на карту группы стран» | комбини-рованный | Количество, типология стран | Знать:основные географические понятия и термины Уметь:называть и показывать на карте разные типы стран
| Работа с картами |
|
2 | Экономическое развитие стран мира | лекция | Развитые, развивающиеся, новые индустриальные, страны с переходной экономикой | Знать:основные географические понятия и термины Уметь:называть и показывать на карте разные типы стран
| работа с картами |
|
3 | Влияние международных отношений на политическую карту | семинар | Влияние международных отношений на политическую карту | Знать:основные географические понятия и термины Уметь: называть этапы влияния на политическую карту | Работа с картами |
|
4 | Государственный строй стран. Пр.р.№ 2. «Нанесение на карту монархий и республик» | практикум | Республики и монархии | Знать:основные географические понятия и термины Уметь:называть и показывать на карте разные типы стран
| Работа с картами |
|
5 | Итоговый урок | тест |
|
|
|
|
Численность населения мира и демографическая политика 7 ч. |
| |||||
6 | География населения мира | комбини-рованный | Численность и воспроизводство населения, состав населения, размещение, миграции населения | Знать :численность и динамику населения стран и регионов, проблемы современной миграции и урбанизации Уметь:оценивать и объяснять демографическую ситуацию | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем |
|
7 | Численность населения Пр.р.№ 4 «Страны с самой большой численностью населения | 1 | Численность и воспроизводство населения, состав населения, размещение, миграции населения
| Знать :численность и динамику населения стран и регионов, проблемы современной миграции и урбанизации Уметь: оценивать и объяснять демографическую ситуацию,показывать страны с высокой и низкой численностью | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем |
|
8 | Состав населения | комбини-рованный | Численность и воспроизводство населения, состав населения, размещение, миграции населения, половой, возрастной, национальный состав
| Знать :численность и динамику населения стран и регионов, проблемы современной миграции и урбанизации Уметь: оценивать и объяснять, половой, возрастной, национальный состав | составление характеристик, работа с картами, оставление картосхем |
|
9 | Религии мира | семинар | Основные географические понятия и термины; их этногеографическую и религиозную специфику | Знать :историю и географию религий мира Уметь:оценивать и объяснять религилзный состав |
|
|
10 | Размещение населения | комбини-рованный | Численность и воспроизводство населения, состав населения, размещение, миграции населения
| Знать :численность и динамику населения стран и регионов, проблемы современной миграции и урбанизации Уметь: оценивать и объяснять демографическую ситуацию | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем |
|
11 | Миграции населения | комбини-рованный | Численность и воспроизводство населения, состав населения, размещение, миграции населения
| Знать :численность и динамику населения стран и регионов, проблемы современной миграции и урбанизации Уметь: оценивать и объяснять демографическую ситуацию | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем |
|
12 | Городское и сельское население. Демографическая проблема. | комбини-рованный | Численность и воспроизводство населения, состав населения, размещение, миграции населения, урбанизация, крупнейшие города мира
| Знать :численность и динамику населения стран и регионов, проблемы современной миграции и урбанизации Уметь: оценивать и объяснять демографическую ситуацию, урбанизацию, показывать крупнейшие города на карте | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем |
|
| Мировые ресурсы Земли и природопользование 8 ч. |
| ||||
13 | Взаимодействие общества и природы | лекция | Природные ресурсы | Знать:основные географические понятия и термины Уметь:называть и показывать на карте разные типы стран
| Устный опрос |
|
14 | Ресурсообеспеченность стран. Пр.раб. №3 «Нанесение на карту стран, обеспеченых природными ресурсами» | практикум | Минеральные ресурсы. Ресурсообеспеченность | Знать: особенности размещения и обеспеченности природными ресурсами оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Уметь:называть и показывать на карте страны богатые ресурсами
| работа с картами,составление картосхем |
|
15 | Земельные ресурсы | комбини-рованный | Мировой земельный фонд,опустынивание.,деградация. | Знать: особенности размещения и обеспеченности природными ресурсами оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Уметь:называть и показывать на карте страны богатые ресурсами
| работа с картами,составление картосхем |
|
16 | Водные ресурсы | практикум | Проблемы пресной воды, решение водной проблемы | Знать: особенности размещения и обеспеченности природными ресурсами оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Уметь:называть и показывать на карте страны богатые ресурсами
| работа с картами,составле-ние картосхем |
|
17 | Биологические ресурсы | практикум | Растительные ресурсы, ресурсы животного мира | Знать: особенности размещения и обеспеченности природными ресурсами оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Уметь:называть и показывать на карте страны богатые ресурсами
| работа с картами,составление картосхем |
|
18 | Ресурсы Мирового океана | практикум | Минеральные, энергетические, биологические ресурсы Океана | Знать: особенности размещения и обеспеченности природными ресурсами оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Уметь:называть и показывать на карте страны богатые ресурсами
