Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №56»
города Новокузнецка Кемеровской области
Конспект урока по географии
10 класс
«Оценка мировых природных ресурсов»
Подготовила
учитель географии
высшей категории
Анфёрова Лариса Владимировна
Новокузнецк 2010
Информационная карта урока географии 10 класс №5
Тема: Оценка мировых природных ресурсов. Слайд №1
Цель: Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира .
Задачи:
Образовательные: Дать понятие «ресурсообеспеченность». Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.
Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды..
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала . Урок – практикум.
Содержание урока
Методический инструментарий | Ориентиры развития | |
1. Организационный момент. Вводная беседа Ознакомление обучающихся с задачами урока Слайд №2, с планом урока Слайд №3. 2. Изучение нового материала. Природные ресурсы и ресурсообеспеченность .Классификация природных ресурсов Слайд №4, слайд №5, слайд №6, слайд №7, слайд №8. Понятие о природных ресурсах. Слайд №9 Понятие о ресурсообеспеченности. Слайд №10. Водные ресурсы. Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды. Ресурсы пресной воды. Слайд №11. Потребление пресной воды и проблемы, возникающие в результате использования пресной воды. Слайд №12. Пути решения проблемы пресной воды на планете. Слайд №13. Примеры решения проблемы недостатка пресной воды в отдельных странах мира. Слайд №14 Обеспеченность регионов и стран мира водными ресурсами. Слайд №15
Земельные ресурсы Слайд №16 Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства. Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его». Земельный фонд планеты. Слайд №16 Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли. Большую ценность в структуре мирового земельного фонда Слайд №16 представляют обрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища 10%. Структура земельного фонда не остаётся неизменной. Слайд №17. На неё оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер. Слайд №17. Примеры темпов опустынивания Слайд №17. Обеспеченность пахотными землями отдельных регионов и стран мира. Слайд №18
Биологические ресурсы Слайд №19 Растительные ресурсы Слайд №19. Животные ресурсы Слайд №19. Совокупность всех ныне живущих на Земле растений и животных – это генетический фонд (генофонд) Слайд №19 Лесные ресурсы планеты Слайд №20. Лесистость. Слайд №20 Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира. Два лесных пояса. Слайд №21
Минеральные ресурсы Слайд №22 МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы).
Закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре. Слайд №22 Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и способствуют формированию крупных территориально-производственных комплексов. Обеспеченность минеральными ресурсами регионов мира. Слайд №23
3. Закрепление Оценка ресурсообеспеченности регионов мира. Слайд №24
4. Домашнее задание. Слайд №25 5. Завершение урока. Слайд №26 |
беседа
рассказ
Работа с картой
рассказ
Работа с картой
рассказ
работа с картой
рассказ
работа с картой
практическая работа
|
мотивация
Внимание, память, речь
Аналитическое мышление, обобщение Внимание, память
Аналитическое мышление, обобщение
Память, речь
Аналитическое мышление, обобщение
память
Аналитическое мышление, обобщение
Мышление, мотивация
|
Используемые источники информации
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений — М. : Просвещение, 2008.
2. Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. – Волгоград: Учитель, 2002.
3. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. VI – X классы / Под ред. И.И. Бариновой. – М, : Школа –Пресс, 2001
4. 1С «Образовательная коллекция». География 6-10 классы». Диск произведён: г. Ектеринбург, ул. Комвузовская, 17, ком.203. Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования РФ, 2005. ЗАО «1С», 2005, e—mail: www .rnmc .ru
5. http ://www .priroda .su /item /530 автор: А.В.Егошин «Обеспеченность Земли водными ресурсами», 22.09
6. http://www.examens.ru/otvet/2/11/138.html «Земельные ресурсы. Различие в обеспеченности»
7. http://www.krugosvet.ru/articles/20/1002069/1002069a1.htm «Минеральные ресурсы»
Данные ресурсы позволяют сделать объяснение нового материала более наглядным, а урок в целом более информативным Помимо картографических изображений используются иллюстративные изображения и интересные факты, позволяющие расширить кругозор обучающихся, а так же увеличить объём предоставляемого материала. Использование разнообразных ресурсов при разработке урока стимулирует мотивацию ученика и повышает эмоциональное отношение к предмету.