| работа с картами,составление картосхем |
|
19 | Климатические и космические ресурсы | семинар | Климатические и космические ресурсы | Знать: особенности размещения и обеспеченности природными ресурсами оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Уметь:называть и показывать на карте страны богатые ресурсами
| работа с картами,составление картосхем |
|
20 | Рекреационые ресурсы | семинар | Рекреационые ресурсы | Знать: особенности размещения и обеспеченности природными ресурсами оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Уметь:называть и показывать на карте страны богатые ресурсами
| работа с картами,составление картосхем |
|
Научно-техническая революция , мировое хозяйство. 4 ч. |
| |||||
21 | НТР | семинар | Характерные черты и составные части НТР | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем |
|
22 | Мировое хозяйство | лекция | Международное разделение труда, отрасли международной специализации | Знать :основные определения Уметь :наносить на карту страны ,участвующие в МГРТ | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем |
|
23 | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства | лекция | Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная структура хозяйства | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем |
|
24 | Факторы размещения | комбини-рованный | Старые и новые факторы размещения | Знать :влияние факторов на размещение хозяйства Уметь :объяснять влияние факторов на размещение хозяйства | составление характеристик, работа с картами, составление картосхем |
|
География основных отраслей мирового хозяйства. 10 ч |
| |||||
25 | Топливно-энергетический комплекс | комбини-рованный | География топливной промышленности | Знать :влияние факторов на размещение хозяйства Уметь :объяснять влияние факторов на размещение хозяйства | работа с картами |
|
26 | Топливная промышленность Пр.р.№ 5 «Страны –лидеры топливной промышленности» | практикум | Взаимодействие общества и природы. Мировые природные ресурсы | Знать: особенности размещения и обеспеченности природными ресурсами оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран | работа с картами |
|
27 | География черной металлургии | комбини-рованный | География черной металлургии Взаимодействие общества и природы. Мировые природные ресурсы | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | работа с картами |
|
28 | География цветной металлургии Пр.р.№6 «Страны –лидеры металлургии» | практикум | География цветной металлургии | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | работа с картами |
|
29 | География химической промышленности | комбини-рованный | География химической промышленности | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | работа с картами |
|
30 | Лесная промышленность | комбини-рованный | География лесной промышленности.
| Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | работа с картами |
|
31 | Легкая промышленность и пищевая промышленность | комбини-рованный | География легкой промышленности. | Знать: особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства | составление характеристик, работа с картами,составление картосхем |
|
32 | География сельского хозяйсва География рыболовства | комбини-рованный | География сельского хозяйства. География рыболовства | Знать: размещение основных отраслей мирового хозяйства Уметь: составлять комплексную географическую характеристику отражающую закономерности территориальных взаимодействий | составление характеристик, работа с картами,составление картосхем |
|
33 | География транспорта Всемирные экономические отношения | семинар | География транспорта Международное разделение труда, отрасли международной специализации | Знать: размещение основных отраслей мирового хозяйства Уметь: составлять комплексную географическую характеристику отражающую закономерности территориальных взаимодействий | составление
характеристик, работа с картами,составление картосхем |
|
34 | Итоговый урок | тест |
|
|
|
|
Содержание программы
(продолжение программы 10 класса)
Введение (1 час)
Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время
Раздел 2.Региональная характеристика мира (20ч)
Зарубежная Европа (5ч)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Практические работы:
-
Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Европы.
-
Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Еропы.
Зарубежная Азия, Австралия и Океания (6ч)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Практические работы:
-
Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.
-
Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.
Африка (3ч)
Африка «Визитная карточка» региона. Деление Африки на субрегионы. ЮАР. Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Практические работы:
-
Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа.
-
Подбор рекламно — информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
Северная Америка (4ч)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно – ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Практическая работа:
-
Заполнение таблицы «Экономические районы США».
Латинская Америка (3ч)
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
Практические работы:
-
Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»
-
Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.
Россия в современном мире (7ч)
Экономическая дифференциация мира. Роль и место России в современном мире.
Практические работы:
-
Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции
-
Основные формы внешних экономических связей.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (5 часов)
Глобальные проблемы их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы, и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
Тема раздела, урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды, формы контроля | Плани-руемые сроки | |
| Политическая карта мира (1 час) |
|
|
|
| |
1 | Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в Новейшее время | Вводная лекция |
|
| Фронтальный опрос |
|
| Региональная часть ( 20 часов) |
|
|
| ||
2 | Экономическая дифференциация мира. | Практикум |
| Составление характеристики политико-географического положения страны |
| |
3 | Общая характеристика зарубежной Европы. Население зарубежной Европы. | Вводная лекция
| Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран зарубежной Европы. | знать: Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран уметь: Сравнивать хозяйство стран, составлять ЭГХ страны, проводить сравнение природных ресурсов, населения, хозяйства, устанавливать черты сходства и различий
Знать/понимать Состав территории: страны Северной, Центральной, Южной, Восточной
Составлять демографический прогноз. Выявлять межнациональные конфликты. Определять тип европейского города.
| Индивидуальный, фронтальный опрос работа с картами |
|
4 | Хозяйство. Международные экономические связи | Семинар
| Создание экономическо-географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран.
| Индивидуальный фронтальный опрос работа с картами |
| |
5 | Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа | Практикум |
| Составление комплексной характеристики |
| |
6 | Европейские страны «большой семёрки»: Франция, ФРГ, Великобритания, Италия | Практикум | Составление сравнительной ЭГ характеристики двух стран «большой семерки» | Составление сравнительной характеристики |
| |
7 | Общая характеристика зарубежной Азии
| Вводная лекция |
|
знать: Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природ-но-ресурсного потенциала» населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран уметь: Проводить сравнение природных ресурсов, населения, хозяйства стран для установления черт сходства и различия, приводить доказательства на основе ЭГ материала
Знать и уметь показывать на карте регионы Азии, монархии, федеративные государства.
| Индивидуальный фронтальный опрос работа с картами
|
|
8 |
Субрегионы зарубежной Азии. Китай |
Лекция
| Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин. |
Индивидуальный фронтальный опрос работа с картами |
| |
9 | Япония | Семинар
| Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии | Сообщения учащихся |
| |
10 | Индия | Семинар | Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии | |||
| Сообщения учащихся |
| ||||
11 | Австралия и Океания | Практикум | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран. | Уметь: Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий | Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата. |
|
12 | Итоговый урок по теме «Зарубежная Азия, Австралия и Океания» | Проверочная
|
|
| Тестирование |
|
13 | Африка. «Визитная карточка» региона | Лекция | Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов | знать: Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран уметь: Составлять сравнительную характеристику ЭГХ разных стран, готовить рефераты на основе разных источников знаний
| Фронтальный опрос работа с картами |
|
14 | Деление Африки на субрегионы | Семинар
|
| Заполнение таблицы |
| |
15 | ЮАР | Практикум |
| Составление комплексной характеристики |
| |
16 | Северная Америка. «Визитная карточка» региона» | Лекция с элементами беседы
|
| знать: Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран уметь: Составлять ЭГХ стран на основе разнообразных источников знаний по плану
| Фронтальный опрос, работа с картами |
|
17 | США. Хозяйство макрорегиона | Семинар
| Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения. Объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, жизни и быта населения | Составление картосхемы |
| |
18 | Канада | Семинар
| Составление комплексной географической характеристики | Фронтальная беседа |
| |
19 | Итоговый урок по теме «Северная Америка» | Проверочная
|
| Тестирование |
| |
20 | Латинская Америка. «Визитная карточка» региона» | Лекция
| Составление программы освоения новой территории с перспективой её экономического развития XXI веке | знать: Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные уметь: Составлять сравнительную ЭГХ стран Азии и Лат Америки на основе разных источников знаний
| Фронтальная беседа |
|
21 | Бразилия | Семинар |
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами |
| |
22 | Аргентина, Мексика | Семинар |
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами |
| |
| Россия в современном мире (7 часов) |
|
|
|
| |
23 | Россия на политической карте мира | Семинар | Исторические изменения положения России на политической карте мира и их последствия. |
| Сообщения учащихся |
|
24 | Современное геополитическое положение России |
| Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России, тенденций их возможного развития |
|
|
|
25 | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда | Практикум | Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции |
| Работа с картами и составление картосхемы |
|
26 | Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего | Семинар |
|
| Сообщения учащихся |
|
27 | Особенности географии и структуры международной торговли. | Практикум | Основные формы внешних экономических связей |
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами |
|
28 | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. | Семинар |
|
| Сообщения учащихся, заполнение таблицы |
|
29 | Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах | Семинар |
|
| Тестирование |
|
| Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (5 часов) |
|
|
|
| |
30 | Понятие о глобальных проблемах | Лекция
|
| знать: Глобальные проблемы, их сущность. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. уметь: Характеризовать каждую проблему, объяснять причину их возникновения | Фронтальная беседа |
|
31 | Взаимность глобальных проблем
| Практикум
| Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения | Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами |
| |
32 | Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
| Практикум
| Географические аспекты качества жизни населения. | Защита проекта решения одной из глобальных проблем |
| |
33 | Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
| Практикум
| Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. | Собеседование |
| |
34 | Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли | Семинар |
|
| Сообщения учащихся |
|